Файл: ГК_1-3_комм_Ершов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

До принятия новых законов РФ продолжают применяться Постановления Правительства СССР и РФ по вопросам транспорта, в числе которых: Положение о взаимной ответственности морского транспорта и отправителей при перевозках экспортных и импортных грузов, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 1 июня 1965 г. N 429 (СП СССР. 1965. N 14. Ст. 105); Постановление Совета Министров СССР от 13 декабря 1990 г. N 1274 "О мерах по обеспечению сохранности импортных грузов" (СП СССР. Отд. I. 1991. N 1. Ст. 5).

4. Правила перевозок на отдельных видах транспорта в соответствии с транспортными уставами и кодексами утверждаются соответствующими транспортными министерствами и публикуются в периодических сборниках правил перевозок и тарифов (издаются для железнодорожного и морского транспорта), а также в виде сборников таких правил, которые иногда именуются тарифами или тарифными руководствами.

Правила перевозок являются важным источником транспортного права. В развитие и дополнение транспортных уставов и кодексов они содержат как положения общего характера (порядок предъявления грузов к перевозке и их выдачи, оформление транспортной документации), так и специальные правила о перевозках отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.). Отдельно утверждаются правила перевозок пассажиров и багажа.

5. Абзац 2 п. 2 ст. 784 ГК начинается с указания об определении условий перевозки соглашением сторон. Эта формулировка, отражающая свободу договора в условиях рынка с правом сторон свободно определять его условия (ст. 421 ГК), в сфере транспортной деятельности имеет свои рамки ввиду особенностей транспорта (массовость операций, единство транспортно-технологических процессов, интересы безопасности).

Соглашение сторон об условиях перевозки возможно, если нормы транспортного права предоставляют клиентам право выбора между определенными условиями перевозки (например, избрание вида отправки, скорости доставляемого груза и т.д.) или носят диспозитивный характер. Большинство норм транспортного права, особенно на железнодорожном и воздушном транспорте, имеют императивный характер, что обусловлено транспортно-технологическими особенностями работы транспорта и интересами безопасности перевозок.


Статья 785. Договор перевозки груза


Комментарий к статье 785


1. В п. 1 статьи сохранено ранее принятое в праве РФ определение договора перевозки груза. Однако фигура перевозчика в этом договоре претерпела изменения.

2. Проводимая в РФ приватизация привела к возникновению во всех отраслях транспорта (кроме железнодорожного, где по-прежнему сохраняются государственные железные дороги) частных перевозчиков, имеющих форму различных хозяйственных товариществ и обществ, допускаемых гл. 4 ГК.

Для осуществления государственного регулирования рынка транспортных услуг и защиты интересов потребителей таких услуг законодательство РФ предусматривает лицензирование перевозочной деятельности. Положения о лицензировании перевозочной деятельности утверждены: на автомобильном транспорте - Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. N 118, на морском и внутреннем водном транспорте - Постановлением СМ РФ от 23 августа 1993 г. N 840, на воздушном транспорте - Постановлением СМ РФ от 23 августа 1993 г. N 850 (СА РФ. 1993. N 35. Ст. 3316, 3319).


3. Заключение договора перевозки груза может подтверждаться и другими письменными документами, помимо названных в п. 2, особенно в случаях их дефектов и утраты. При железнодорожных перевозках предусматриваются составление дорожной ведомости, повторяющей сведения накладной, и выдача отправителю грузовой квитанции о приеме груза к перевозке (ст. 38 УЖД).

Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов.

4. Особенностью железнодорожного транспорта являются перевозки грузобагажа, когда мелкие партии грузов перевозятся в почтово-багажных поездах или в багажных вагонах пассажирских поездов, если они полностью не загружены. Перевозка грузобагажа определяется ч. IV Правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам (Тарифное руководство N 5), однако ответственность за грузобагаж железные дороги несут согласно статьям УЖД об ответственности за груз (ст. ст. 151, 153 и 154 УЖД).

5. Для практики актуальным является вопрос о возможности оспаривания сведений, содержащихся в документе о заключении договора перевозки груза. Практика судов допускает такое оспаривание при условии представления надлежащих доказательств, как правило письменных.


Статья 786. Договор перевозки пассажира


Комментарий к статье 786


1. В п. 1 повторено ранее принятое в праве РФ определение договора перевозки пассажира. При сдаче пассажиром к перевозке багажа (принадлежащие лично пассажиру вещи) содержание договора пассажирской перевозки дополняется условиями перевозки багажа, которые в транспортном праве подробно регламентируются.

Правила перевозок на отдельных видах транспорта содержат подробные указания в отношении порядка перевозок багажа: перечень запрещенных к перевозке багажом предметов, предельный вес и размер перевозимых багажом вещей, особенности перевозок отдельных видов багажа и т.д.

2. О правовом статусе перевозчика в договоре перевозки пассажира см. коммент. к ст. 785 (п. 2).

3. Договор пассажирской перевозки - возмездный, однако имеется большой круг пассажиров, которым предоставлено право на бесплатный проезд на транспорте как в городском и пригородном сообщении, так и при дальнем следовании. Такое право предоставлено рядом законов РФ, а для городского и местного сообщений - решениями органов субъектов Федерации. В этих случаях расходы транспорта возмещаются из средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 ГК).

4. Выдаваемый в удостоверение договора пассажирской перевозки билет на воздушном транспорте в интересах безопасности традиционно является именным. В этих же целях на железных дорогах (кроме пригородного сообщения) с 1 июля 1995 г. также введена система именных пассажирских билетов. Изменение фамилии в билете не допускается.


5. При пассажирских перевозках имеют место случаи утраты пассажиром приобретенных билетов и багажных квитанций. Согласно правилам перевозок утраченные пассажирские билеты не возобновляются и уплаченные за билет деньги не возвращаются. При утрате багажной квитанции багаж выдается на основании письменного заявления пассажира.

6. В п. 3 названы лишь основные права пассажира, круг которых согласно транспортному законодательству значительно шире. На железнодорожном транспорте пассажир вправе, в частности, делать остановки в пути следования, продлить срок годности билета при болезни, изменить маршрут следования, выехать с ранее отходящим поездом и др. (ст. 128 УЖД). Дополнительные права предоставляют пассажиру также транспортные уставы и кодексы других видов транспорта.

7. Согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ N 7 о практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей, перевозки граждан и их багажа регулируются Законом о защите прав потребителей. Этот Закон существенно расширяет правомочия пассажира и усиливает защиту его интересов при перевозках.


Статья 787. Договор фрахтования


Комментарий к статье 787


1. Статья дает в ч. 1 традиционное для транспортного права определение договора фрахтования, который именуется также чартером (см. п. 1 ст. 120 КТМ, ст. 134 ВК).

2. Договор фрахтования широко применяется при водных и воздушных перевозках, порядок его заключения и основные условия определены в КТМ, где имеется система норм о чартере, и ВК, где ему посвящена специальная глава (гл. IX "Чартер").

3. Чартер на морском транспорте используется преимущественно в международном (заграничном) сообщении с применением в этих случаях проформ морского чартера, выработанных в рамках международных неправительственных морских организаций.

4. На железнодорожном и автомобильном транспорте чартер в настоящее время практически не используется.


Статья 788. Прямое смешанное сообщение


Комментарий к статье 788


1. Прямое смешанное сообщение, которое иногда именуется также комбинированным, характеризуется двумя признаками: а) участие в перевозке перевозчиков разных видов транспорта; б) составление на перевозку одного (единого) транспортного документа.

В этом случае возникают дополнительные транспортно-правовые вопросы, связанные с особенностями условий таких перевозок и организацией взаимоотношений соперевозчиков различных видов транспорта.

2. В ст. 788 предусматривается принятие специального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. В настоящее время такие перевозки регламентируются нормами, содержащимися в УЖД (ст. ст. 96 - 119), УВВТ (ст. ст. 147 - 178), ВК (ст. 77), КТМ (ст. 13) и УАТ (ст. ст. 105 - 123). Сохраняют свое значение также правила смешанных перевозок грузов, утвержденные транспортными министерствами. Наиболее важные из них - Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утв. транспортными министерствами СССР в 1956 г. (с последующими дополнениями).


3. Положения ст. 788 носят общий характер и не исключают использование как ныне существующей в РФ системы осуществления смешанного сообщения (несколькими соперевозчиками различных видов транспорта), так и организации перевозок так называемым оператором смешанного сообщения, выдающего документ на прямую перевозку (прямой коносамент) и привлекающего для этого необходимых перевозчиков. Такая система применяется в настоящее время крупными российскими экспедиторами при международном транзите грузов через территорию РФ.


Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования


Комментарий к статье 789


1. Понятие транспорта общего пользования было введено ст. 100 Основ ГЗ и получило дальнейшее развитие и уточнение в ст. 789. Главные его особенности - наличие обязанности осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица, причем на равных условиях. В этих целях договор перевозки на транспорте общего пользования признается публичным договором (ст. 426 ГК).

2. Согласно ст. 426 ГК при необоснованном уклонении транспортной организации общего пользования от заключения договора перевозки заинтересованная сторона вправе, в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК, обратиться в суд о понуждении к заключению договора и о возмещении причиненных убытков.

3. Предусматривая обязательную публикацию перечня организаций, являющихся транспортом общего пользования, абзац второй п. 1 ст. 789 ГК не определяет порядок публикации этого перечня. До определения такого порядка в транспортных уставах и кодексах или специальном акте и начала его практического применения перевозчиками общего пользования следует считать железные дороги, входящие в общую сеть железных дорог РФ и открытых для общего пользования (ст. 4 УЖД), автотранспортные предприятия, названные в ст. 4 УАТ, а также водных и воздушных перевозчиков общего пользования. Ограничения в этом отношении могут вытекать из выданной перевозчику лицензии, о чем должно быть объявлено. Информация клиентуры по данному вопросу должна публиковаться в сборниках правил перевозок (тарифах) и объявляться во всех пунктах отправления.


Статья 790. Провозная плата


Комментарий к статье 790


1. В статье названы два различных порядка определения провозной платы на транспорте: перевозки транспортом общего пользования оплачиваются по утвержденным тарифам (п. 2), другие перевозки - по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом и правовыми актами (п. 1). Оба положения сформулированы в общей форме и не исключают более полного регулирования по этому вопросу в других законах и правовых актах.

2. Действующее в РФ законодательство о государственном регулировании цен (тарифов) предусматривает различный порядок установления провозных платежей в зависимости от вида транспорта и вида оказываемых им услуг. Согласно Закону о естественных монополиях железнодорожный транспорт является субъектом таких монополий (ст. 4 Закона) и в отношении него допускается ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (ст. 6 Закона). Другие виды транспорта к естественным монополиям не отнесены.


Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 (СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 997) Правительство и федеральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование тарифов на перевозки грузов и погрузочно-разгрузочные работы, перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении). Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщениях, кроме железнодорожного транспорта. Такое же регулирование допускается в отношении некоторых видов автомобильных, морских, речных и воздушных перевозок.

3. С введением в действие ГК для перевозчиков общего пользования (ст. 789) в силу п. 2 ст. 790 плата за перевозку должна определяться на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Это не исключает, однако, принятия по данному вопросу иных законодательных актов, определяющих основы ценовой политики в РФ (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, устанавливающий круг ведения РФ).

4. На железнодорожном транспорте договорные тарифы могут устанавливаться соглашением сторон по просьбе клиента только на работы и услуги, не являющиеся обязанностью железных дорог.

Перечень видов работ и услуг и условия их согласования определены Временным порядком установления и применения свободных (договорных) тарифов на перевозки грузов и дополнительные услуги, выполняемые предприятиями железнодорожного транспорта, утвержденным 26 декабря 1994 г. МПС и Минэкономики РФ.

5. В п. 4 конкретизированы применительно к перевозке общие правила ст. ст. 359, 360 ГК об удержании, являющемся одним из способов обеспечения исполнения обязательств. При этом иные правила в отношении удержания, в отличие от п. 3 ст. 359 ГК, могут быть установлены законом и правовыми актами, т.е. предусматриваться в транспортных уставах и кодексах.

6. В п. 5 ст. 790 ГК допущена опечатка: вместо слова "организацией" должно быть "организации".


Статья 791. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза


Комментарий к статье 791


1. До перехода народного хозяйства РФ к рыночным отношениям на всех видах транспорта преобладала система централизованного планирования грузовых перевозок, при которой подача транспортных средств для крупных грузоотправителей осуществлялась согласно их заявкам, основанным на планах перевозки. В ст. 791 предусматривается переход к системе подачи транспортных средств отправителям грузов на договорной основе, формой которой могут быть как договор, так и разовые заявки (заказы) грузоотправителя.

2. Это договорное регулирование, отвечающее отношениям рыночного типа, не исключает использования на отдельных видах транспорта и применительно к отдельным видам перевозок централизованного определения порядка подачи транспортных средств. Такой централизованный порядок организации перевозок предусмотрен, в частности, Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 1992 г. N 936 "О мерах по обеспечению стабильной работы транспорта при перевозках экспортных грузов" (СА РФ. 1992. N 24. Ст. 2107).