Файл: ГК_1-3_комм_Ершов_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Ссылка в п. 1 на ст. 457 ГК является неточной, по смыслу норм ГК имеется в виду ст. 458.


Статья 472. Срок годности товара


Статья 473. Исчисление срока годности товара


Комментарий к статьям 472 и 473


1. В ранее действовавших правовых актах (см., например, п. 40 Положения о поставках продукции и п. 33 Положения о поставках товаров) допускалось смешение понятий "срок гарантии" и т.н. "гарантийные сроки годности и хранения". Отличие между ними состоит в следующем: первым определяется период времени, в течение которого при обнаружении недостатков товара продавец обязан за свой счет их устранить с тем, чтобы товар мог быть использован покупателем по назначению; вторыми - срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Отказ в ГК от слова "гарантийные" применительно к срокам годности и хранения устраняет терминологическую неточность.

2. ГК регулирует только случай, когда срок годности товара установлен законом или иными обязательными правилами. Представляется, что это не препятствует установлению в договоре сроков годности, но при этом недопустимо отступление от закона и иных действующих обязательных правил.

Законом о защите прав потребителей (п. п. 4 и 5 ст. 5) предусмотрена обязанность изготовителя устанавливать срок годности на продукты питания, товары бытовой химии и иные подобные товары. Перечень таких товаров утверждается Правительством РФ. Запрещена продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен.

3. От "срока гарантии" и "срока годности" необходимо отличать "срок службы".

Законом о защите прав потребителей (п. 1 ст. 5) предусмотрено право изготовителя устанавливать срок службы на товар, предназначенный для длительного использования. Под таким сроком понимается период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по вине изготовителя. В отношении товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, предусмотрена обязанность изготовителя устанавливать срок службы. Перечень таких товаров утверждается Правительством РФ. Срок службы действует также в отношении комплектующих изделий: деталей, узлов, агрегатов (п. 2 ст. 5). Исчисление срока службы товара производится в единицах времени или в иных единицах измерения (километрах, метрах и т.п.) (п. 3 ст. 5). Запрещена продажа товара, на который изготовителем не установлен срок службы, если таковой должен был быть установлен (п. 5 ст. 5). В отношении тех товаров, на которые изготовитель был вправе установить срок службы (п. 1 ст. 5), но это не сделал, на него возложена обязанность обеспечивать безопасность товара в течение десяти лет со дня его передачи потребителю (п. 2 ст. 7).


4. Применительно к ответственности продавца за передачу товара, не выдержавшего установленного срока годности, по аналогии должно применяться правило, действующее в отношении товара, на который предоставлена гарантия качества (см. п. 2 ст. 476 и комментарий к статье). В отношении прав потребителей см. соответствующие положения Закона о защите прав потребителей (ст. ст. 14, 15). См. также ст. 503 и коммент. к ней.


Статья 474. Проверка качества товара


Комментарий к статье 474


1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило для продавца и покупателя, в соответствии с которым они обязаны проверять качество товара только в случае, когда такая обязанность предусмотрена законом, иными правовыми актами, государственными стандартами или договором.

Так, обязанность проверить качество товара и методы такой проверки могут быть установлены обязательными или рекомендательными требованиями государственных стандартов (об этих требованиях и их правовых отличиях см. коммент. к ст. 469). Правилами продажи отдельных видов товаров розничными торговыми организациями, утвержденными Правительством РФ (см. коммент. к ст. 492), предусмотрена обязанность продавца осуществить проверку качества товара до выставления его в торговом зале.

Можно полагать, что в соответствии со ст. 4 Вводного закона до принятия законов, иных правовых актов РФ, регулирующих отношения по проверке качества товаров, при исполнении договора поставки применяется Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утв. Постановлением N П-7 Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г., в части, не противоречащей ГК. Действие этой Инструкции на территории Российской Федерации вытекает из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. "О практике применения законодательства при разрешении споров, связанных с поставкой продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления" (Вестник ВАС РФ. 1993. N 2. С. 53).

В договоре порядок проверки может определяться путем указания стандарта предприятия (технических условий или отраслевых стандартов), устанавливающего этот порядок, либо включения в него соответствующих условий.

Согласно п. 1 комментируемой статьи порядок проверки качества товара предусматривается договором, если положения закона, иных правовых актов о порядке проверки являются диспозитивными. От обязательных требований государственных стандартов к порядку проверки качества стороны в договоре отступать не могут.

2. Пункт 2 ст. 474 предусматривает порядок проверки качества товара в тех случаях, когда он не установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиям государственных стандартов или договором.

3. При обнаружении несоответствия качества товара требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК, покупатель обязан известить об этом продавца (см. коммент. к ст. 483).


Сроки, в течение которых покупатель обязан осуществить проверку качества товара после его получения и известить продавца об обнаруженных недостатках, могут быть предусмотрены законом, иными правовыми актами или договором. Если такие сроки в указанном выше порядке не определены, покупатель должен в разумный срок осуществить проверку и известить продавца об обнаруженных недостатках, но не позднее сроков, установленных ст. 477 (см. коммент. к ней).

4. Из п. 3 ст. 474 вытекает, что в тех случаях, когда продавец обязан осуществить проверку качества товара, он должен представить покупателю документы, подтверждающие осуществление им такой проверки.

По ряду товаров, приобретаемых в предпринимательских целях, для покупателя имеет значение не только факт проверки их качества продавцом, но и ее результаты. В таких случаях продавец обязан передать покупателю документы о результатах проверки (данные лабораторных анализов, испытаний и т.п.). Порядок передачи документов определен ст. 456 (см. коммент. к ней).

5. Для идентификации результатов проверки качества продавцом и покупателем и предупреждения споров об оценке качества п. 4 установлено, что ее порядок и иные условия должны быть одинаковыми для продавца и покупателя. Если нормативными документами по стандартизации допускается несколько вариантов методов проверки качества одного и того же товара, стороны в договоре должны четко определить, каким из них они будут руководствоваться при проверке. При отсутствии в договоре такого условия применяется правило ст. 320 ГК об исполнении альтернативного обязательства, - продавец выбирает вариант проверки. Поэтому на основании п. 4 в этом случае покупатель должен проверять качество товара способом, выбранным продавцом.


Статья 475. Последствия передачи товара ненадлежащего качества


Комментарий к статье 475


1. Правовые последствия, предусмотренные ст. 475 ГК, наступают, если покупатель обнаружил в переданном продавцом товаре недостатки, о которых не был им предупрежден.

В зависимости от характера различаются явные и скрытые недостатки. К явным относятся недостатки, которые могут быть обнаружены при обычном способе приемки (например, при осмотре товара) либо для которых определены специальные методы контроля (например, лабораторные анализы или испытания). Скрытые - это недостатки, которые нельзя обнаружить указанными выше способами, и они проявляются лишь в процессе монтажа, наладки, использования или хранения товара.

Продавец обязан предупредить покупателя как о явных, так и о скрытых недостатках, если они ему известны. В противном случае он будет нести ответственность перед покупателем.

2. Покупатель в случае обнаружения в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, вправе по своему выбору предъявить ему одно из следующих требований:


а) соразмерного уменьшения покупной цены. Это требование предъявляется в случае, когда товар может использоваться по прямому назначению без устранения недостатков, но при определении его цены не было учтено снижение качества;

б) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок. Это требование предъявляется, когда недостатки товара могут быть устранены путем ремонта, замены комплектующих деталей, узлов, агрегатов и т.п. Ремонт товара и замена указанных изделий производится за счет продавца;

в) возмещения своих расходов на устранение недостатков. Покупатель может устранить недостатки сам либо поручить это третьим лицам. Тогда ему полностью возмещаются расходы на устранение недостатков, однако они должны быть разумными, во всяком случае, не превышать цену самого товара.

3. Иные правовые последствия предусмотрены п. 2 для существенных нарушений требований к качеству товара, примерный перечень которых определен в нем. При таких нарушениях покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать либо возврата уплаченной за товар денежной суммы, либо замены товара на тот, который будет соответствовать договору, а если качество договором не определено - требованиям, предусмотренным п. 2 ст. 469 (см. коммент. к ней). Представляется, что при существенном нарушении требований к качеству покупатель с учетом правил, закрепленных п. 3, может предъявить продавцу требования, установленные п. 1, вместо указанных в п. 2.

4. Требования об устранении недостатков товара либо о его замене могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, индивидуально-определенная вещь, в силу своего характера, не может быть заменена.

5. Если предъявление предусмотренных п. п. 1, 2 требований не покрывает всех убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества, покупатель в соответствии со ст. ст. 15 и 393 вправе потребовать от продавца возмещения убытков.

6. Положения п. п. 1 и 2 применяются также к товарам ненадлежащего качества, входящим в комплект (см. коммент. к ст. 479). Если какие-либо из товаров, входящих в комплект, окажутся ненадлежащего качества, покупатель в отношении их вправе предъявить требования, предусмотренные п. п. 1, 2.

7. Права, закрепленные п. п. 1 и 2, могут быть осуществлены покупателем, если недостатки в товаре обнаружены в течение сроков, установленных ст. 476 (см. коммент. к ней), и покупатель известил продавца о них в порядке, определенном ст. 483 (см. коммент. к ней).

8. ГК или другие законы могут устанавливать иные правовые последствия передачи товара ненадлежащего качества, чем предусмотренные ст. 475. В этом случае к отношениям сторон будут применяться не ст. 475, а нормы этих законов. Так, ст. 503 и ст. 18 Закона о защите прав потребителей предусматривают иные последствия продажи товаров ненадлежащего качества.



Статья 476. Недостатки товара, за которые отвечает продавец


Комментарий к статье 476


1. Правило, предусмотренное п. 1 ст. 476, соответствует общим положениям ГК о моменте перехода права собственности (см. ст. 223 ГК) и риска случайной гибели или случайного повреждения товара (см. ст. 211, ст. 459 и коммент. к ней). Поскольку недостатки товара выявлены после перехода к покупателю права собственности и риска случайной гибели или случайного повреждения товара, на нем лежит бремя доказывания того, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.

2. Принципиально иной подход применяется к товарам, по которым продавцом предоставлена гарантия качества (п. 2 ст. 476 ГК). При обнаружении недостатков товара в пределах срока гарантии продавец несет бремя доказывания того, что эти недостатки возникли после передачи товара покупателю и по причинам, за которые продавец не отвечает (нарушение покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо возникшим вследствие действий третьих лиц, например перевозчика, либо непреодолимой силы).


Статья 477. Сроки обнаружения недостатков переданного товара


Комментарий к статье 477


1. При формулировании этой статьи были использованы принципы Венской конвенции 1980 г. (ст. ст. 38 и 39), которая исходит не из обязанности покупателя осмотреть переданный ему товар, а из его права предъявить требование к продавцу при условии обнаружения недостатков товара в предусмотренные сроки. Вместе с тем следует учитывать, что применительно к договору поставки в ГК (см. п. 2 ст. 513 и п. 1 ст. 515 и комментарии к этим статьям) прямо предусмотрена обязанность покупателя осмотреть передаваемый продавцом товар.

В ГК проводится четкое разграничение между понятиями "сроки обнаружения недостатков" (ст. 477) и "сроки извещения продавца о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи" (см. ст. 483 и коммент. к ней).

2. Применено дифференцированное урегулирование разных ситуаций: а) когда не установлен ни гарантийный срок, ни срок годности (п. 2); б) когда установлен гарантийный срок (абз. 1 п. 3) или срок годности (п. 4); в) когда на комплектующее установлен гарантийный срок иной продолжительности, чем на основное изделие (абз. 2 и 3 п. 3); г) когда гарантийный срок составляет менее двух лет, предусмотренных статьей в качестве общего срока для обнаружения недостатков на товары, в отношении которых гарантия не предоставлялась (п. 5).

Недостатки товара, на которые не установлен срок гарантии или срок годности, должны быть выявлены покупателем в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара, если законом или договором не установлен более длительный срок. Это правило ГК существенно отличается от ранее действовавшего. Согласно ст. 247 ГК 1964 г. покупатель должен был выявить недостатки проданной вещи не позже шести месяцев со дня ее передачи, а в отношении строений - одного года. В этот же срок он должен был предъявить претензию продавцу.