Файл: Международная валютная система и российский рубль (МЕЖДУНАРОДНАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА).pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
Управление инфляцией и повышение его эффективности, сокращение инфляционного потенциала в периоды роста цен и его наращивание во времена их падения, повышение предсказуемости инфляционной динамики для населения и бизнеса – сложнейшие вопросы современной экономической политики. Они сопряжены с решением проблем, далеко выходящих за рамки продолжительного роста или падения цен.
Во-первых, реализация задачи увеличения стабильности цен и их умеренного повышения нередко приходит в конфликт с необходимостью достижения других целей политики – обеспечения устойчивого экономического роста, поддержания полной занятости, внешнеэкономического равновесия. При достижении одной цели зачастую приходится мириться с тем, что задачи регулирования цен решаются лишь частично либо не решаются вовсе.
Во-вторых, различные виды инфляции в зависимости от лежащих в их основе факторов требуют разных методов управления ценами. В этих условиях на передний план выходит выбор оптимального сочетания разных инструментов регулирования инфляции с учетом ее «цены» для экономики.
В-третьих, государство постоянно балансирует между приверженностью к невмешательству в хозяйственную сферу и обеспечением стабильного роста экономики и благосостояния граждан. Отсюда необходимость построения непротиворечивой институциональной системы управления инфляцией, которая бы максимально возможно увязывала все три уровня ее регулирования – государственного, корпоративного и рыночного. Специфика такого механизма отражает как национальные особенности регулирования и дерегулирования экономики, так и общие процессы либерализации и протекционизма, происходящие на мировом рынке.
Эффективность управления инфляционным процессом зависит от того, насколько органично оно сочетает основные направления регулирования факторов инфляции: монетарных и немонетарных, денежных и кредитных, финансовых (бюджетных, налоговых, государственный долг), заработной платы и доходов, финансового рынка, внешних факторов инфляции. Универсальных рекомендаций по мерам политики для стран с различной экономикой на разных стадиях цикла не существует.
Кризис 2007 – 2009 гг. еще более усложнил ситуацию в сфере противодействия инфляции. Он вызвал радикальные изменения в направлении движения цен. Если раньше в мире преобладали инфляционные тенденции и в мировой практике активно использовались оправдавшие себя в прошлом стандартные инструменты денежно-кредитной политики, то в посткризисный период ключевым трендом стала дефляция, методов борьбы с которой не так много, как с инфляцией. В этих условиях одним из важнейших направлений экономической деятельности государства стало стимулирование повышения цен и предотвращения распространения дефляции. Оно потребовало применения новых, нетрадиционных методов управления инфляцией. В 2016–2017 гг. экономическая активность в развитых странах вновь стала набирать обороты, вселяя надежду на повышение уровня инфляции. Отсюда постепенный переход к нормализации денежно-кредитной политики. Вместе с тем полных гарантий скорого и необратимого выхода из периода дефляции и низких ставок нет, во многих странах инфляция стойко держится ниже целевого уровня. Риск дефляции сохраняется.
В последнее десятилетие механизм управления инфляцией и его инструментарий претерпели существенные изменения. В их основе противоречивые тенденции в самом инфляционном процессе, вызванные изменением глобального экономического ландшафта. Речь идет, прежде всего, о смене трендов в динамике мирового производства, в первую очередь о финансово-экономическом кризисе 2007–2009 гг. и его последствиях. Эти изменения затрудняют контроль над инфляцией, сужают сферу свободы для финансовых регуляторов и во многих случаях снижают эффективность антиинфляционной политики.
К этим изменениям, прежде всего, относятся:
- структурные сдвиги в экономике, сопровождавшиеся изменениями ценовых пропорций в экономике и заметными различиями в динамике относительных цен, в том числе на основные компоненты потребительской корзины. Важнейший из этих сдвигов – дальнейшее возрастание роли сферы услуг, которая в меньшей мере подвержена воздействию инфляционных процессов, включая феномен дезинфляции, чем производственные отрасли. Этот процесс сдерживал снижение инфляции – удорожание услуг было меньше, чем рост цен на товары. Инфляция в секторе товаров более изменчива, чем в отраслях услуг. Главная причина в том, что товарный сектор сильно зависит от продовольственных и энергетических цен, на которые приходится приблизительно половина товарного компонента.
- инновационное развитие способствует снижению себестоимости товаров и инфляции. В растущем числе отраслей экономики человеческий труд вытесняется технологическими инновациями. Между тем в большинстве организаций расходы на заработную плату составляют до 70% операционных расходов. Кроме того, современные технологии логистики позволяют мгновенно управлять потоками готовой продукции в глобальном масштабе и легко удовлетворять локально растущий спрос, что снижает вероятность роста цен на отдельно взятом рынке. Широчайший спектр взаимозаменяемых товаров препятствует повышению цен на отдельные их виды. В XXI в. основным фактором производства становятся знания. Для флагманов новой экономики – Google, Apple, Amazon, Facebook – и других стоимость кредита на рынке в принципе не так важна, как для других компаний: капиталоемкость их бизнес-моделей крайне низка. В этих условиях усиливается тенденция к снижению эффективности монетарных методов регулирования экономического роста и инфляции.
- возрастание роли финансов (финансиализация). Если в 1980 г. глобальные финансовые активы превосходили мировой ВВП в 1,1 раза, то в 2014 г. – в 3,7 раза. За последние десятилетия вклад финансовых посредников в формирование мировой экономики, измеряемый как отношение добавленной стоимости (зарплаты и прибыли), созданной в финансовом секторе, к глобальному ВВП возрос в 1,2–2 раза. Нередко статистика развитых стран включает в финансовый сектор сделки с недвижимостью, аренду, лизинг. В этом случае доля финансов достигает трети ВВП.
Степень развития финансовых рынков и финансового сектора определяет время и скорость реакции денежного рынка, а соответственно, и экономики в целом на изменение монетарной политики. Повышение уровня развития финансового сектора позитивно сказывается на результатах управления инфляцией. Вместе с тем современный механизм макропруденциального регулирования пока недостаточно эффективен. Усложнению контроля над инфляцией способствует существенный передел корпоративной структуры финансового посредничества, последовавший за финансовым кризисом 2007–2009 гг., когда банки попали под жесткий контроль властей почти во всех ведущих странах. Повышение роли менее регулируемых, чем банки, институциональных инвесторов, с одной стороны, увеличило эффективность трансмиссионного механизма. С другой, в зоне финансовых услуг расположился обширный сектор, не поддающийся формальному регулированию. Это теневая банковская сфера (фонды денежного рынка, трастовые компании, инвестиционные фонды, фонды частных инвестиций, хеджевые фонды), которая усиливает мотивы непредсказуемости на мировом финансовом рынке. На эту сферу приходится до половины совокупных активов мировой банковской системы. Склонность к рискованному, забалансовому кредитованию можно увидеть и в формальном финансовом секторе. В основном это связано с использованием инновационных и слаборегулируемых финансовых продуктов, позволяющих коммерческим банкам обходить требования регуляторов.
- глобализация и интернационализация инфляционных процессов. По мере повышения уровня вовлеченности экономик в мировое производство процессы национального ценообразования испытывают растущее воздействие внешних факторов. Обостряя конкуренцию на рынках товаров и труда (в последнее время, в том числе и в связи с ростом иммиграции), глобализация влияет на уровень цен в сторону их снижения. Развитие каналов международной трансмиссии денежной политики – международного денежного рынка, рынка капитала и валютного рынка – усиливает влияние финансовых условий одних стран, прежде всего денежной политики ФРС и в меньшей степени ЕЦБ, на другие. Дефляционное давление из-за рубежа, в частности включение в мировую экономику производителей с низкими затратами, также уменьшает результативность внутренней денежной политики. Ввиду высокой скорости распространения внешних финансовых шоков и силы, с которой они обычно воздействуют на рынки стран, директивным органам нередко трудно своевременно реагировать на них.
- превращение товарных активов (нефть, газ, металлы, продовольствие) в финансовые. Важным источником нарушения равновесия на рынке сырьевых товаров с начала 2000-х гг. стал приход на него финансовых инвесторов. Сегодня цены на сырье во многом складываются на финансовых рынках, формируются в долларах на биржах товарных деривативов. Преобладающая часть расчетов за них также осуществляется в долларах. Усилилась корреляция цен финансовых и товарных активов на всех сегментах финансовых рынков.
- углубление социального неравенства ослабляет гибкость цен при спросе и усложняет задачу контроля над инфляцией. Менее состоятельные семьи, не имея сбережений и не обладая свободным доступом к кредитам, в качестве приоритета ставят покупку предметов первой необходимости, плохо реагируя на изменение процентных ставок. Состоятельные домохозяйства, наоборот, безразличны к процентным ставкам, так как тратят слишком малую долю доходов на основные товары. В то же время семьи со средним уровнем дохода наиболее чутко относятся к изменению процентных ставок и потребительских цен, что в свою очередь стимулирует производителей приспосабливаться к изменениям в спросе.
- возможности использования традиционной ценовой политики более ограничены, чем в прошлом, из-за эффекта демографических факторов; ослаблена связь между рынком труда и инфляционными ожиданиями. С одной стороны, в последние десятилетия эти факторы играли в пользу низкой инфляции: возросший приток на мировой рынок труда рабочей силы из развивающихся государств повышал конкуренцию за рабочие места, способствовал снижению зарплаты, замедлению инфляции и уменьшению процентных ставок. С другой, растущая доля молодых людей и лиц пенсионного возраста в общем количестве населения разгоняет инфляцию. Высокие расходы на них лишают центральные банки возможности добиваться повышения долгосрочных процентных ставок.
- разнонаправленность экономической политики. С начала 1990-х гг. вплоть до кризиса характерной чертой экономической политики во многих развитых странах, прежде всего реализовавших англосаксонскую модель развития, стали приватизация, дерегулирование хозяйства, сокращение государственных расходов, либерализация операций на мировом финансовом рынке. Возрастание роли рыночных регуляторов, снижение доли государственного спроса в конечном потреблении, хотя и способствовали позитивным сдвигам в экономиках, одновременно увеличили их уязвимость, поскольку сужали возможности государства для маневра. Огромные риски оказались вне должного учета. Регуляторы не могли адекватно оценивать совокупность рисков в финансовых учреждениях и корпорациях. Пошатнулась стабильность финансовых институтов, которые обеспечивают инвестирование накоплений.
- увеличение государственного долга. Кризис привел к значительному увеличению государственных расходов, что в условиях снижения налоговых поступлений вызвало возрастание дефицита бюджетов в развитых и ряде развивающихся стран. В результате антиинфляционный потенциал финансовой политики – маневрирования государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос – существенно снизился. Возросла глобальная задолженность. На начало 2017 г. мировой долг (включая корпоративный сектор, домохозяйства, государственный сектор) – 217 трлн дол., или 327% мирового ВВП – находился на рекордно высоком уровне. Примерно две трети задолженности составляет частный долг – обязательства нефинансовых фирм и домашних хозяйств – следствие падения производства и сужения спроса на рынках.
Оставшаяся часть приходится на государственный долг. В его основе увеличение бюджетного дефицита, который покрывался в основном за счет денежной эмиссии и новых заимствований. В этих условиях акцент в государственном управлении инфляционными процессами переместился в денежно-кредитную сферу. Центральные банки, по мнению ряда экономистов, стали самыми влиятельными экономическими игроками на планете.
В последние годы различные страны по-разному подходили к решению проблем финансирования бюджетного дефицита и преодоления долгового кризиса. Одни из них уменьшали денежную массу для замедления роста цен или их снижения, повышали бюджетную дисциплину и сокращали государственные расходы, другие – увеличивали денежную массу для дефицитного финансирования бюджетных расходов, стимулировали экономический рост с использованием государственного финансирования. В первом случае создавались предпосылки для роста дефляции, во втором – инфляции.
- усиление неопределенности (в этих условиях бизнес предпочитает не тратить, а сберегать) и непредсказуемости, а также рисков стало важным фактором, снижающим эффективность управления инфляцией. Искаженная информация и смешанные сигналы о состоянии и перспективах рынка заставляют инвесторов кидаться из одной крайности в другую, побуждая их действовать вопреки логике и сдерживать экономический рост. Неопределенность, причем как экономическая, а в последнее время и в растущей мере политическая, затрудняет прогноз, а также выработку мер, призванных если не устранить, то уменьшить дисбалансы. Влияние центральных банков на ценообразование снижается, когда рынки начинают ориентироваться на политику.