ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6213
Скачиваний: 1
Договорные отношения, связанные с осуществлением патронажа, возникают между указанными лицами. Орган опеки и попечительства не является стороной в отношениях, возникающих из договора поручения и договора доверительного управления имуществом.
При этом орган опеки и попечительства может назначить лицо, непосредственно осуществляющее функции патронажа (помощника). Данное назначение производится в течение месяца со дня выявления лица, нуждающегося в патронаже, при наличии его письменного согласия на такое назначение. Из числа лиц, которые могут быть назначены помощником, законодательство исключает работников органов социальной защиты, оказывающих услуги гражданам, нуждающимся в такой защите.
Статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим
Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
Статья 44. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим
Комментарий к статьям 42 - 44
Материально-правовым основанием признания гражданина безвестно отсутствующим является отсутствие в месте жительства этого гражданина сведений о месте его нахождения в течение срока, не менее одного года.
Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим установлен ГПК РФ. Соответствующее заявление подается в суд заинтересованным лицом по месту своего жительства или нахождения.
В таком заявлении обязательно должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.
При подготовке дела к судебному разбирательству судья должен выяснить, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запросить соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.
Кроме того, приняв к рассмотрению заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом данного гражданина.
Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением отменяет решение, принятое по этому вопросу ранее. Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина.
Статья 45. Объявление гражданина умершим
Статья 46. Последствия явки гражданина, объявленного умершим
Комментарий к статьям 45 - 46
Объявление гражданина умершим производится исключительно в судебном порядке в соответствии с процедурой, предусмотренной ГПК РФ.
В целом порядок объявления гражданина умершим аналогичен порядку признания гражданина безвестно отсутствующим.
Прежде всего, заинтересованное лицо должно обратиться с соответствующим заявлением в суд по месту своего жительства или нахождения. В данном заявлении должны содержаться сведения, подтверждающие наличие материально-правовых оснований, установленных частями 1 или 2 статьи 45 ГК РФ. Кроме того, в заявлении указывается, для какой цели заявителю необходимо объявление гражданина умершим.
После принятия заявления об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.
Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.
В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.
Кроме того, такой гражданин вправе требовать возврата принадлежащего ему имущества, за исключением денег и ценных бумаг на предъявителя, перешедших к добросовестному приобретателю.
Статья 47. Регистрация актов гражданского состояния
Комментарий к статье 47
Акты гражданского состояния - это действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.
В целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства осуществляется государственная регистрация актов гражданского состояния. Она производится в порядке и на основаниях, установленных Федеральным законом "Об актах гражданского состояния".
Государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.
Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам гражданского состояния, совершенным в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации.
Государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния (загс), образованными органами государственной власти субъектов РФ. Вопросы образования и деятельности органов загса решаются субъектами РФ самостоятельно на основании указанного Федерального закона.
Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом загса посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
Для составления записи в орган загса должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя. Документы иностранных граждан и лиц без гражданства, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, и переведены на русский язык с нотариальным удостоверением верности перевода.
Запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах.
В удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния, подписанное руководителем органа загса и скрепляется печатью этого органа.
В случае утраты свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния орган записи актов гражданского состояния, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния, выдает повторное свидетельство.
Отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния допускается в случаях, если:
- государственная регистрация противоречит Федеральному закону "Об актах гражданского состояния";
- представленные документы не соответствуют требованиям указанного Федерального закона и иных нормативных правовых актов.
По требованию лица (его представителя), которому отказано в государственной регистрации акта гражданского состояния, руководитель органа загса обязан сообщить данному лицу (его представителю) причины отказа в письменной форме.
Данный отказ может быть обжалован заинтересованным лицом в орган исполнительной власти субъекта РФ, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния или в суд.
Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
§ 1. Основные положения
Статья 48. Понятие юридического лица
Комментарий к статье 48
Статья 48 ГК РФ содержит легальную дефиницию юридического лица, определяя его как организацию, обладающую каким-либо вещным правом в отношении обособленного имущества, отвечающую этим имуществом по своим обязательствам и выступающую в гражданском обороте от своего имени.
Таким образом, можно выделить признаки юридического лица:
- организационное единство;
- имущественная обособленность;
- имущественная ответственность по обязательствам;
- участие в гражданских и других правоотношениях от своего имени.
Организационное единство всегда рассматривалось отечественной цивилистикой в качестве признака юридического лица. При этом имелась в виду главным образом взаимосвязь между структурными подразделениями юридического лица.
Абзац 2 п. 1 требует, чтобы юридическое лицо имело самостоятельный баланс либо смету, поскольку наличие такого документа выражает и в определенной степени обеспечивает имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица.
Самостоятельность (или законченность) бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем отражается все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы юридического лица. Структурное подразделение или филиал юридического лица тоже может вести бухгалтерский учет и составлять отдельный баланс. Но этот баланс не является самостоятельным, поскольку ряд затрат, без которых деятельность данного подразделения невозможна, в бухгалтерском учете подразделения и его балансе не отражаются. Отдельные балансы структурных подразделений предусмотрены, в частности, ст. 10 Закона о биржах. Юридическое же лицо обязано иметь полный и законченный, т.е. самостоятельный бухгалтерский баланс.
Смета, отражающая поступление и расходование финансовых средств, является, как правило, формой организации имущественного обособления учреждений, финансируемых за счет внешнего источника (см. ст. 120 ГК и др.) и осуществляющих социально-культурную, управленческую и иную некоммерческую деятельность.
Существуют и могут составляться также сводные или комплексные балансы, отражающие затраты и результаты деятельности целых ассоциаций и других объединений юридических лиц, даже целых отраслей хозяйства, но они не затрагивают юридической личности каждого участника комплекса и признаком юридического лица не являются.
Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации утверждено Приказом Минфина РФ 26 декабря 1994 г. N 170 (БНА РФ. 1995. N 5. С. 3).
Первоначальное имущество юридических лиц образуется из взносов их учредителей и участников. Статья 48 ГК устанавливает, что в отношении одних юридических лиц их учредители имеют гражданские обязательственные права, в отношении других - сохраняют определенные вещные права на имущество (п. 2 ст. 48), а в отношении третьих - никаких имущественных прав не имеют (п. 3 ст. 48).
Ограничение в п. 2 ст. 48 круга юридических лиц, на имущество которых их учредители могут иметь вещные права, унитарными предприятиями и учреждениями является неточным. Учредитель (участник) хозяйственного товарищества или общества, внесший в качестве вклада лишь право пользования вещью (чего ГК не запрещает), тоже может сохранить за собой право собственности или иное принадлежащее ему вещное право, что должно быть прямо оговорено в учредительных документах; в противном случае признается, что имущество передано юридическому лицу в собственность (абз. 3 п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).
Однако если учредитель (участник) хозяйственного товарищества или общества согласно учредительным документам сохранил за собой право на внесенное имущество, он в случае своего выхода из товарищества (общества) вправе изъять внесенное им имущество лишь в том случае, когда такая возможность предусмотрена законом (абз. 4 п. 17 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8). На практике это означает, что сохранившееся за участником (учредителем) право на внесенный им вклад может быть им реализовано лишь при разделе имущества, оставшегося после ликвидации юридического лица, а в случае выхода участника, по-видимому, только с согласия юридического лица.
Нормы п. 2 комментируемой статьи имеют принципиальное значение для складывающейся хозяйственной и судебной практики. Ранее спорный вопрос о правовой природе отношений между юридическим лицом и его членами (участниками), а также его отношений с учредителями, остающимися вне юридического лица, теперь решен - это гражданские правоотношения, и, следовательно, к ним применяются нормы гражданского права. Речь идет о правоотношениях имущественных.
Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 1 Закона об акционерных обществах. Этот Закон и Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 4/8 фактически трактуют как гражданские и отношения по управлению акционерным обществом, складывающиеся между обществом и его участниками - акционерами вне зависимости от того, являются ли эти отношения имущественными или неимущественными.
Сам ГК прямого ответа на вопрос о правовой природе неимущественных членских отношений в юридическом лице (участие в управлении юридическим лицом и т.д.) не дает. Однако по своей структуре и назначению эти отношения подпадают под предмет гражданского права (п. 2 ст. 2 ГК). С включением в ГК специальной гл. 8 "Нематериальные блага и их защита" подраздела 3 "Объекты гражданских прав" в соответствии со ст. 150 ГК нематериальные блага признаны объектами гражданских правоотношений и установлена их гражданско-правовая защита независимо от наличия или отсутствия тесной связи между ними и имущественными правами или последствиями. Поэтому нет оснований отрицать гражданско-правовой характер и гражданско-правовую защиту неимущественных прав членов и учредителей юридических лиц. Регулирование и защиту, адекватные их содержанию и назначению, они могут получить только путем применения к ним норм гражданского права, в том числе ст. ст. 10 - 12 ГК о пределах осуществления гражданских прав, злоупотреблении правом и защите гражданских прав.