ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6214
Скачиваний: 1
При прекращении обстоятельств, послуживших основанием для ограничения дееспособности, суд на основании заявления самого гражданина, ограниченного в дееспособности, его представителя, члена его семьи, попечителя, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения принимает решение об отмене ограничения гражданина в дееспособности. На основании данного решения отменяется установленное над гражданином попечительство.
Статья 31. Опека и попечительство
Статья 32. Опека
Статья 33. Попечительство
Комментарий к статьям 31 - 33
Опека и попечительство являются правовыми формами реализации прав и защиты интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан, а в случаях, когда опека или попечительство устанавливаются в отношении несовершеннолетнего лица, они призваны обеспечить также и его надлежащее воспитание.
Непосредственное осуществление функций, связанных с опекой и попечительством, возлагается соответственно на опекуна и попечителя.
Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются прежде всего ГК РФ, а также Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:
- обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
- защита прав и законных интересов подопечных;
- обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
- обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
- обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
- контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
- обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.
Легальная дефиниция опеки закреплена статьей 2 Федерального закона "Об опеке и попечительства". Опека определяется как "форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия".
Попечительство - это "форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 ГК РФ".
Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
Семейным кодексом РФ установлено, что устройство ребенка под опеку или попечительство должно осуществляться с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется только с его согласия. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:
- воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 ГК РФ;
- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;
- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;
- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;
- защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя).
Статья 34. Органы опеки и попечительства
Комментарий к статье 34
Статья 34 ГК РФ определяет основы правового статуса органов опеки и попечительства в общем виде. Более детальное регулирование содержится в главе 2 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".
Согласно статье 6 указанного Федерального закона органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. Наделение того или иного органа полномочиями в сфере опеки и попечительства решается на уровне законодательства соответствующего субъекта РФ. По сложившейся еще в советский период традиции органами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних являются, как правило, органы образования, а в отношении прочих категорий подопечных - органы здравоохранения и социального развития. Однако в любом случае в акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с указанным Федеральным законом и профильным законом субъекта РФ могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству с передачей им необходимых материальных и финансовых средств.
Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.
Основными задачами органов опеки и попечительства в соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" являются:
- защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
- надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:
- выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
- обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
- установление опеки или попечительства;
- осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
- освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
- выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
- заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 ГК РФ;
- представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
- выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 ГК РФ;
- подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
- оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.
Федеральными законами и законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные полномочия органов опеки и попечительства.
Статья 35. Опекуны и попечители
Комментарий к статье 35
В случае установления над лицом опеки или попечительства ему назначается соответственно опекун или попечитель. Решение о назначении принимается органом опеки и попечительства на основании письменного заявления претендента в течение месяца со дня, когда соответствующему органу стало известно об установлении опеки или попечительства.
Исходя из интересов лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, орган опеки и попечительства может назначить ему нескольких опекунов или попечителей, в том числе при устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
В этом случае представительство и защита прав и законных интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами или попечителями. В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.
Кроме того, при назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства. В случае если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Орган опеки и попечительства может при необходимости назначить одно и то же лицо опекуном или попечителем нескольких подопечных.
Статья 36. Исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей
Комментарий к статье 36
Права и обязанности опекунов и попечителей, закрепленные в общем виде статьей 36 ГК РФ, конкретизированы нормами специального Федерального закона и Семейного кодекса РФ.
Статья 15 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" устанавливает, что опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, попечитель также может выступать в качестве законного представителя своего подопечного. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.
Опекуны или попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.
При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой или пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя в отношении подопечного.
В соответствии со статьей 148.1 Семейного кодекса РФ опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, определяются опекуном или попечителем самостоятельно, но с обязательным учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.
По общему правилу обязанности по опеке и попечительству должны исполняться на безвозмездной основе.
В то же время, исходя из интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ.