ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6191
Скачиваний: 3
3. Закон об общих принципах организации местного самоуправления содержит указание на то, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 65 "О Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1998, N 4, ст. 486) предусмотрено обязательное ведение субъектами Российской Федерации Федерального реестра муниципальных образований, расположенных на их территории; внесение в реестр удостоверяется выдачей соответствующего свидетельства. Отказ во включении в реестр может быть обжалован в суд.
4. Хотя п. 1 комментируемой статьи прямо называет только один из основных принципов гражданского законодательства - равенство сторон, в действительности на гражданские отношения с участием указанных в гл. 5 субъектов права распространяются и все другие из числа предусмотренных в ст. 1 ГК (см. коммент. к ней) основных начал гражданского законодательства, такие, как неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебная защита.
5. Правовой, в т.ч. гражданско-правовой, статус указанных субъектов в гл. 5 ГК определяется соответственно Конституцией, конституциями республик в ее составе, уставами других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также иными законами, включая ГК.
Гражданская правоспособность выделенных в гл. 5 ГК субъектов не во всем совпадает. При этом имеется в виду, что гражданская правоспособность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований может быть в определенных пределах ограничена законами Российской Федерации.
6. В отдельных правовых актах, регулирующих выступление Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в гражданском обороте, содержатся прямые отсылки к нормам ГК. Соответствующие указания включены, например, в Федеральный закон от 01.06.95 N 86-ФЗ "О государственных долговых товарных обязательствах" (СЗ РФ, 1995, N 23, ст. 2171), посвященный облигациям государственных целевых беспроцентных займов на приобретение товаров народного потребления и обязательствам перед сдатчиками сельскохозяйственных продуктов. Эти обязательства были признаны "внутренним государственным долгом Российской Федерации", и соответственно определялось, что они "подлежат исполнению надлежащим образом в соответствии с нормами действующего Гражданского кодекса Российской Федерации". Другой пример - Закон о соглашениях о разделе продукции. В нем предусмотрено, что по указанным соглашениям, одной из сторон в которых выступает непременно Российская Федерация, обе стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению "с соблюдением гражданского законодательства Российской Федерации". Однако подобные отсылки не являются обязательными. Необходимость применять к соответствующим отношениям нормы гл. 5 и других статей ГК может непосредственно вытекать из их правовой природы.
7. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет презумпцию распространения на регулируемые гражданским законодательством отношения с участием указанных в гл. 5 ГК субъектов общего для юридических лиц правового режима. Соответственно неприменение той или иной нормы, в которой адресатом служит юридическое лицо, к гражданским отношениям с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований возможно только в двух указанных в п. 2 случаях: если это вытекает либо из закона, либо из особенностей соответствующих субъектов.
К Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, исходя именно из специфики их правового положения, не могут быть применены, в частности, некоторые нормы гл. 4 ГК "Юридические лица". Среди них ст. 49 "Правоспособность юридического лица", ст. 51 "Государственная регистрация юридических лиц", ст. 54 "Наименование и место нахождения юридического лица", ст. 55 "Представительства и филиалы", а равно ст. 61 - 63, 65, посвященные ликвидации юридического лица.
8. Примером актов, которые ограничивают выступление рассматриваемых субъектов в специально установленных случаях, могут служить - Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (СЗ РФ, 1999, N 42, ст. 5005), Закон об общих принципах организации местного самоуправления, а также Закон о векселях. Последним, в частности, установлено, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе обязываться по переводному и простому векселю только при условии, если это специально предусмотрено законом (ст. 2).
9. В ряде статей ГК и изданных в соответствии с ним законах и иных правовых актах специально упоминается о выступлении в гражданских отношениях субъектов права, указанных в гл. 5 ГК. Например, ст. 582 ГК включила их в число тех, кому могут быть сделаны пожертвования (имеется в виду дарение вещей или прав в общеполезных целях).
Отдельные из соответствующих норм выделяют гражданские правоотношения, в которых могут выступать исключительно указанные субъекты. Из числа находящихся за пределами гл. 5 ГК могут быть названы:
ст. 16 ГК - о возмещении убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
ст. 115 ГК - о субсидиарной ответственности Российской Федерации по обязательствам федерального казенного предприятия при недостаточности его имущества;
ст. 212, 214 и 215 ГК - о праве собственности указанных в комментируемой статье субъектов;
ст. 279 и 281 ГК - о выкупе имущества для государственных или муниципальных нужд;
ст. 817 ГК, признающая, что заемщиком в договоре государственного займа могут быть только Российская Федерация или субъект Российской Федерации, а муниципального займа - только муниципальное образование;
ст. 840 ГК - о случаях субсидиарной ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при невозврате банками вкладов гражданам;
ст. 1063 ГК - о выступлении указанных в гл. 5 ГК субъектов в качестве организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр;
ст. 1069 - 1071, 1081 ГК - о возмещении вреда гражданам и юридическим лицам за счет казны субъектов права, указанных в гл. 5 ГК;
ст. 1116 и 1151 ГК - о наследовании имущества указанными в гл. 5 ГК субъектами права.
Специальные случаи выступления в гражданских отношениях этих же субъектов предусмотрены, в частности, в Федеральном законе от 27.12.95 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (СЗ РФ, 1996, N 1, ст. 6), Законе о соглашениях о разделе продукции, Законе о приватизации.
10. Выделение субъектов, указанных в гл. 5 ГК, может быть связано с необходимостью создания для них специального правового режима. Так, в силу п. 1 ст. 1063 ГК признается, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут выступать в роли организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр; при этом особо оговорено, что, в отличие от других участников гражданского оборота, они в лицензии не нуждаются. Статья 1151 ГК посвящена особому порядку наследования выморочного имущества Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
11. Один из распространенных случаев участия указанных в гл. 5 ГК субъектов в гражданских отношениях - заключение договоров государственного займа, в которых контрагентами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования выступают юридические лица и граждане (ст. 817 ГК). Среди ценных бумаг, эмитентами которых являются субъекты права, указанные в гл. 5 ГК, могут быть названы государственные ценные бумаги, облигации государственных республиканских внутренних займов, государственные казначейские векселя, казначейские облигации, золотые сертификаты, облигации внутреннего государственного валютного займа, государственные краткосрочные бескупонные облигации, облигации государственных сберегательных займов и др.
Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Комментарий к статье 125
1. Комментируемая статья посвящена определению порядка участия соответствующих субъектов права в гражданском обороте. Как это имеет место и в отношении юридических лиц, гражданская правоспособность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований осуществляется через их органы. Круг таких органов, а равно их полномочия определяются применительно к субъектам права, указанным в гл. 5 ГК.
Структура органов местного самоуправления определена Законом об общих принципах организации местного самоуправления.
Особое место в системе федеральных органов занимает Правительство РФ - орган государственной власти Российской Федерации.
Оно действует на основе Федерального конституционного закона от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (СЗ РФ, 1997, N 51, ст. 5712).
Статьей 23 указанного Закона предусмотрено, что Правительство РФ наряду с нормативными актами в виде постановлений издает по оперативным и другим текущим вопросам распоряжения. Ссылаясь на приведенную статью Закона, Президиум ВАС РФ признал при рассмотрении конкретного дела не имеющим юридической силы связанное с управлением федеральной собственностью поручение Правительства РФ Мингосимуществу РФ. Президиум сослался на то, что поручение не было оформлено в виде распоряжения Правительства РФ (Вестник ВАС РФ, 2000, N 9, с. 57 - 61).
Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, при этом функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - Постановлением Правительства РФ.
2. Система законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и изданными по этим вопросам законами Российской Федерации. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11 Конституции). Договоры, о которых идет речь, заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами (Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - СЗ РФ, 1999, N 42, ст. 5005).
3. В соответствии со ст. 131 Конституции структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно; соответствующие указания на этот счет содержатся в Законе об общих принципах организации местного самоуправления.
4. В Постановлении Пленума ВАС РФ N 8 со ссылкой на пп. 1 и 2 комментируемой статьи предусмотрено, что "исковые требования соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления по защите права собственности на имущество, в отношении которого они осуществляют права собственника, в том числе и о признании недействительными актов государственных органов и органов местного самоуправления, нарушающих права собственника, подлежат рассмотрению по существу как заявленные в защиту права федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности" (п. 5).
5. Права федерального органа исполнительной власти на выступление от имени Российской Федерации, как и права органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований выступать от их имени, определяются прежде всего положением о соответствующем органе.
Так, Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 N 273 (СЗ РФ, 1998, N 11, ст. 1288), предусмотрело его право представлять в установленном порядке при предоставлении государственных гарантий по кредитам в пределах размера государственного долга, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
6. Указания на полномочия соответствующих субъектов права, рассчитанные на многократное применение, могут быть включены в законы и иные правовые акты.
Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, государственным долгом субъекта Российской Федерации - его органы исполнительной власти, а муниципальным долгом - органы местного самоуправления (ст. 101 Бюджетного кодекса).
Бюджетным кодексом определено право Правительства РФ, единственного уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также уполномоченного органа местного самоуправления выступать от имени соответственно Российской Федерации - при осуществлении внешних и внутренних государственных заимствований, а также соответственно от имени субъекта Российской Федерации и муниципального образования - при осуществлении внутренних заимствований от имени Российской Федерации (ст. 103, 104).
В соответствии со ст. 11 Закона о банкротстве правом подавать заявления кредитора по денежным обязательствам в арбитражный суд от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования обладают уполномоченные на то органы государственной власти и органы местного самоуправления. В данном случае имеется в виду, что именно указанные в гл. 5 ГК субъекты права (не их органы) признаются кредиторами банкрота.