ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6040
Скачиваний: 1
Религиозная группа - это добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозной организацией является добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
В зависимости от территориальной сферы своей деятельности религиозные организации подразделяются на местные и централизованные.
Местная религиозная организация состоит не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории РФ на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них.
Регулирование имущественных отношений в общественных организациях, хотя и не исключает особенностей, обусловленных спецификой конкретной организационно-правовой формы, в целом является унифицированным. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи участники (члены) данных организаций не сохраняют прав на имущество, переданное ими этим организациям в собственность, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, а сами эти организации не отвечают по обязательствам своих членов.
Общественные и религиозные организации (объединения) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. Допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.
Статья 118. Фонды
Комментарий к статье 118
Фонд является одной из форм некоммерческих организаций. Статья 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях", воспроизводя в целом положения комментируемой статьи, содержит ряд конкретизирующих дополнений.
Так, предусмотрено, что организационная структура фонда должна включать попечительский совет, осуществляющий надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Установлено, что попечительский совет осуществляет свою деятельность исключительно на общественных началах.
Особенности создания и деятельности фондов отдельных видов могут устанавливаться федеральными законами о таких фондах.
В частности, в форме фонда могут создаваться благотворительные организации. В качестве таковых законодательство (Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях") признает неправительственные (негосударственные и немуниципальные) некоммерческие организации, созданные для осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Особой организационно-правовой формой некоммерческих организаций является негосударственный пенсионный фонд. Исключительными видами деятельности таких фондов являются:
деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
Статья 119. Изменение устава и ликвидация фонда
Комментарий к статье 119
Статья 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" устанавливает общее правило, в силу которого изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления. Это правило действует и в отношении фондов, однако только в том случае, если такие полномочия закреплены за органами фонда в соответствии с его уставом.
Если же устав фонда не дает органам фонда прав вносить в него изменения, а сохранение устава без изменений может повлечь какие-либо негативные последствия, то необходимые изменения вносятся по решению суда. С соответствующим обращением в суд могут обратиться попечительский совет фонда либо его исполнительный орган.
Процедура ликвидации фонда также обладает определенной спецификой. Соответствующее решение может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц.
Так, в соответствии с пунктом 1.1. статьи 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта РФ, уполномоченным органом или его территориальным органом.
Основаниями ликвидации фонда являются:
- недостаточность имущества для достижения уставных целей фонда и отсутствие возможности получения имущества в необходимом объеме;
- невозможность достижения уставных целей и задач фонда, соединенная с невозможностью изменения этих целей и задач;
- неосуществление фондом деятельности, необходимой для достижения его уставных целей.
Дополнительные основания ликвидации фондов могут предусматриваться специальными федеральными законами.
В частности, общественный фонд может быть ликвидирован по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях", в числе которых:
- нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина;
- неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции и законодательства РФ либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям;
- неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения (при условии, что такое приостановление имело место ранее).
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Ликвидация фонда, как и всякой другой некоммерческой организации, влечет определенные правовые последствия в отношении имущества этой организации. Прежде всего, по общему правилу за счет этого имущества должны быть произведены все необходимые выплаты, причитающиеся кредиторам. После осуществления указанных выплат имущество распределяется в соответствии с правилами части 3 комментируемой статьи и статьи 20 Федерального закона "О некоммерческих организациях". По этим правилам оставшееся после ликвидации имущество направляется на цели, в интересах которых данная некоммерческая организация была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.
Статья 120. Учреждения
Комментарий к статье 120
Часть 1 комментируемой статьи дает общее определение учреждения как формы некоммерческой организации и закрепляет его основные юридические характеристики.
Основным признаком является цель, для достижения которой создается учреждение. Она состоит в осуществлении не связанных с извлечением прибыли функций управленческого, социально-культурного, образовательного, медицинского характера.
Другим обязательным признаком учреждения является правовой режим имущества, передаваемого ему учредителем (собственником) для осуществления его деятельности. Данное имущество предоставляется учреждению только на праве оперативного управления (сущность и особенности этого вещного права подробно рассматриваются в комментарии к статье 296).
Далее комментируемая статья закрепляет виды учреждений, обусловленные правовым статусом учредителя и формой собственности имущества, передаваемого им учреждению. Виды учреждений таковы:
- частное (создается физическим или юридическим лицом);
- государственное или муниципальное (создается, соответственно, Российской Федерацией, субъектом РФ либо муниципальным образованием в порядке реализации их правосубъектности как участников гражданско-правовых отношений).
Государственные и муниципальные учреждения, в свою очередь, могут быть бюджетными и автономными.
Статус частного учреждения не имеет детальной законодательной регламентации. Статья 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в целом воспроизводит положения части 1 комментируемой статьи, акцентируя при этом внимание на частноправовом статусе учредителя.
В отношении же государственных и муниципальных учреждений законодательный материал более обширен.
Так, статья 161 Бюджетного кодекса РФ устанавливает особенности правового положения бюджетных учреждений. Главная их особенность состоит в том, что имущественную основу бюджетных учреждений составляют средства бюджета соответствующего уровня (федерального, субъекта РФ, муниципального). Операции с бюджетными средствами эти учреждения ведут только через специально открытые им лицевые счета. Расходование бюджетных средств данными учреждениями может осуществляться только в соответствии с бюджетной сметой.
Автономное учреждение - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Статус этих учреждений устанавливается Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Автономное учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, открывать счета в кредитных организациях, быть истцом и ответчиком в суде.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам этого учреждения, а учреждение не отвечает по долгам учредителя.
Особенности обращения взыскания на имущество учреждений рассмотрены в информационном письме Президиума ВАС РФ от 14 июля 1999 года N 45. Подчеркивается, в частности, что учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении. Даже при недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником по смете.
Классификация учреждений по форме собственности и статусу учредителя носит исчерпывающий характер. При рассмотрении же их с точки зрения целевой характеристики классификационный перечень будет выглядеть значительно более обширным, поскольку виды общественно полезной деятельности, для осуществления которой могут создаваться учреждения, достаточно разнообразны.
Деятельность учреждений, функционирующих в различных сферах общественной жизни, регулируется рядом специальных законов. Так, например, работа образовательных учреждений определяется Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" и Федеральным закон от 22 июля 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", специфика работы медицинских учреждений отражена в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1.
Статья 121. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Комментарий к статье 121
Коммерческие и некоммерческие организации вправе создавать объединения. Эти объединения (ассоциации и союзы) наделяются статусом юридического лица, что не влечет утраты правоспособности юридического лица членами соответствующего объединения. При этом независимо от того, какой организацией (коммерческой или некоммерческой) являются члены объединения, само оно может быть только некоммерческой организацией. Связано это с тем, что основная цель объединения состоит в координации деятельности его членов, а извлечение прибыли (даже если объединение в соответствии с его уставом вправе заниматься предпринимательской деятельностью) в качестве цели деятельности не допускается. Если же предпринимательская деятельность становится для такого объединения основной, оно подлежит преобразованию в коммерческую организацию.