Файл: Теория Государственного бюджета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

· получатели бюджетных средств.

Основные задачи бюджетного процесса:

· выявление материальных и финансовых резервов государства;

· максимально приближенный к реальности расчет расходов бюджетов;

· обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

· согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

· осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

2. Доходы и расходы Федерального бюджета

2.1 Состав и структура доходов бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются финансовой политикой государства. В Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. Формирование доходной части бюджета с переходом на рыночные отношения имеет в основном налоговый характер и составляют около 84% бюджетного фонда государства.

Налоги - это принудительные, безвозмездные и обязательные платежи, которые платят в доход государства юридические и физические лица. Существую налоги прямые, которые взимаются непосредственно с доходов и имущества, и косвенные, которые включаются в цену товаров и тарифа на услуги.

Налоговые доходы:

* налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

* налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

* налоги на совокупный доход;

* налоги на имущество;

* платежи за пользование природными ресурсами;

* налоги на внешнюю торговлю и внешние экономические операции;

* таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

* государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.

С помощью налогов государство осуществляет решение возложенных на него функций и задач.


Неналоговые доходы:

* доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

* доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

* доходы от реализации государственных запасов;

* доходы от внешнеэкономической деятельности (торговля);

* доходы от продажи земли и нематериальных активов;

* поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

* административные платежи и сборы;

* штрафные санкции, возмещение ущерба.

2.2 Состав и структура расходов бюджета

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям. Расходы удовлетворяют общегосударственные потребности

Расходы государственного бюджета страны включают следующие основные группы:

· военные расходы (расходы на национальную оборону, а также выплату пособий инвалидам и ветеранам; перевооружение армии; переход к 2010г на контрактную армию также требует вложений).

· расходы на социально-культурные нужды - льготы, стипендии (134млн россиян пользуются льготами).

· расходы на развитие экономики;

· расходы на поддержание хозяйственной конъюнктуры (переписи населения, сельскохозяйственная перепись и т.п.);

· расходы на содержание внутренних органов (суд, ОВД);

· заработная плата бюджетников (работникам образования, здравоохранения);

· выплаты процентов по государственным долгам - на сегодняшний день Россия полностью расплатилась с МДФ ( это было первоочередной задачей, т.к. МДФ диктовал нам условия какую политику нам проводить), но внутренний долг все еще остается большим.

· трансферт - (в переводе с английского языка «передавать»), государство производит социальные выплаты особо нуждающимся слоям населения - по социальному страхованию и обеспечению, пенсий по старости, пособий на детей, по инвалидности и безработице, и т.п. Через трансфертные платежи правительство изменяет структуру производства товаров частного сектора.


2.3 Бюджетный дефицит и его финансирование

Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами.

Существуют различные причины возникновения бюджетного дефицита, например, такие как:

· спад общественного производства;

· значительный объем капиталовложений;

· чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия);

· высокие военные расходы;

· неэффективная внешнеэкономическая политика;

· огромные непроизводительные расходы, хищения;

· истощение месторождений полезных ископаемых;

· излишне, неоправданно раздутые социальные программы;

· в связи с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики и д.р.

Размеры дефицитов колеблются в зависимости от конкретной экономической ситуации. При неблагоприятных экономических условиях дефициты возрастают.

Исходя из вышеперечисленных причин можно выделить следующие виды бюджетного дефицита:

· чрезвычайный дефицит - (войны, стихийные бедствия) от них трудно застраховаться, для предупреждения и ликвидации последствий создаются внебюджетные и резервные фонды;

· структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами в условиях полной занятости;

· циклическим дефицитом - разность между реальным и структурным дефицитом бюджета;

· действительный дефицит - возникает в связи с постоянным увеличением расходов и реальным отставанием от них доходов;

· временный дефицит - в его основе лежит ряд объективных (стихийные бедствия) и субъективных (ошибки в планировании, колебание цен на мировом рынке) причин;

· хронический дефицит - возникает в течении длительного периода времени. Причинами его являются длительный цикл экономического кризиса, длительные войны и др.

· первичный дефицит - это разница между доходами бюджета и его расходами без учета процентных выплат по государственному долгу;

· а с учетом процентов можно выделить конечный дефицит.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся:

· кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации (в рублях);

· государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;


· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

· сумма превышена доходов над расходами по государственным запасам и резервам.

А к внешним источникам относятся:

· государственные займы, получаемые в иностранной валюте, путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

· кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций;

· кредиты международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

· бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

· кредиты, полученные от кредитных организаций;

· поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

· изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ;

Для страны с динамично развивающейся экономикой бюджетный дефицит не страшен, но все же сумма, полученная государством в долг не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны и на налогоплательщиков.

2.4 Бюджетный профицит

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию - создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ - К > РБ - ОГД

где:

· ДБ - доходы госбюджета;

· К - кредиты и займы;


· РБ - расходы госбюджета;

· ОГД - обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

· сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

· предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

· увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

3. Региональные и местные бюджеты

3.1 Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов

Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований - республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов Федерации, а бюджеты муниципальных образований (административных районов, городов, поселков) - местными бюджетами.

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и местный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций региона и местного самоуправления.

Региональные и местные бюджеты являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе РФ, 55 краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты 10 автономных округов. Местные бюджеты (бюджеты районов, городов и сельские) включают 29 тыс. бюджетов.

В последние годы роль региональных и местных бюджетов возрастает, расширяется сфера их применения в связи с расширением прав региональных и местных органов власти в соответствии с Законом РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления".