Файл: ГК_1-3_комм_Ершов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5994

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Статья 83. Учредительный договор товарищества на вере


Комментарий к статье 83


1. Учредительный договор товарищества на вере подписывается всеми полными товарищами, вкладчики в учредительном договоре не участвуют. Следовательно, они не состоят в обязательственных отношениях с полными товарищами, а связаны такими отношениями только с самим товариществом. Изменение состава вкладчиков не влечет изменения учредительного договора и не подлежит государственной регистрации.

2. Требования к содержанию учредительного договора товарищества на вере аналогичны требованиям, предъявляемым к учредительному договору полного товарищества. Однако в учредительном договоре товарищества на вере не указывается размер вклада каждого коммандитиста, а лишь определяется совокупный размер их вкладов.

3. Хотя коммандитисты и не являются сторонами учредительного договора, их формальное согласие с его условиями необходимо для учреждения товарищества на вере, поскольку такое товарищество не может быть создано без их участия (см. п. 1 ст. 82). Коммандитисты должны в явной форме выразить свою волю на вступление в товарищество и принять на себя обязательства по внесению вкладов. Часть складочного капитала, приходящаяся, согласно учредительному договору, на совокупную долю коммандитистов, должна быть полностью размещена по их вкладам. При отсутствии документов, подтверждающих выполнение этих требований, государственная регистрация товарищества на вере производиться не должна, т.к. регистрирующий орган, не имея доказательств наличия вкладчиков и их согласия с учредительным договором, не сможет достоверно установить вид регистрируемой организации.

Формальное согласие коммандитиста с учредительным договором необходимо еще и потому, что этот договор, стороной которого он не является, влечет для него ряд важных правовых последствий. Договор устанавливает порядок получения коммандитистом части прибыли товарищества, а также получения им своего вклада в случае выхода из товарищества, предусматривает иные его права (п. 2 ст. 85), может ограничивать право коммандитиста на участие в распределении ликвидационного остатка (абз. 2 п. 2 ст. 86), предусматривать неравноправные условия распределения прибыли (п. 1 ст. 74, субсидиарно применяемый к товариществу на вере). Такие последствия не могут возникать для лица, которое предварительно их не приняло.

Согласие коммандитиста с условиями учредительного договора необязательно должно представлять собой специальный акт волеизъявления. Если коммандитист заявил о вступлении в товарищество и принял на себя обязательство по внесению вклада, это уже свидетельствует о его согласии с учредительным договором при наличии доказательств того, что ему была предоставлена возможность ознакомиться с текстом договора, который был подписан полными товарищами. На практике во избежание спорных ситуаций целесообразно проводить своего рода учредительное собрание товарищества на вере, на котором полные товарищи подписывают учредительный договор, а коммандитисты, ознакомившись с его содержанием, подают заявления о вступлении в товарищество и принимают на себя обязательства по внесению вкладов.


Поскольку коммандитисты вступают в товарищество на определенных условиях, закрепленных в учредительном договоре, его положения, затрагивающие права коммандитистов, не могут быть впоследствии изменены без их согласия. С момента регистрации товарищества совокупность таких условий представляет собой соглашение между товариществом и каждым из коммандитистов, которое не может быть автоматически изменено регистрацией изменений к учредительному договору, принятых полными товарищами.


Статья 84. Управление в товариществе на вере и ведение его дел


Комментарий к статье 84


1. Управление деятельностью товарищества на вере и ведение его дел являются исключительной прерогативой полных товарищей и подчинены правилам о полном товариществе. Эти правила установлены ст. ст. 71 и 72 ГК. Исходя из их содержания, можно заключить, что под управлением деятельностью товарищества понимается в широком смысле участие товарища в принятии решений по поводу предпринимательской деятельности товарищества (определение общих и приоритетных направлений деятельности, целесообразность заключения конкретных сделок с деловыми партнерами, распределение прибыли, кадровые вопросы и т.д.), в то время как ведение дел означает представительство товарищества в гражданском обороте, т.е. совершение от его имени юридически значимых действий. Товарищ, обладающий правом на ведение дел, имеет общее полномочие совершать такие действия без доверенности. В соответствии с этим п. 2 комментируемой статьи допускает для вкладчиков возможность выступать от имени товарищества при наличии доверенности, поскольку это не означает наделения их правом ведения дел.

Однако из смысла данной нормы вытекает, что даже если полномочия коммандитиста будут определены в такой доверенности достаточно широко либо не вполне конкретно, он должен действовать исключительно в соответствии с указаниями полных товарищей, уполномоченных вести дела товарищества, не принимая никаких самостоятельных решений. В противном случае его положение коммандитиста может быть поставлено под сомнение, т.к. в определении товарищества на вере (п. 1 ст. 82) указано, что коммандитисты не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

2. Положение о том, что вкладчики не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества, означает, что они не могут вмешиваться в процесс принятия коммерческих и организационных решений и в отношения товарищества с третьими лицами. Однако если по вине полных товарищей, обладающих правом вести дела, товарищество терпит убытки, коммандитисты, как и любые учредители (участники) юридического лица, вправе предъявить к ним требование о возмещении этих убытков на основании п. 3 ст. 53 ГК.



Статья 85. Права и обязанности вкладчика товарищества на вере


Комментарий к статье 85


Статья предусматривает минимальный объем прав вкладчика в товариществе на вере. Его основные права носят сугубо имущественный характер: право на часть прибыли товарищества, причитающуюся на долю вкладчика в уставном капитале; право по окончании каждого финансового года выйти из товарищества, получив свой вклад, а также право передать свою долю (ее часть) другому вкладчику или третьему лицу. При передаче доли другие вкладчики пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки (см. ст. 93 и коммент. к ней). Важно отметить, что вкладчик не может передать свою долю полному товарищу, т.к. при этом мог бы нарушиться баланс интересов между полными товарищами. Вместе с тем нет оснований запрещать такую передачу с согласия всех остальных полных товарищей.

Помимо указанных чисто имущественных прав вкладчик обладает также правом на информацию, состоящим в возможности ознакомления с годовыми отчетами и балансами товарищества. Это право имеет ценность лишь постольку, поскольку оно служит реализации имущественных интересов вкладчика.

Единственная обязанность вкладчика - внести вклад в складочный капитал товарищества. Поскольку норма п. 1 комментируемой статьи сформулирована императивно, учредительный договор не может предусматривать для него никаких других обязанностей.


Статья 86. Ликвидация товарищества на вере


Комментарий к статье 86


1. Товарищество на вере ликвидируется по общим для всех юридических лиц и по специальным основаниям, предусмотренным для полного товарищества (см. ст. 81 и коммент. к ней). Однако в отличие от полного товарищества товарищество на вере сохраняется, даже если в нем остается один полный товарищ.

Единственное специальное основание ликвидации товарищества на вере - выбытие всех вкладчиков. Это основание связано с тем, что при выбытии всех вкладчиков субъектный состав товарищества перестает соответствовать его форме. Если полные товарищи желают продолжить деятельность, они должны принять решение о преобразовании лишившегося вкладчиков товарищества на вере в полное товарищество.

2. В случае ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют преимущество перед полными товарищами, что можно расценивать как своего рода компенсацию за их подчиненное положение в период деятельности товарищества. Из ликвидационного остатка прежде всего коммандитистам возмещаются их вклады, а после этого они наравне с полными товарищами принимают участие в распределении оставшегося имущества. Следует, однако, подчеркнуть, что коммандитисты как участники товарищества не могут получить никаких ликвидационных выплат до удовлетворения требований кредиторов товарищества.


4. Общество с ограниченной ответственностью



Статья 87. Основные положения об обществе с ограниченной ответственностью


Комментарий к статье 87


Положения ГК РФ, закрепляющие основы правового статуса ООО, конкретизируются Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью". При этом определение ООО и правила об ответственности участника, не платившего долю, содержащиеся в указанном Законе, полностью воспроизводят положения части 1 комментируемой статьи.

Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кроме того, общество вправе иметь полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру "ООО".

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества. (Таким образом, нельзя, например, включать в наименование аббревиатуру LTD.)

Основными источниками регулирования правоотношений, связанных с деятельностью ООО, являются ГК РФ и указанный выше Федеральный закон, требования которых выступают в качестве общих норм. В то же время для некоторых категорий ООО, в зависимости от сферы их деятельности, установлены специальные нормы, учитывающие специфику соответствующей деятельности. В частности, это кредитные организации, для которых базовым нормативным регулятором наряду с названными источниками является Федеральный закон "О банках и банковской деятельности".


Статья 88. Участники общества с ограниченной ответственностью


Комментарий к статье 88


Статья 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (она конкретизирует требования комментируемой статьи) устанавливает следующее.

Участниками ООО могут быть граждане и юридические лица. При этом допускается возможность законодательного запрета или ограничения на участие в ООО отдельных категорий граждан. Кроме того, если иное не установлено Федеральным законом, участниками ООО не вправе выступать государственные органы и органы местного самоуправления.

ООО может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Данное ООО может впоследствии стать обществом с одним участником. Однако ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Приведенные правила распространяются на ООО с одним участником постольку, поскольку федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.


Общее число участников ООО не должно быть более пятидесяти. В случае если число участников ООО превысит указанный предел, данное ООО должно в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение этого срока преобразование не состоится и число участников не уменьшится до установленного предела, ООО подлежит ликвидации в судебном порядке. С требованием о ликвидации по данному основанию должен выступить орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иной государственный или муниципальный орган, которому право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.


Статья 89. Учреждение общества с ограниченной ответственностью и его учредительный документ


Комментарий к статье 89


В обновленной редакции комментируемой статьи (введенной Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 312-ФЗ) и соответствующих нормах Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" указаны требования к порядку учреждения ООО и составу его учредительных документов.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона учреждение ООО осуществляется по решению его учредителей или учредителя, принимаемым соответственно собранием учредителей либо единолично.

В решении об учреждении ООО должны быть отражены результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения ООО, утверждения его устава, избрания или назначения органов управления, а также образования ревизионной комиссии или избрания ревизора (если такие органы предусмотрены уставом или являются обязательными в соответствии с федеральным законом).

При учреждении ООО учредители или учредитель могут утвердить аудитора, а в случаях, если в отношении данной категории ООО законодательством предусмотрено проведение обязательного аудита, учредители или учредитель должны принять такое решение.

В случае учреждения ООО одним лицом решение об учреждении должно определять также и размер уставного капитала, порядок и сроки его оплаты, размер и номинальную стоимость доли учредителя.

Решения об учреждении ООО, утверждении его устава, утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных имеющих денежную оценку прав, вносимых учредителями для оплаты долей в уставном капитале, принимаются учредителями единогласно. Избрание органов управления ООО, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора и утверждение аудитора осуществляются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов учредителей.

Если к моменту избрания органов управления, образования ревизионной комиссии или избрания ревизора и утверждения аудитора размер долей каждого из учредителей ООО не определен, каждый учредитель общества при голосовании имеет один голос.