ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6229
Скачиваний: 1
4. Имущество хозяйственного товарищества или общества первоначально формируется за счет вкладов учредителей. В качестве вклада могут выступать лишь такие вещи и имущественные права, которые поддаются денежной оценке. В связи с этим в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 разъяснено, что вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая программу для ЭВМ, и т.п.) или ноу-хау. Однако в качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое обществу или товариществу в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством. Это разъяснение представляется спорным или, во всяком случае, непоследовательным. Непонятно, каким образом может иметь денежную оценку право пользования объектом, который сам денежной оценки не имеет. Кроме того, вывод о том, что любой объект интеллектуальной собственности не подлежит денежной оценке, представляется ошибочным с точки зрения экономических реалий. Коммерческой практикой давно доказано, что по крайней мере такие объекты исключительных прав, как удостоверенное патентом изобретение, товарный знак, знак обслуживания, программа для ЭВМ, селекционное достижение, промышленный образец, полезная модель, имеют безусловную экономическую ценность и, следовательно, вполне поддаются денежной оценке.
Напротив, не способны по своей природе иметь денежную оценку и поэтому не могут быть вкладом в имущество хозяйственного общества или товарищества нематериальные блага (см. ст. 150 и коммент. к ней), а также профессиональные навыки, знания, умения и другие личные качества.
Статья 67. Права и обязанности участников хозяйственного товарищества или общества
Комментарий к статье 67
Статьей предусмотрен общий для всех видов хозяйственных товариществ и обществ перечень прав и обязанностей участников. Применительно к отдельным видам товариществ и обществ ГК и специальными законами предусматриваются и другие права участников (например, право свободного выхода из состава ООО - см. ст. 94 и коммент. к ней). Права участников могут быть также расширены учредительными документами товарищества или общества. Напротив, ограничить права участников, указанные в комментируемой статье, учредительные документы не могут, т.к. положения статьи имеют императивный характер. Учредительными документами устанавливается лишь порядок осуществления этих прав. Что же касается дополнительных обязанностей, то они могут быть предусмотрены только учредительными документами товарищества или общества, но никак не другими положениями ГК или специальных законов. Это, конечно, не означает, что у участника товарищества (общества) не может возникнуть иных обязанностей, имеющих частный характер. Например, осуществление преимущественного права покупки доли (акции), которым обладают участники ООО и ЗАО, предполагает обязанность лица, продающего свою долю (акцию), предложить ее в первую очередь остальным участникам.
Статья 68. Преобразование хозяйственных товариществ и обществ
Комментарий к статье 68
1. Статья содержит общее правило о возможности преобразования хозяйственного товарищества (общества). Наиболее широкий выбор вариантов имеется у хозяйственного товарищества, которое может преобразоваться в хозяйственное товарищество другого вида (т.е. полное товарищество в товарищество на вере и наоборот), а также в хозяйственное общество или производственный кооператив. Однако для защиты интересов кредиторов товарищества, преобразованного в общество или производственный кооператив, в статье предусмотрено правило, по которому бывшие полные товарищи в течение двух лет с момента преобразования остаются неограниченно и солидарно ответственными по обязательствам, перешедшим от товарищества к обществу или кооперативу.
2. В п. 1 комментируемой статьи установлено, что решение о преобразовании хозяйственного товарищества или общества принимается общим собранием его участников. При этом в хозяйственных товариществах необходимо согласие всех полных товарищей, если учредительным договором не предусмотрена возможность принятия такого решения большинством голосов (см. п. 1 ст. 71 и п. 5 ст. 82 и коммент. к ним).
У хозяйственных обществ возможности преобразования не столь велики (см. ст. ст. 92 и 104 и коммент. к ним).
3. Преобразование хозяйственного общества или товарищества осуществляется по общим правилам, установленным ГК для юридических лиц (см. ст. ст. 57 - 60 и коммент. к ним).
2. Полное товарищество
Статья 69. Основные положения о полном товариществе
Комментарий к статье 69
1. Полное товарищество - самая старая из всех организационно-правовых форм хозяйственных товариществ и обществ. В этой форме наиболее ярко выражен личный элемент и, напротив, отсутствует ограничение ответственности участников по обязательствам товарищества. Поэтому использование формы полного товарищества сопряжено для его участников с повышенным риском. Однако именно с этим недостатком тесно связаны достоинства полного товарищества, которые делают его весьма привлекательной формой предпринимательства. Поскольку требования кредиторов полного товарищества гарантированы не только складочным капиталом, но и личным имуществом товарищей, оно, как правило, не испытывает особых трудностей в получении кредита; вызывает доверие у коммерческих партнеров, т.к. имущественный риск, принимаемый на себя его участниками, говорит о серьезности их намерений и солидности предприятия. Немаловажно и то, что в отношении полных товариществ законодательство содержит относительно немного императивных предписаний, позволяя участникам урегулировать свои взаимоотношения наиболее приемлемым для них образом. Организационная структура полного товарищества предельно проста и практически не требует управленческих расходов. Наконец, к полным товариществам не предъявляется никаких требований относительно публикации результатов деятельности и отчетных документов.
Новый ГК впервые после ГК РСФСР 1922 г. подробно урегулировал правовое положение полных товариществ, которое до введения ГК в действие определялось единственной статьей в Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (Ведомости РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418), причем она противоречила некоторым другим статьям того же Закона и содержала внутренние разночтения. Полному товариществу были также посвящены отдельные отрывочные положения Закона РСФСР от 7 декабря 1991 г. "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" (Ведомости РФ. 1992. N 8. Ст. 360) и Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
2. Определение полного товарищества включает пять его существенных характеристик: 1) в основе полного товарищества лежит договор между его участниками; 2) полное товарищество создается для предпринимательской деятельности, т.е. является коммерческой организацией (что прямо отражено в ст. 66 ГК) и обладает, таким образом, общей правоспособностью в соответствии со ст. 49; 3) в деятельности полного товарищества предполагается личное участие всех товарищей; 4) предпринимательская деятельность осуществляется от имени товарищества - юридического лица; 5) участники товарищества несут по его обязательствам ответственность принадлежащим им имуществом (характер и объем этой ответственности определяется ст. 75).
3. Полное товарищество является юридическим лицом. Таким образом, восстановлена традиция российского права, нарушенная Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Юридическая личность признавалась за полным товариществом в ГК РСФСР 1922 г. (ст. 298) и Основах ГЗ.
Статья 70. Учредительный договор полного товарищества
Комментарий к статье 70
1. Учредительный договор - учредительный документ полного товарищества. Помимо собственно соглашения о создании полного товарищества, он предусматривает порядок совместной деятельности сторон по созданию товарищества, условия передачи имущества и участия в деятельности товарищества (п. 2 ст. 52). Эти четыре элемента являются обязательными для любого учредительного договора.
2. ГК установлен ряд требований к содержанию учредительного договора. Он не только регулирует взаимоотношения участников товарищества, но и является важным источником информации о товариществе для третьих лиц, будучи открытым для ознакомления документом. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (СП РСФСР. 1992. N 1 - 2. Ст. 7) положения учредительного договора не могут составлять коммерческую тайну. Кроме обязательных сведений, предусмотренных п. 2 комментируемой статьи, учредительный договор должен также содержать сведения, указанные в абз. 1 и 2 п. 2 ст. 52.
3. Учредительный договор должен быть заключен в письменной форме - простой или нотариальной по выбору сторон. При этом из способов, указанных в п. 2 ст. 434, допускается только составление одного документа, что вытекает как из существа учредительного договора, так и из ст. 34 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", которая сохранила силу и после введения в действие нового ГК (см. ч. 6 ст. 2 Вводного закона). Требование регистрирующего органа о нотариальном удостоверении учредительного договора (в том числе заключенного между гражданами) является неправомерным, т.к., согласно ст. ст. 163 и 434 ГК, при отсутствии соглашения сторон о нотариальной форме договора такое его удостоверение обязательно лишь в случаях, указанных в законе. Подобное указание применительно к учредительному договору в законе отсутствует.
4. По общему правилу ГК учредительный договор может быть заключен как с указанием срока, так и без такового. Срок может определяться не только периодом времени, но и указанием на событие, которое должно неизбежно наступить (ч. 2 ст. 190). Возможно заключение договора и под отменительным условием (п. 2 ст. 157); в его качестве обычно выступает достижение цели, ради которой создается товарищество. В последнем случае договор считается заключенным без указания срока, поскольку достижение цели не является событием.
5. Прекращение учредительного договора по тому или иному основанию не влечет автоматического прекращения полного товарищества. Такой вывод следует, в частности, из положений ч. 1 ст. 81. Прекращение учредительного договора лишь создает предпосылки для прекращения полного товарищества путем его ликвидации по основаниям, указанным в ст. ст. 61 и 81 ГК, и в порядке, установленном соответствующими статьями ГК. Равным образом и прекращение полного товарищества не обязательно прекращает учредительный договор. В частности, возможна ситуация, когда учредительным договором предусмотрено, что товарищество ликвидируется по достижении определенной цели (например, после завершения строительства объекта или его ввода в эксплуатацию), а совместная деятельность его участников будет продолжена на началах простого товарищества. Тем самым учредительный договор может трансформироваться в договор простого товарищества.
Статья 71. Управление в полном товариществе
Комментарий к статье 71
1. Решения, касающиеся деятельности полного товарищества, принимаются его участниками единогласно, если учредительным договором не предусмотрены случаи, когда решения принимаются большинством голосов. Предполагается, что каждый участник имеет один голос. Однако учредительный договор может установить и иной порядок определения количества голосов каждого участника. В частности, количество голосов может ставиться в зависимость от доли участника в складочном капитале товарищества, определяться непосредственно в учредительном договоре или устанавливаться отдельным соглашением. Вместе с тем участник полного товарищества не может быть вовсе лишен голоса (см. абз. 2 п. 1 ст. 67 и п. 2 ст. 71 ГК).
2. Безусловное право участника на информацию, предусмотренное п. 3 комментируемой статьи, распространяется на учетно-отчетные документы, а также коммерческую документацию (договоры, деловую переписку и т.п.).
Статья 72. Ведение дел полного товарищества
Комментарий к статье 72
1. Представительство полного товарищества в отношениях с третьими лицами может осуществляться следующими способами: 1) ведение дел каждым из участников (когда каждый товарищ вправе совершать сделки от имени товарищества, не испрашивая на то предварительного согласия остальных товарищей); 2) совместное ведение дел всеми участниками (когда для совершения каждой сделки требуется предварительное согласие всех товарищей); 3) ведение дел одним или несколькими товарищами (когда каждый товарищ, уполномоченный учредительным договором на ведение дел, вправе совершать сделки от имени товарищества без предварительного согласия остальных товарищей); 4) совместное ведение дел несколькими товарищами (когда для совершения каждой сделки требуется предварительное согласие тех товарищей, которые уполномочены на ведение дел учредительным договором).
Во всех перечисленных случаях полномочие товарища на совершение сделок следует из учредительного договора и основано непосредственно на указании закона. Поэтому доверенность в этих случаях не требуется. Если же сделка совершается участником, не уполномоченным на ведение дел, ему должна быть выдана доверенность. При третьем способе доверенность выдается любым из товарищей, уполномоченных вести дела, а при втором и четвертом способах - совместно всеми товарищами, на которых возложено ведение дел. Товарищи, выдающие такую доверенность, действуют не от себя лично, а от имени товарищества как его законные представители.
Если в учредительном договоре не содержится каких-либо ограничений полномочий участников по ведению дел, каждый из них вправе самостоятельно совершать сделки от имени товарищества.
2. Третьи лица (в первую очередь контрагенты товарищества) не должны страдать от ограничений полномочий, существующих внутри товарищества. Поэтому абз. 4 п. 1 комментируемой статьи предусматривает, что в отношениях с третьими лицами товарищество не может ссылаться на ограничения полномочий его участников, если не докажет, что третье лицо действовало недобросовестно, т.е. в момент совершения сделки знало или заведомо должно было знать об отсутствии у участника товарищества права действовать от его имени. До тех пор, пока товарищество не докажет недобросовестность контрагента, оно остается обязанным по сделке, заключенной его участником без надлежащих полномочий.
3. Пункт 2 комментируемой статьи предполагает изменение учредительного договора в судебном порядке. Поэтому при его применении следует руководствоваться соответствующими положениями ст. ст. 450, 452 и 453 ГК.