Файл: ГК_1-3_комм_Ершов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6160

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Такое решение означает установление более строгой ответственности перевозчика, ибо согласно ст. 1079 ГК использование транспортных средств рассматривается как деятельность с повышенной опасностью для окружающих и ответственность причинителя вреда наступает независимо от его вины (см. коммент. к этой статье).

3. Повышенная ответственность перевозчика может быть предусмотрена законом или договором перевозки. В настоящее время такое регулирование установлено ст. 96 ВК, согласно которой перевозчик несет ответственность за вред, причиненный смертью или повреждением здоровья пассажира при воздушной перевозке, если не докажет, что вред возник вследствие умысла самого потерпевшего.

Повышенная ответственность за вред, причиненный здоровью пассажира радиационным воздействием транспортных средств, использующих ядерные реакторы, вытекает из ст. ст. 3, 53 и др. статей Закона об атомной энергии. Такая ответственность наступает без вины и исключается вследствие непреодолимой силы, военных действий, вооруженных конфликтов и умысла потерпевшего (ст. 54 Закона). Однако предел такой ответственности может быть ограничен (ст. 55 Закона).

4. При международных перевозках ответственность перевозчика перед пассажиром определяется условиями соответствующих международных соглашений (транспортных конвенций), обязательных для РФ, и может быть ими ограничена определенным максимальным пределом.


Глава 41. ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ


Комментарий к главе 41


1. В гл. 41 ГК впервые в нашем праве на уровне закона установлена система правовых норм об основных условиях договора транспортной экспедиции и предусматривается принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности (п. 3 ст. 801 ГК). Это отражает возрастающее значение договора экспедиции в условиях рынка и наличие у него ряда особенностей, требующих правового урегулирования.

2. Глава 41 ГК не содержит подробного регулирования экспедиторских отношений, в частности, не определяет обязанности сторон по взаимным расчетам и ответственность клиента. До принятия закона о транспортно-экспедиционной деятельности, если соответствующие взаимные обязанности сторон не определены договором, в этих вопросах следует руководствоваться общими положениями об обязательствах, содержащимися в разделе III ГК, а в зависимости от условий заключенного договора - субсидиарно также нормами ГК о договорах поручения (гл. 49), комиссии (гл. 51) и агентирования (гл. 52). Обоснование см. в п. 8 комментария к ст. 801 ГК.

3. К договору транспортной экспедиции применяется общий срок давности в три года (ст. 196 ГК), однако клиент должен учитывать правила ч. 2 ст. 803 ГК и при наличии ответственности перевозчика принимать во внимание установленную для перевозок грузов давность в один год (п. 3 ст. 797 и коммент. к ней), что может позволять экспедитору при позднем заявлении требований к нему и наличии ответственности перевозчика ссылаться на истечение давности.



Статья 801. Договор транспортной экспедиции


Комментарий к статье 801


1. В п. 1 статьи уточнено понятие договора транспортной экспедиции, содержавшееся в п. 1 ст. 105 Основ ГЗ. Во-первых, клиентом в таком договоре может быть как отправитель, так и получатель груза. Во-вторых, более полно определен круг услуг, которые могут быть предметом договора экспедиции, причем перечень их в заключаемом договоре может быть расширен.

2. Следует полагать, что клиентом в договоре транспортной экспедиции могут выступать наряду с отправителем и получателем груза также и другие лица: собственник груза, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связаны с перевозкой вследствие наличия договорных отношений с отправителем или получателем груза.

3. Экспедитором может быть юридическое лицо - предприниматель, а также гражданин, получивший статус предпринимателя. Для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии с соблюдением процедур, установленных актами Правительства РФ, которые названы в коммент. к ст. 785 ГК (п. 2).

4. При исполнении обязанностей экспедитора перевозчиком (п. 2 ст. 801) возникает сложный и практически важный вопрос о разграничении обязательств сторон, вытекающих из договоров перевозки и экспедиции. Возможны две ситуации.

Во-первых, отношения экспедиции и перевозки обособлены и перевозчик выступает экспедитором в отношении другого лица (например, переотправка груза по новому транспортному документу).

Во-вторых, перевозчик выполняет функции экспедитора в рамках заключенного им договора перевозки, что бывает чаще.

Практическое значение такого деления состоит в том, что в первом случае отношения сторон должны быть подчинены правилам о договоре транспортной экспедиции, во втором - к таким отношениям, в зависимости от их характера, надлежит применять нормы или о договоре экспедиции, или о договоре перевозки, поскольку сами экспедиторские функции выполняются при осуществлении перевозочного процесса. Это касается прежде всего ответственности сторон и сроков исковой давности, которые в договорах транспортной экспедиции и перевозки груза различны (три года и один год).

5. Договор экспедиции может возлагать на экспедитора обязанность заключить договор перевозки от имени клиента или от своего имени. Когда обязанности экспедитора исполняются перевозчиком (п. 2 ст. 801), он не вправе заключать договор перевозки от своего имени.

На практике функции экспедитора зачастую осуществляет транспортная организация, которая не является перевозчиком данного груза. Так, организации автомобильного транспорта обеспечивают клиенту отправку (получение) груза железнодорожным, воздушным или водным транспортом. Поскольку при такой ситуации экспедитор не является перевозчиком, отношения между ним и клиентом регулируются только договором экспедиции.


6. Другими законами и правовыми актами, содержащими нормы о договоре транспортной экспедиции, являются транспортные уставы и кодексы.

Нормы УЖД (ст. 68), УВВТ (ст. 78) и КТМ (ст. 62) о транспортной экспедиции носят общий характер. В УАТ имеется специальный раздел о транспортно-экспедиционных услугах автомобильного транспорта (ст. ст. 124 - 125), который в части их осуществления отсылает к правилам перевозок грузов автотранспортом (см. об этом далее).

7. До принятия в РФ названных в п. 3 комментируемой статьи Закона о транспортно-экспедиционной деятельности и других актов РФ об экспедиции сохраняют свое значение ранее изданные акты законодательства об отдельных видах транспортной экспедиции; основные из них следующие: правила транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР (разд. 27 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, изданных в соответствии с УАТ); основные условия производства транспортно-экспедиционных операций по внешнеторговым грузам на погранстанциях (утв. в 1955 Министерствами внешней торговли и путей сообщения).

Положения названных и других ведомственных нормативных актов о транспортной экспедиции могут быть изменены и дополнены в заключаемых договорах экспедиции.

8. В ст. 801 нет содержавшихся в п. 2 ст. 105 Основ ГЗ правил о том, что к договору транспортной экспедиции применяются положения о договоре поручения, если экспедитор действует от имени клиента, и положения о договоре комиссии, если экспедитор действует от своего имени.

Однако в абз. 2 п. 1 ст. 801 говорится о заключении экспедитором договоров перевозки грузов от имени клиента или от своего имени. Это дает основание для субсидиарного применения к транспортной экспедиции, в зависимости от указаний заключенного договора, соответствующих норм о договоре поручения (гл. 49 ГК), комиссии (гл. 51 ГК) и нового договора нашего гражданского права - агентирования (гл. 52 ГК).


Статья 802. Форма договора транспортной экспедиции


Комментарий к статье 802


1. Несоблюдение письменной формы договора транспортной экспедиции не лишает стороны права приводить письменные и другие доказательства (кроме свидетельских показаний) о заключении договора (ст. 162 ГК). Такими другими доказательствами может быть, в частности, фактическое исполнение договора экспедитором полностью или в части.

2. Порядок выдачи доверенности определяется в ст. ст. 185 - 189 ГК. В этих случаях возможно также коммерческое представительство (ст. 184 ГК), являющееся в нашем гражданском праве новой формой представительства.


Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции


Комментарий к статье 803


1. По общему правилу ответственность экспедитора перед клиентом определяется правилами гл. 25 ГК и состоит в обязанности возместить причиненные убытки (ст. 393 ГК). Однако размер возмещаемых убытков может быть ограничен как законодательством, так и договором (см. ч. 2 ст. 803 ГК).


2. Согласно ч. 2 ст. 803 ГК, если нарушение обязательства экспедитора вызвано действиями перевозчика, ответственность экспедитора подчинена правилам об ответственности самого перевозчика. Это может вести к ограничению ответственности экспедитора, например, при просрочке доставки груза перевозчиком, когда последний уплачивает только неустойку, но не возмещает убытки.

Кроме того, некоторые экспедиторы оговаривают в своих договорах предел своей ответственности, обычно исчисляемый применительно к весу перевозимого груза.

3. Акты законодательства, названные в п. 7 коммент. к ст. 801 ГК, предусматривают уплату сторонами неустойки (пени, штрафа) при нарушении некоторых их обязательств. Условие об уплате неустойки может быть согласовано самими сторонами в заключаемом договоре.


Статья 804. Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору


Комментарий к статье 804


1. Обязанность клиента предоставить экспедитору документы и другую информацию определяется в п. 1 в общей форме. Круг такой информации, ее содержание, а также порядок и сроки передачи экспедитору должны определять заключаемый сторонами договор.

2. Сообщение экспедитора об обнаруженных недостатках полученной от клиента информации должно быть сделано незамедлительно, и экспедитор несет неблагоприятные последствия своего промедления.

3. Не приступать к исполнению своих обязанностей экспедитор вправе при непредоставлении информации, что должно пониматься как непредоставление информации вообще, так и предоставление ее с недостатками, но при условии, что экспедитор сообщил об этом клиенту.

4. Нарушение клиентом обязанности предоставить необходимую информацию экспедитору (п. 4 ст. 804) имеет место как при непредоставлении такой информации или предоставлении ее с опозданием, так и при предоставлении неполной или неправильной информации. Во всех этих случаях клиент обязан к возмещению убытков экспедитора (ст. 393 ГК), размер которых должен быть этим последним доказан.


Статья 805. Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом


Комментарий к статье 805


1. В статье конкретизируются применительно к договору транспортной экспедиции общие правила гражданского законодательства о допустимости возложения исполнения на третье лицо (ст. 313 ГК) и ответственности должника за действия третьих лиц, на которых возложено исполнение (ст. 403 ГК).

2. Однако в отличие от ст. 313 ГК в ст. 805 нет указаний о том, что обязанность личного исполнения договора экспедитором может вытекать из закона, иных правовых актов или существа обязательства. Это различие в тексте ст. 313 ГК и ст. 805 дает основания считать, что в договоре транспортной экспедиции правомочия экспедитора на привлечение третьих лиц являются более широкими, нежели в других договорах, что отвечает особенностям договора экспедиции, часто исполняемого при дальних перевозках в отдаленных географических точках.



Статья 806. Односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции


Комментарий к статье 806


1. Часть 1 комментируемой статьи в изъятие из общего правила гражданского законодательства о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства (ст. 310 ГК) предоставляет на это право участникам договора транспортной экспедиции. Однако условием реализации такого права является предупреждение контрагента в разумный срок, который должен определяться с учетом всех обстоятельств конкретного дела. Сами основания отказа от договора могут быть различными и приниматься во внимание не должны.

2. В ч. 2 говорится об одностороннем отказе от исполнения договора, под которым из сопоставления с ч. 1 следует понимать отказ, сделанный без предупреждения о том в разумный срок. Сторона, заявившая об одностороннем отказе от договора, обязана возместить контрагенту причиненные таким отказом убытки, которые определяются по общим правилам (ст. 393 ГК).

3. Правила ст. 806, как специальная норма, должны считаться отменяющими положения ст. 450 ГК об основаниях расторжения договора и ст. 453 ГК о последствиях такого расторжения. Применение этих положений, в частности судебный порядок расторжения договора экспедиции, не отвечало бы природе договора экспедиции, который динамичен и может требовать быстрых изменений, например при переадресовке груза в пути. Однако некоторые правила ст. ст. 806 и 450 ГК (в части возмещения убытков) являются аналогичными.

4. В предусмотренных ст. 806 случаях отказа от договора имеются основания для применения правил ГК о неосновательном обогащении (гл. 60 ГК), касающихся возврата имущества и возмещения затрат на него.


Глава 42. ЗАЕМ И КРЕДИТ


§ 1. Заем


Статья 807. Договор займа


Комментарий к статье 807


1. Настоящая статья определяет общие положения о договоре займа, указывая на особенности его предмета. Так, в качестве предмета займа могут выступать:

- деньги;

- вещи, определенные родовыми признаками.

Особенностью займа, в отличие от аренды, является обязанность заемщика возвратить займодавцу не конкретную вещь, которая была передана взаймы, а то же количество вещей, которые должны относиться к тому же роду и иметь такое же качество. Что касается денег, возвращенная сумма должна быть равна той, которую получил заемщик.

2. Об условиях использования иностранной валюты в качестве предмета займа читайте комментарий к статьям 140, 141 и 317 ГК РФ.


Статья 808. Форма договора займа


Комментарий к статье 808


1. Форма договора займа должна соответствовать требованиям, определенным в настоящей статье. Так, обязательная письменная форма необходима, если заимодавцем выступает юридическое лицо, а в случаях, когда заимодавец - физическое лицо, сумма займа должна превышать 10 МРОТ. Однако указанное не означает, что физические лица не могут оформить договор займа на меньшую сумму в письменном виде.