ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 5920
Скачиваний: 3
2. По исполнении поручителем обязательства кредитор обязан вручить поручителю документы, удостоверяющие требование к должнику, и передать права, обеспечивающие это требование.
3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручителя с должником и не вытекает из отношений между ними.
Комментарий к статье 365
1. Поручителю предоставлено право регресса к должнику, обязательство которого он исполнил. Поручитель может требовать от должника возврата всех выплаченных сумм (включая основную сумму долга, установленных процентов, иных понесенных расходов).
2. После исполнения поручителем основного обязательства кредитор обязан передать ему соответствующие документы, на основании которых поручитель может предъявить должнику регрессный иск. К поручителю переходят права, вытекающие из обязательств, обеспечивавших требование кредитора (п. 2 ст. 365). Данное правило должно применяться и тогда, когда основное обязательство обеспечивалось, кроме поручительства, залогом имущества (имущественных прав) должника. Поручитель в этом случае вправе в порядке регресса возместить сумму своих требований из стоимости предмета залога.
Статья 366. Извещение поручителя об исполнении обязательства должником
Должник, исполнивший обязательство, обеспеченное поручительством, обязан немедленно известить об этом поручителя. В противном случае поручитель, в свою очередь исполнивший обязательство, вправе взыскать с кредитора неосновательно полученное либо предъявить регрессное требование к должнику. В последнем случае должник вправе взыскать с кредитора лишь неосновательно полученное.
Комментарий к статье 366
1. Комментируемая статья наделяет поручителя, который исполнил основное обязательство, уже исполненное должником, поскольку тот его об этом не уведомил, правом предъявить регрессное требование к должнику либо взыскать неосновательно полученное с кредитора.
2. Должник при этом не вправе выдвигать против регрессного требования поручителя возражения, которые он имел против кредитора (п. 13 письма Президиума ВАС РФ от 20.01.98 N 28).
Статья 367. Прекращение поручительства
1. Поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства, а также в случае изменения этого обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего.
2. Поручительство прекращается с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника.
3. Поручительство прекращается, если кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или поручителем.
4. Поручительство прекращается по истечении указанного в договоре поручительства срока, на который оно дано. Если такой срок не установлен, оно прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иска к поручителю. Когда срок исполнения основного обязательства не указан и не может быть определен или определен моментом востребования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявит иска к поручителю в течение двух лет со дня заключения договора поручительства.
Комментарий к статье 367
1. Статья предусматривает различные основания прекращения поручительства. В силу акцессорного характера оно прекращается с прекращением (независимо от оснований) обеспечиваемого им обязательства.
В отличие от передачи права требования, поручительство, как и залог (см. ст. 356 и коммент. к ней), прекращается при переводе долга по основному обязательству, если поручитель не подтвердил согласие оставить договор в силе, т.е. отвечать за выполнение основного обязательства новым должником.
2. Нормой, имеющей большое практическое значение, является положение п. 1 комментируемой статьи о том, что поручительство прекращается в случае изменения основного обязательства, которое влечет увеличение суммы обязательства поручителя. Как правило, исполнение основного обязательства обеспечивается не только поручительством, но и неустойкой (процентами), которую поручитель обязан уплатить в случае неисполнения должником основного обязательства. При продлении срока действия основного обязательства, а также в случае повышения размера процентов существенно увеличивается сумма основного обязательства. Поручитель в этом случае несет ответственность, только если он согласен продлить договор поручительства на новых условиях. В противном случае поручительство прекращается. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.12.96 N 1832/96 указывается, что кредитор не поставил в известность поручителя о продлении кредитного договора и не получил его согласия на продление договора поручительства на новых условиях, связанных с увеличением ответственности поручителя. Президиум ВАС РФ справедливо посчитал, что указанные обстоятельства прекращают действие договора поручительства (Вестник ВАС РФ, 1997, N 5, с. 93).
Продление срока основного обязательства не влияет на судьбу поручительства, в соответствии с условиями которого поручитель отвечает за неисполнение основного обязательства должником не полностью, а лишь в размере указанной суммы.
3. Поручительство не прекращается при наличии в договоре условий о согласии поручителя отвечать за любого должника, а следовательно, и за нового должника, на которого был переведен долг по обязательству, обеспеченному поручительством (п. 9 письма Президиума ВАС РФ от 20.01.98 N 28).
4. Отказ кредитора принять исполнение от должника либо поручителя прекращает договор поручительства, если кредитор не докажет, что исполнение не соответствовало условиям договора, обеспеченного поручительством.
5. Поскольку срок, на который выдано поручительство, относится к пресекательным, по его истечении поручительство прекращается.
ГК не ограничивает срока действия поручительства - он определяется в договоре. Когда такой срок не указан, поручитель отвечает в течение года со дня наступления срока исполнения основного обязательства. Если же срок исполнения основного обязательства не указан и не может быть определен либо определен моментом востребования, срок давности, в течение которого кредитор может предъявить требования к поручителю, составляет 2 года с момента заключения договора поручительства.
Срок действия поручительства считается неустановленным при наличии в договоре условий о действии поручительства до фактического исполнения обеспечиваемого обязательства (п. 2 письма Президиума ВАС РФ от 20.01.98 N 28).
Поручительство прекращается, если в течение срока, на который оно выдано, кредитор не предъявил иска к поручителю (п. 5 письма Президиума ВАС РФ от 20.01.98 N 28).
§ 6. Банковская гарантия
Статья 368. Понятие банковской гарантии
В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
Комментарий к статье 368
1. В отличие от ранее действовавших ГК 1964 (ст. 210) и Основ ГЗ (п. 6 ст. 68) статья выводит банковскую гарантию за рамки договора поручительства и определяет ее как самостоятельное обязательство гаранта уплатить денежную сумму по требованию бенефициара, которое вытекает из односторонней сделки - выдачи гарантии.
Правила о гарантии, содержащиеся в § 6 гл. 23 ГК, сформулированы с учетом международной практики, отраженной в Унифицированных правилах для гарантий по требованию, опубликованных в 1992 г. Международной торговой палатой (МТП) в Париже. Эти Правила изданы на русском языке в переводе, официально утвержденном МТП: Унифицированные правила для гарантий по требованию. М.: Изд-во АО "Консалтбанкир", 1996. (Серия: Издания Международной торговой палаты). Ранее публиковавшийся перевод данных Правил (журнал "Законодательство и экономика", 1994, N 5 - 6, с. 24 и повторяющее его приложение к книге: Ефимова Л.Г., Новоселова Л.А. Банки: ответственность за нарушения при расчетах. М., 1996. С. 377 и след.) неточен.
О практике разрешения споров, связанных с применением норм ГК о банковской гарантии, см. приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 15.01.98 N 27 (Вестник ВАС РФ, 1998, N 3, с. 88), далее - информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.98 N 27.
2. В комментируемой статье в качестве субъектов гарантии названы банк, иное кредитное учреждение и страховая организация. Этот перечень нет оснований считать исчерпывающим.
В законодательных актах Российской Федерации говорится о выдаче гарантии также иными субъектами гражданского права. Гарантии вправе выдавать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства согласно ст. 6 его Устава, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.96 N 424 (СЗ РФ, 1996, N 16, ст. 1901). Следует считать возможным выдачу гарантии на условиях § 6 гл. 23 ГК и другими субъектами гражданского права, поскольку согласно п. 1 ст. 329 ГК способы обеспечения обязательств могут самостоятельно предусматриваться заинтересованными в том сторонами.
Банковские гарантии используются в качестве обеспечения уплаты таможенных и других платежей, взимаемых таможенными органами. Изданы Правила ведения реестра банков и иных организаций, которые могут выступать в качестве гаранта перед таможенными органами (Приказ ГТК России от 22.04.2002 N 392 - БНА РФ, 2002, N 25), которые предусматривают порядок определения таких организаций и предельные суммы выдаваемых ими гарантий.
3. В ряде законодательных актов предусматривается выдача государственных и муниципальных гарантий (ст. 115 Бюджетного кодекса; ст. 15 Федерального закона от 29.07.98 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" - СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3814; ст. 7 Федерального закона от 26.11.98 N 181-ФЗ "О Бюджете развития Российской Федерации" - СЗ РФ, 1998, N 48, ст. 5856).
Такие гарантии выдаются на особых условиях, названных в указанных законодательных актах, и по своему содержанию схожи с поручительством, урегулированным в § 5 гл. 23 ГК. В ряде постановлений Правительства РФ они прямо именуются поручительством (СЗ РФ, 1998, N 3, ст. 345; N 36, ст. 4520). Поэтому правила о банковских гарантиях к названным гарантиям применяться не могут.
4. Гарантия должна выдаваться в письменной форме. После принятия Закона о бухгалтерском учете она подписывается также главным бухгалтером или бухгалтером соответствующего юридического лица (ст. 7), что практиковалось и ранее. В статьях ГК нет прямых указаний о последствиях нарушения правила о письменной форме гарантии. Но из их содержания с очевидностью следует, что такая гарантия должна считаться ничтожной, хотя ст. 162 ГК допускает в этих случаях приведение письменных и других доказательств.
5. По общему правилу инициатива выдачи гарантии исходит от принципала, который заинтересован в получении гарантии, предоставления которой требует его контрагент по основному обязательству, чаще всего продавец в договоре купли-продажи. Однако инициатором выдачи гарантии может быть и третье лицо, в частности банк, выступающий как посредник. На правовую силу выданной гарантии это обстоятельство влияния не оказывает. Заключения письменного соглашения между гарантом и бенефициаром ст. 368 не требует (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.98 N 27).
6. Говоря об условиях даваемого гарантом обязательства, ст. 368 их не перечисляет; они определяются в последующих статьях ГК о гарантии. Существенным условием гарантии, помимо ее предмета, является срок, на который она выдана (п. 2 ст. 374 ГК). При отсутствии в документах, содержащих гарантийное обязательство, указаний о сроке, на который оно выдано, гарантийного обязательства не возникает (п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.98 N 27).
В гарантию могут быть включены и другие условия: о возможности ее отзыва (ст. 371 ГК), передаче бенефициаром другому лицу (ст. 372 ГК), об особом порядке вступления гарантии в силу (ст. 373 ГК), обозначении документов, приложение которых необходимо при представлении бенефициаром требования о платеже по гарантии (см. ст. 374 и коммент. к ней), ответственности гаранта за невыполнение своего обязательства (ст. 377 ГК).
Статья 369. Обеспечение банковской гарантией обязательства принципала
1. Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).
2. За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение.
Комментарий к статье 369
1. В п. 1 дана общая характеристика цели гарантии как способа обеспечить исполнение основного обязательства принципала, в связи с которым бенефициару выдается гарантия. Такая характеристика носит общий характер и сама по себе каких-либо дополнительных прав и обязанностей для имеющих отношение к гарантии лиц не создает.
2. Гарантия является возмездным обязательством, причем вознаграждение за выдачу гарантии уплачивается принципалом, а его размер зависит от суммы гарантии и характера обеспечиваемого обязательства. Сведения о размере вознаграждения за выдачу гарантии обычно носят конфиденциальный характер.
3. По одному из арбитражных споров ВАС РФ указал, что вопрос о возмездной банковской гарантии касается отношений гаранта и принципала и не может рассматриваться в качестве основания к отказу гаранта в удовлетворении требований бенефициара (Вестник ВАС РФ, 1997, N 6, с. 82).
Статья 370. Независимость банковской гарантии от основного обязательства
Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство.
Комментарий к статье 370
1. В статье в дополнение к правилу ст. 368 ГК более полно выражены самостоятельность гарантии как одностороннего обязательства гаранта и независимость гарантии от обеспечиваемого ею основного обязательства.
Характер основного обязательства и его особенности на независимость гарантии не влияют.
2. Независимость гарантии сохраняется даже при наличии в ней ссылки на основное обязательство, что часто имеет место на практике. На независимость гарантии не влияет и то обстоятельство, что при представлении требования по гарантии бенефициар согласно п. 1 ст. 374 ГК должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства.
3. Юридическая самостоятельность банковской гарантии, предусматриваемая ГК, получила четкую характеристику и признание в судебной практике. Бенефициар вправе без предварительного обращения к принципалу предъявить требование гаранту об исполнении обязательств по гарантии при наступлении предусмотренных в ней условий (п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.98 N 27). См. также: Комментарий судебно-арбитражной практики: Вып. 4. М., 1997. С. 105 - 112.
4. Однако по одному из рассмотренных споров арбитражный суд установил, что бенефициар, являясь кредитором в основном обязательстве, уже получил оплату за поставленный принципалу товар, что подтверждалось материалами данного спора. При таком положении арбитражный суд расценил требования бенефициара по гарантии как злоупотребление правом и на основании ст. 10 ГК в иске отказал (п. 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.98 N 27).