Файл: ГК_1_комм_Садиков_2005.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 6118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Нормы международных договоров, исходя из установленной в них сферы действия, обычно применяются к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан и юридических лиц. Однако нередко они подлежат применению к отношениям российских граждан и юридических лиц, например, при осуществлении международных перевозок грузов и пассажиров отечественными перевозчиками, защите прав интеллектуальной собственности.

8. Обычно положения международных договоров применяются к регулируемым ими отношениям непосредственно, ибо они - составная часть правовой системы Российской Федерации. Однако иногда для применения международного договора необходимо издание внутригосударственного акта, предусматриваемого международным договором. Например, Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. (с последующими дополнениями) содержит ряд статей, предусматривающих издание участвующими в Конвенции государствами национальных актов, обеспечивающих ее применение (ст. 10(bis), 11, 20). Аналогичные положения содержат и многие другие международные договоры с участием Российской Федерации.

9. Абзац 2 п. 2 ст. 7 следует понимать расширительно. Положения международных договоров Российской Федерации имеют приоритет не только перед нормами гражданского законодательства, как оно определено в п. 2 ст. 3 ГК, но и перед правилами правовых актов, названных в п. 6 ст. 3 ГК, а также всеми другими нормами гражданского права Российской Федерации.

10. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, будучи составной частью правовой системы Российской Федерации, образуют тем не менее в рамках этой единой системы самостоятельный правовой блок, имеющий практически важные юридические особенности. Это выражается, во-первых, в особом порядке официальной публикации международных договоров и их изменений (см. пп. 4, 5 настоящего комментария) и, во-вторых, в особенностях их толкования, которое должно осуществляться с учетом их международного характера и правил толкования, содержащихся в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., участником которой является Российская Федерация. При обращении к международным договорам должны также учитываться их понимание и практика применения другими государствами.


Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ,

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ


Статья 8. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей


1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.


В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

2. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.


Комментарий к статье 8


1. Комментируемая статья содержит перечень юридических фактов, с которыми связано возникновение гражданских прав и обязанностей. Юридическими фактами принято называть фактические обстоятельства, порождающие правовые последствия. Они возникают в одних случаях по воле субъекта гражданского права, в других - помимо его воли. Это различие позволяет подразделить юридические факты на действия и события. И те и другие факты являются основаниями возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений при условии, что нормы права связывают с ними определенные правовые последствия.

Вместе с тем ст. 8 допускает возможность возникновения гражданских прав и обязанностей на основании действий и событий, хотя и не предусмотренных правовыми нормами, но не противоречащих общим началам и смыслу гражданского законодательства.

Таким образом, приведенный в комментируемой статье перечень не является исчерпывающим, и возможно возникновение прав и обязанностей из иных оснований.

2. Действия, являющиеся юридическими фактами, в зависимости от их содержания принято разделять на правомерные и неправомерные. К последним относятся действия, совершенные с нарушением требований закона или иных нормативных актов. Статья 8 упоминает среди оснований возникновения гражданских прав как правомерные, так и неправомерные действия, такие, как причинение вреда другому лицу и неосновательное обогащение.

Наряду с активными действиями к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей относятся волеизъявление в форме молчания и неправомерное воздержание от действий - бездействие. В отличие от молчания о бездействии как юридическом факте можно говорить лишь в случае неправомерного поведения. Так, в силу ст. 16 ГК у гражданина или юридического лица возникает право требовать возмещения убытков, причиненных бездействием государственного органа и органа местного самоуправления. В ряде норм ГК к неправомерному бездействию применяется термин "уклонение" (например, в ст. 51). Уклонение - это неосуществление действий в установленные сроки и порядке без указания мотивов. Так, уклонение одной из сторон от регистрации совершенной в надлежащей форме сделки порождает право другой стороны потребовать возмещения убытков, вызванных подобным бездействием, а также потребовать от суда вынесения решения о регистрации сделки. Такие же последствия возникают при необоснованном уклонении от нотариального удостоверения сделки (см. ст. 165 и коммент. к ней).


Воля лица, направленная на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, может выражаться в молчании. Однако молчание в отличие от активных действий признается выражением воли совершить сделку лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или соглашением сторон (см. ст. 158 и коммент. к ней). Следовательно, молчание может быть правообразующим (правоизменяющим или правопрекращающим) фактом лишь в упомянутых случаях. Так, в соответствии с п. 2 ст. 540 ГК договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тех же условиях, если до окончания его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Согласно п. 4 ст. 468 ГК товары, переданные с нарушением условий договора купли-продажи об ассортименте, считаются принятыми покупателем, если он не сообщит продавцу о своем отказе от товара в разумный срок. Молчание покупателя, трактуемое в этом случае как согласие принять товар, является основанием возникновения у продавца права требовать его оплаты.

3. Событиями принято называть фактические обстоятельства, не зависящие от воли человека (рождение и смерть гражданина, военные действия, стихийные явления). События как основания возникновения и прекращения гражданских прав и обязанностей упоминаются в ряде статей ГК (ст. 17, 111, 190, 191, 401, 794 и др.).

4. Среди оснований возникновения гражданских правоотношений в ст. 8 прежде всего названы договоры. Договор в рыночных условиях стал основным юридическим фактом, порождающим гражданские права и обязанности. В силу принципа свободы договора, закрепленного в ст. 421 ГК, он, как правило, заключается по свободному волеизъявлению сторон. Нормы о плановых актах как основании договора, содержавшиеся во всех нормативных актах СССР (положениях о поставках и др.), утратили силу. Однако некоторые законы упоминают властные акты, из которых возникает обязанность заключить договор. Так, ст. 6 Закона о естественных монополиях предоставляет органам регулирования естественных монополий (в настоящее время это - Федеральная антимонопольная служба) право определять потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) устанавливать минимальный уровень их обеспечения в случае невозможности удовлетворения потребности в товарах в полном объеме. Из акта этого органа возникает обязанность субъекта естественной монополии по требованию потребителя заключить договор (см. коммент. к ст. 421).

5. Часть вторая ГК намного расширила круг поименованных договоров, т.е. договоров, которые урегулированы Кодексом. Однако развитие рыночных отношений вызывает к жизни и иные договоры, не названные в ГК. Из подп. 1 п. 1 комментируемой статьи вытекает, что гражданские права и обязанности могут возникать также из не предусмотренных законом, но не противоречащих ему договоров. В таких случаях возможно применение норм, регулирующих сходные отношения, т.е. аналогии закона (см. ст. 6, 421 и коммент. к ним).


Наряду с договором - двух- или многосторонней сделкой, основанием возникновения гражданских прав и обязанностей служит и односторонняя сделка, для совершения которой достаточно выражения воли одной стороны, например объявление конкурса, обещание награды, завещание (см. ст. 154, 448 и коммент. к ним, ст. 1055 ГК).

6. Акты государственных органов (органов законодательной и исполнительной власти) и органов местного самоуправления названы в подп. 2 п. 1 ст. 8 в качестве самостоятельного юридического факта, порождающего гражданские права и обязанности. В отличие от действий граждан и юридических лиц акт государственного органа и органа местного самоуправления является юридическим фактом, порождающим административные отношения. Лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, такой акт может служить также основанием возникновения гражданских прав и обязанностей. Например, при невыполнении упомянутого выше акта органа регулирования естественных монополий (в настоящее время Федеральной антимонопольной службы) этот орган вправе дать предписание субъекту естественной монополии заключить договор и при его неисполнении наложить административный штраф. В то же время акт, определивший потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, создает для них право требовать заключения гражданско-правового договора от субъекта естественной монополии путем предъявления иска в суд.

Акт государственной регистрации юридического лица завершает его создание (см. ст. 51 и коммент. к ней). Утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом план приватизации является тем административным актом, который порождает право требовать заключения договора купли-продажи приватизируемого объекта (сделки приватизации).

ГК, законами, иными правовыми актами предусмотрены многочисленные административные акты, порождающие гражданские права и обязанности.

7. Гражданско-правовые последствия вызывает не только правомерный административный акт, но и неправомерный акт, а также воздержание или уклонение от его принятия. Так, при неправомерном уклонении государственного или иного органа от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица у них возникает право обжаловать такое уклонение (бездействие) в суд (см. ст. 51 и коммент. к ней). Статья 16 ГК предусматривает право гражданина или юридического лица требовать от государственных органов или органов местного самоуправления возмещения убытков, причиненных как их незаконными актами (иными действиями), так и бездействием (уклонением от совершения действия).

8. В подп. 3 п. 1 комментируемой статьи в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей названо судебное решение. Впервые ГК придал судебному решению характер юридического факта, порождающего гражданские права и обязанности. ГК закрепил сложившуюся практику, согласно которой судебное решение может не только изменять или прекращать уже возникшие гражданские права и обязанности, но и служить основанием их возникновения.


Значение юридического факта имеют судебные решения по спорам, возникающим при заключении договоров. Пункт 4 ст. 445 ГК предоставляет право на обращение в суд с требованием о понуждении заключить договор, если сторона, для которой заключение договора является обязательным, уклоняется от его заключения. При решении суда о понуждении заключить договор на определенных условиях в соответствии со ст. 446 ГК договор следует признавать заключенным на указанных в решении суда условиях. Эта норма означает, что при наличии решения о понуждении заключить договор на определенных условиях договор считается заключенным, даже если одна из сторон не выполняет решение суда. То же самое следует сказать и о судебном решении в случаях разногласий сторон об условиях договора, если такой спор подведомствен суду. Спорное условие договора действует в той редакции, которая определена решением суда, что означает признание решения суда юридическим фактом.

Юридическим фактом является также решение суда, которым несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным (ст. 27 ГК), решение суда о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь (п. 3 ст. 225 ГК) и др.

На практике признание решения суда юридическим фактом означает, что с момента его вступления в законную силу гражданские права и обязанности считаются возникшими (измененными, прекращенными) и, как правило, не требуются какие-либо действия по принудительному исполнению судебного решения.

Исключение составляют случаи, когда решение суда в качестве юридического факта порождает права и обязанности в совокупности с другими юридическими фактами (см. п. 12 комментария к настоящей статье).

Именно значение юридического факта придано в ст. 165 ГК судебному решению о признании действительной сделки, требующей нотариального удостоверения, если сделка исполнена, а одна из сторон уклоняется от нотариального удостоверения. При наличии судебного решения о признании сделки действительной не требуется ее нотариального удостоверения (см. коммент. к ст. 165).

Судебное решение, как правило, устанавливает наличие уже существующих прав (законных интересов) и дает им защиту. Решение признается юридическим фактом в случае, если оно само служит основанием возникновения правоотношений, а не только устанавливает уже возникшие права и обязанности.

Под судебным решением как юридическим фактом в соответствии со ст. 11 ГК следует понимать акт суда общей юрисдикции, арбитражного суда и третейского суда.

9. Подпункт 4 п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что имущество может быть приобретено не только по договору, но и по другим, предусмотренным ГК и иными законами, основаниям. К таким основаниям ГК относит возникновение права собственности на имущество в силу приобретательной давности (см. ст. 234 и коммент. к ней), на находку (см. ст. 228 и коммент. к ней), на безнадзорных животных (см. ст. 231 и коммент. к ней), на клад (см. ст. 233 и коммент. к ней), на движимые вещи, от которых собственник отказался (см. ст. 226 и коммент. к ней).