Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие Государственного бюджета
1.1 Социально-экономическая сущность и основные черты государственного бюджета
1.2 Функции государственного бюджета
1.4 Бюджетный процесс в Российской Федерации
2. Доходы и расходы Федерального бюджета
2.1 Состав и структура доходов бюджета
2.2 Состав и структура расходов бюджета
2.3 Бюджетный дефицит и его финансирование
3. Региональные и местные бюджеты
3.1 Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов
Введение
У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного на удовлетворение общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, видами экономической деятельности, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, субъектов Российской Федерации, местный).
Бюджетные отношения носят объективный характер. Это предопределено тем, что необходима материально - финансовая база для осуществления государством его функций.
В руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально - культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия издержек государственного управления.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета.
Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма. Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.
По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.
Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.
Основная цель реферата - изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг, региональный и местный бюджеты.
Объектом исследования является государственный бюджет Российской Федерации.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать понятие государственного бюджета, описать его структуру, раскрыть функции.
2. Рассмотреть доходы и расходы государственного бюджета.
3. Дать понятие бюджетного дефицита.
4. Охарактеризовать региональный и местный бюджеты.
Реферат состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых ресурсов.
1. Понятие Государственного бюджета
Одной из основных задач любого государства является удовлетворение общественных потребностей. Для этого у государства должны быть финансовые ресурсы.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Денежные средства на выполнение этой задачи берутся именно из государственного бюджета.
Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ и т.д. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
Государственный бюджет - это законодательно утвержденный финансовый план государства на определенный период времени, разработанный в целях систематизации, учета и контроля государственных доходов и расходов.
1.1 Социально-экономическая сущность и основные черты государственного бюджета
По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование экономики, социально культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это даёт возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.
Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, государственный бюджет рассматривается в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, имея при этом одновременно ряд особенностей, отличающих ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К особенностям относится следующее: государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, обусловленной обособление части национального дохода в руках государства с целью использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его государственно - территориальных образований; с помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между видами экономической деятельности, субъектами страны, сферами общественной деятельности; пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на конкретном этапе его экономического развития; область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по сравнению с другими финансовыми звеньями.
1.2 Функции государственного бюджета
Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:
· Распределительную;
· Контрольную;
· Стимулирующую;
· Социальную;
· Функцию по обеспечению существования государства.
Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Сфера деятельности распределительной функции определяется тем, что в отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
С помощью контрольной функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Она позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизованных ресурсов государств а объему его потребностей. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемых в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Стимулирующая функция проявляется в том, что государство, регулируя экономические отношения (с помощью распределительной функции), способно усиливать или сдерживать темпы роста производства, изменять структуру спроса и предложения, т.е. воздействует на экономику в зависимости от ситуации в стране.
Социальная функция проявляется в финансировании социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, образования и т.п.
Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.
1.3 Бюджетное устройство
Бюджетное устройство представляет собой организацию бюджетной системы, принципы ее построения. Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней:
· государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;
· бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России);
· местные бюджеты.
В унитарных государствах местные бюджеты со своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах - не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет.
Бюджетная система Российской Федерации, как уже отмечалось ранее, состоит из бюджетов трех уровней и включает:
федеральный бюджет и бюджеты государственных и внебюджетных фондов;
бюджеты субъектов Российской Федерации (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 5 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых, сельских бюджетов).
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты, достоверности, прозрачности, самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ и ряд других принципов.
Единство бюджетного устройства обеспечивается единой правовой базой формирования бюджета, использованием единой бюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально - экономической и налоговой политикой.
Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме.
Достоверность означает реалистичность бюджетных показателей.
Принцип прозрачности (открытости) требует обязательной публикации утверждённых бюджетов, а также отчетов об их исполнении, открытости для общества и СМИ проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, стабильности бюджетной классификации сопоставимости отчетных показателей.