ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6051
Скачиваний: 1
Специфика объединений, обусловленная сферой деятельности их членов и целями создания, раскрывается в ряде законодательных актов.
Одним из видов объединений юридических лиц являются саморегулируемые организации. Это организации, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Целью деятельности таких организаций является саморегулирование, под которым понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
Возможность объединения юридических лиц в союзы предусмотрена, в частности, и Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации". В соответствии со статьей 5 этого Закона сельскохозяйственные кооперативы самостоятельно или совместно с другими юридическими лицами - сельскохозяйственными товаропроизводителями - в целях координации своей деятельности, а также в целях представления и защиты общих имущественных интересов, осуществления ревизий кооперативов, союзов (ассоциаций) кооперативов - членов союза (ассоциации) могут по договору между собой создавать объединения в форме союзов (ассоциаций) кооперативов, являющихся некоммерческими организациями.
Аналогичные права за соответствующими организациями закреплены также Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Федеральным законом от 12 января 1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Федеральным законом от 19 июня 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Законом РФ от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ".
Статья 122. Учредительные документы ассоциаций и союзов
Комментарий к статье 122
Состав учредительных документов ассоциации (союза) должен соответствовать требованиям статьи 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и включает в себя учредительный договор и устав.
В учредительном договоре юридические лица, учреждающие ассоциацию (союз), определяют порядок совместной деятельности по созданию данного объединения, условия участия в его деятельности, включая условия передачи объединению необходимого для его деятельности имущества, порядок выхода из состава учредителей ассоциации (союза).
Кроме того, в учредительных документах объединения юридических лиц должны определяться его наименование, содержащее указание на характер деятельности и организационно-правовую форму, местонахождение, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах (если таковые имеются), права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены и прекращения членства в объединении, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества в случае ликвидации, иные положения, предусмотренные законодательством.
Статья 123. Права и обязанности членов ассоциаций и союзов
Комментарий к статье 123
Комментируемая статья закрепляет в общем виде права и обязанности организаций, являющихся членами объединения (ассоциации, союза).
Прежде всего, членство в таком объединении предполагает возможность безвозмездного пользования его услугами. Это правило отражает целевое предназначение и сущность союзов и ассоциаций: оптимизация деятельности каждого из членов союза посредством скоординированных усилий.
Правило, закрепленное в части 1 комментируемой статьи, сформулировано императивно. В этой связи объем предоставляемых услуг не связан с размером финансового участия члена союза в формировании его имущества. В то же время данное условие напрямую определяет размер субсидиарной ответственности члена союза по обязательствам союза. Размер соответствующих выплат находится в прямо пропорциональной взаимозависимости.
Субсидиарная ответственность также является обязательным условием членства юридического лица в ассоциации или союзе, включая прием новых участников.
Порядок исключения из состава ассоциации (союза) определяется уставом данной организации.
Глава 5. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права
Комментарий к статье 124
Комментируемая статья устанавливает гражданско-правовой статус государственных и муниципальных образований. Основным принципом данного статуса является равноправие Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований с другими участниками гражданских правоотношений, в чем состоит главное отличие от их статуса как участников отношений, регулируемых публичными отраслями права. Исходя из этого, рассматриваемые субъекты, будучи субъектами нормотворчества и устанавливая правила, регулирующие гражданские правоотношения, вступив в эти отношения, не обладают в рамках соответствующей межсубъектной связи властно-распорядительными полномочиями.
Гражданская правосубъектность государственных и муниципальных образований аналогична правосубъектности юридических лиц за изъятиями, вытекающими из правовой природы государства и муниципии. Так, данные субъекты не могут быть ликвидированы по основаниям, установленным нормами гражданского законодательства.
Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
Комментарий к статье 125
Будучи равноправными субъектами гражданских правоотношений, государственные и муниципальные образования выступают в данном качестве носителями субъективных гражданских прав (имущественных и личных неимущественных) и обязанностей, составляющих содержание соответствующего правоотношения, а также гражданско-правовой ответственности.
От имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований гражданские права и обязанности приобретают соответственно федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в рамках закрепленной за ними компетенции.
Система федеральных органов государственной власти установлена Конституцией РФ и включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, федеральные органы судебной власти. Исходя из конституционного принципа разделения властей, за Правительством РФ закреплен статус высшего федерального органа исполнительной власти, а исходя из природы исполнительной власти, именно ее органы реализуют правомочия государства как участника гражданских правоотношений.
Статус Правительства РФ регламентирован Федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ", а система федеральных органов исполнительной власти и их компетенция устанавливаются Президентом РФ.
Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ (статья 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ").
В соответствии со статьей 17 указанного Федерального закона в субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
Как и аналогичные федеральные органы, органы исполнительной власти субъектов РФ, как правило, уполномочены выступать в гражданских правоотношениях от имени соответствующего субъекта РФ и приобретать для него имущественные и личные неимущественные права и обязанности.
Муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Вопросы непосредственного жизнеобеспечения населения муниципального образования определяются как вопросы местного значения. Полномочия по решению этих вопросов возлагаются на органы местного самоуправления.
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, установленных Федеральным законом (статья 34 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления").
Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (пункт 1 части 2 статьи 36 указанного Федерального закона), реализуя тем самым гражданскую правосубъектность муниципального образования и приобретая соответствующие права и обязанности.
Статья 126. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
Комментарий к статье 126
Комментируемая статья устанавливает общие принципы гражданско-правовой ответственности государственных и муниципальных образований. Основаниями такой ответственности являются неисполнение Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием гражданско-правовых обязанностей, а также причинение вреда (в качестве последнего рассматривается издание незаконного правового акта, повлекшее к возникновению ущерба у других участников гражданских правоотношений).
При этом в качестве субъекта ответственности выступают именно государственные и муниципальные образования, а не органы государственной власти и местного самоуправления и их должностные лица, чьи действия привели к возникновению у соответствующих образований гражданских обязанностей, неисполнение которых повлекло ответственность. При рассмотрении соответствующих дел в суде ответчиком выступает Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование в лице финансового органа, что связано с источниками, за счет которых производится возмещение вреда. Таковыми являются средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования.
Кроме того, установлено разграничение ответственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями. По общему правилу названные субъекты гражданских правоотношений не несут солидарную и субсидиарную ответственность по обязательствам одного из них. Такая ответственность возможна только в том случае, если она вытекает из субъектного состава на стороне должника, то есть если обязательство является солидарным.
Также установлено, что государственные и муниципальные образования, с одной стороны, а государственные и муниципальные предприятия и учреждения, с другой стороны, не несут ответственности по обязательствам друг друга.
Статья 127. Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств
Комментарий к статье 127
Основной юридической особенностью ответственности государства как субъекта гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом (то есть отношений, одной из сторон которых выступает иностранное юридическое лицо, гражданин или государство), является иммунитет. Данное качество основывается на государственном суверенитете и закрепленном в Уставе ООН принципе суверенного равенства всех государств.
Иммунитет государства как субъекта гражданских правоотношений включает два аспекта: материально-правовой и процессуальный, которые выражаются соответственно в иммунитете государственной собственности и юрисдикционном иммунитете.
Основополагающим международно-правовым источником, закрепляющим иммунитет государств и регулирующим отношения, связанные с его реализацией, является Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (принята Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 2004 года).
Юрисдикционный иммунитет государств и иммунитет их собственности не следует путать с теми привилегиями и иммунитетами, которыми в соответствии с международным правом государства наделены в отношении дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций или на международных конференциях и относящихся к ним лиц. К названным отношениям Конвенция не применяется. Также она не затрагивает привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с международным правом главам государств ratione personae.
Кроме того, Конвенция не наносит ущерба иммунитетам, которыми в соответствии с международным правом пользуются государства в отношении принадлежащих или эксплуатируемых ими воздушных судов или космических объектов.
Статья 5 Конвенции устанавливает, что государства обладают иммунитетом, в отношении себя и своей собственности, от юрисдикции судов другого государства.