Файл: Понятие и основные признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важнейшим признаком государства как организации властвования является государственный суверенитет.

Суверенитет государства означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость её на международной арене. 

Любой субъект права, который признан государством, вправе осуществлять свою высшую власть в рамках обозначенной для него территории. Данный субъект самостоятельно определяет характер взаимоотношений с другими государствами, которые не имеют права вмешиваться во внутреннюю политику этой страны. Суверенитет является неотъемлемым признаком любого государства вне зависимости от величины территории, политического, социально-экономического, религиозного уклада и любых других факторов.

Государственный суверенитет включает в себя принципы:

  • Единство и неделимость территории;
  • Неприкосновенность его территориальных границ;
  • Невмешательство во внутреннюю политику.

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами.

Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:

  • в универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
  • в прерогативе - возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;
  • в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти проявляется в способности издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц и организаций.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает её взаимодействия с другими общественными организациями при решении различных вопросов общественной жизни. Как раз наоборот, в суверенитете государства находит своё политическое и юридическое выражение воля народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.

Независимость характеризуется наличием у государства формального или ограниченного суверенитета. 


Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашён, а фактически, в силу распространения на государство влияния других государств, не осуществляется.

Следует отметить, что любое государство существует в сообществе других государств и в той или иной степени зависит от них; абсолютного государственного суверенитета не существует.[6]

Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное - может иметь место по отношению к побеждённому в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное – может допускаться самим государством по взаимной договорённости с другими государствами:

  • ради достижения определённых, общих для всех целей;
  • в случае объединения государств в федерацию и передачи ими части своих суверенных прав федерации.

Выделяют три основных разновидности суверенитета:

  • Народный суверенитет - суверенитет народа, который признается первоисточником власти;
  • Государственный суверенитет - состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию;
  • Национальный суверенитет - право каждой нации на самоопределение. 

Суверенитет государства имеет экономические, политические и правовые основы.

Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета - существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Публичная власть как признак государства.

Власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к двум важнейшим: выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества появляются разнообразные интересы у различных групп, слоев, классов, и регулирование этих интересов означает политику.[7]


Государство – политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования.

Публичная власть выражается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев. Публичный характер власти обозначает, что принятые от лица государства решения обязательны для всего общества, независимо от того, участвовало ли оно в их принятии или нет. При этом отношение субъекта к принятым решениям может быть и отрицательным. Но на этот случай у публичной власти есть аппарат принуждения, который гарантирует исполнение законов на всей территории государства.
Публичная власть отражает институциональную основу государства. Она состоит из госаппарата, правоохранительной системы, военных, репрессивных, карательных органов. Публичная власть формируется за счет особого класса людей - чиновников и госслужащих. Они на контрактной основе выполняют управленческие функции и получают за это денежное вознаграждение.

Публичная власть отражает дифференциацию государства от общества. Ее наличие делит социальную общность на управляющих и управляемых. При этом власть всегда должна следовать интересам народа и объединяет его.

Важнейшими характеристиками публичной власти являются легальность и легитимность.

В первом случае речь идет о правовой основе власти. Легальной можно считать власть, которая была сформирована в соответствии с избирательными процедурами. Например, путем выборов. А власть, сформированная в результате вооруженного переворота, по сути нельзя считать легальной.

Легитимность нельзя отождествлять с легальностью. Под ней понимается авторитет власти, уровень ее поддержки со стороны населения и соответствие его ценностным ожиданиям. Легитимность власти в государстве может строиться на традициях, на авторитете или личностной харизме руководителей, либо на рациональной основе. Последний тип легитимности характерен для демократических государств. В этом случае люди подчиняются не непосредственно авторитету лидера или элиты, а законам. Власть в таком обществе - обезличена, она лишь инструмент обеспечения порядка в обществе.

Государственная власть выполняет ряд важнейших функций. В их числе правотворческая, правоприменительная, правоохранительная и надзорно-контрольная. В реализации этих функций власть обладает монопольным характером. Это и отличает государственную власть от политической.


Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть первична, т. е. государство приобретает свою силу в условиях общественного развития, тех процессов, которые происходят по мере образования государственной формы организации общества.

Система права как признак государства.

Государство как организация властвования имеет органическую связь с правом. Государство издает законы и подзаконные нормативные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права, т.е. государство создает право. Право, в свою очередь, ставит деятельность государства в определенные рамки.

Право - это система общеобязательных пра­вил поведения, санкционированных государством и закрепленных в виде законов, судебных решений и других актов государственной власти. Характерными признаками права служат общеобязательный характер его предписаний, распространение на неопределенный круг субъектов, а также санкционирование его норм государством.

Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности.

В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечиваемых силой общественного принуждения, пра­вовые нормы охраняются силой государстват. е. спе­циальными государственными органами. Если иные социальные нормы вырабатываются самим обществом (обычаи, традиции, обряды, ритуалы), то правовые нормы формируются государственными органами. Для этой цели в современных государствах образуются законодательные органы.[8]

Право  оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические  рамки  и формы  осуществления  функций  государства.

Налоговая система как признак государства.

Налоги и сборы, необходимые для функционирования государства, появляются вместе с его возникновением. Так, в Древнерусском государстве существовала дань, которая по сути являлась налогом.[9]

Налоговая система - совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.


С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению финансовыми потоками в государстве и экономикой страны вообще.

Налоговая система призвана: 

  • обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства;
  • создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

Для содержания органов государственной власти, обеспечения безопасности страны, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам, финансирования социальной сферы (здравоохранение, наука, культура, образование), формирования резервного фонда на случай наступления непредвиденных обстоятельств или стихийных бедствий с населения любого государства взыскиваются обязательные платежи в виде налогов.

Основой налоговой системы являются налоги.

Налоги - учрежденные государством обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ, формирования общенационального бюджета, обеспечиваемые государственным принуждением и не носящий характер наказания. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая законы. Сбор налогов осуществляется специальными органами.

Налоги имеют исключительно денежный характер. Все налоговые платежи производятся деньгами в наличной и безналичной форме. Отчуждение товаров в пользу государства невозможно.
Налоги являются основным источником пополнения государственной казны.

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

Заключение.

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующее заключение. Государство возникло не сразу, а как закономерный результат эволюции человека и его мышления. Появление государства явилось своего рода «спасением» человечества, некоторой гарантией стабилизации происходящих в обществе тех или иных процессов.

Любое государство создается самим народом для того, чтобы возложить на него функцию организации самозащиты. От всех прочих форм коллективности государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.