ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 6198
Скачиваний: 3
4. В новую редакцию Патентного закона введены положения об охране секретных изобретений, включен разд. VI.1 "Особенности правовой охраны секретных изобретений". Нормы о секретных изобретениях вступили в силу с 1 января 2004 г.
До принятия указанных изменений Патентного закона его действие не распространялось на охрану изобретений, признанных государством секретными (п. 5 ст. 3). Предусматривалось, что "порядок обращения" с такими изобретениями будет регулироваться специальным законодательством. Однако на это потребовалось более десяти лет. По новым правилам заявки на получение патента на изобретения в зависимости от степени их секретности (имеющие гриф "особой важности", "совершенно секретно", "секретно") и тематической принадлежности подаются в уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти. Заявки на изобретения (не имеющие соответствующего грифа секретности), содержащие сведения, относящиеся к государственной тайне, рассматриваются патентным ведомством. Заявка на такое изобретение засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, и считается заявкой на выдачу патента на секретное изобретение.
Засекречивание заявок иностранных граждан и юридических лиц не допускается.
Патент на секретное изобретение выдается тем органом, который рассматривал заявку. Сведения о таких заявках и патентах не публикуются. Передача этих сведений осуществляется в соответствии с правилами о государственной тайне. В тех случаях, когда заявка рассматривается уполномоченным органом, этот же орган принимает решения по возражениям заявителей об отказе в выдаче секретного патента, а также по возражениям других лиц против выдачи уполномоченным органом патента на секретное изобретение. Решение уполномоченного органа может быть обжаловано в суд.
Изменение степени секретности и рассекречивание изобретений осуществляются в порядке, установленном законодательством о государственной тайне.
5. В законах об охране исключительных прав ранее не предусматривались какие-либо специальные условия участия государства в качестве субъекта правоотношений в области правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности. В новой редакции этих законов предусмотрены нормы, регулирующие соответственно права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (ст. 9 Патентного закона), программы для ЭВМ и базы данных (ст. 12 Закона о правовой охране программ), топологии ИМС (п. 2 ст. 7 Закона о правовой охране топологий ИМС), созданные при выполнении работ по государственному контракту для федеральных государственных нужд или нужд субъекта Российской Федерации. Презюмируется, что исключительное право на такие результаты договорных работ принадлежат исполнителю (подрядчику), если государственным контрактом не установлено, что это право принадлежит Российской Федерации или субъекту Российской Федерации, от имени которой выступает заказчик. Соответственно постановления Правительства РФ по этим вопросам действуют в части, не противоречащей приведенным правилам.
6. Следует обратить внимание на предусмотренное новыми положениями Патентного закона и Закона о товарных знаках упразднение Апелляционной палаты и Высшей патентной палаты. Вместо них для рассмотрения возражений и жалоб по вопросам, относящимся к компетенции патентного ведомства, создан один орган - Палата по патентным спорам. Решение Палаты должно утверждаться руководителем патентного ведомства. Оно вступает в силу с даты утверждения и может быть обжаловано в суд (см. также Правила подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утв. Приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, с изм. на 11.12.2003 (БНА РФ, 2003, N 31; 2004, N 1)).
7. Изменения принципиального характера, имеющие существенное практическое значение, внесены в последний абзац ст. 11 Патентного закона и в последний абзац ст. 23 Закона о товарных знаках - в положения, устанавливающие условия исчерпания прав. Суть этих условий - ограничение действия исключительных прав правообладателя в отношении перепродажи товара, использования товарного знака, если они были введены в гражданский оборот законным путем, т.е. самим правообладателем или другим лицом с его согласия (на основе лицензионного договора).
В мировой практике различаются международный принцип исчерпания прав и национальный принцип. В ранее действовавшем Патентном законе и Законе о товарных знаках (так же как в п. 3 ст. 16 Закона об авторском праве) предусматривался международный принцип. Независимо от того, где впервые (в России или за рубежом) товар (или товарный знак) был введен законно в оборот с санкции правообладателя, права последнего признавались исчерпанными, и он не мог уже препятствовать их дальнейшему обороту на мировом рынке.
Новая редакция ст. 11 Патентного закона и ст. 23 Закона о товарных знаках предусматривает в качестве основания исчерпания исключительных прав введение в гражданский оборот товара, товарного знака на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или иным лицом с его согласия. Отсюда можно сделать вывод, что в России введен национальный принцип исчерпания прав. Ввоз на территорию России продуктов, в которых использованы запатентованные изобретения, полезные модели, промышленные образцы, или товаров, маркированных зарегистрированным товарным знаком, допускается теперь в каждом случае с разрешения правообладателя. На практике наиболее существенно эти новеллы затронут реимпорт, т.н. параллельный импорт, когда в Россию ввозятся российские товары, ранее вполне легально вывезенные в другие страны. Теперь для их ввоза в Россию потребуется санкция российского правообладателя, что очевидно отвечает интересам производителей товаров.
8. Новеллизация законодательства об исключительных правах была вызвана, в частности, необходимостью приведения его в соответствие с международными соглашениями в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию. Так, в Законе о товарных знаках теперь имеется гл. 2.1, посвященная охране общеизвестных товарных знаков, что отвечает положениям ст. 6(bis) Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. В соответствии со ст. 19.1 Закона о товарных знаках общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком может быть признан по заявлению заинтересованного лица как охраняемый на территории Российской Федерации товарный знак, так и не имеющее правовой охраны обозначение при условии, что такой товарный знак или обозначение в результате их интенсивного использования стали широко известны среди потребителей товара.
Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставляется на основании решения Палаты по патентным спорам Роспатента (ст. 19.2 Закона) (Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утв. Приказом Роспатента от 17.03.2000 N 38, с изм. на 05.03.2004 - БНА РФ, 2000, N 23; 2004, N 14).
9. Охрана исключительных прав на художественную собственность (произведения литературы, науки и искусства), а также объекты смежных прав и топологии ИМС не требует государственной регистрации или иного оформления. Основанием для защиты служит сам факт создания произведения в форме, доступной для восприятия другими лицами, что не препятствует его факультативной регистрации по желанию правообладателя. В частности, авторские права на программу для ЭВМ или базу данных могут быть зарегистрированы правообладателем в Отделе регистрации программ для ЭВМ, баз данных и топологии ИМС Федерального института промышленной собственности. Правильно оформленные заявки вносятся в соответствующий реестр. Заявителю выдается свидетельство об официальной регистрации. Сведения, внесенные в реестр, считаются достоверными до тех пор, пока не доказано обратное. Ответственность за их достоверность лежит на заявителе. Авторские права на литературные произведения могут быть зарегистрированы в Российском авторском обществе (РАО).
Авторские права действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (до внесения последних изменений в Закон об авторском праве этот срок составлял 50 лет).
10. Согласие правообладателя на использование объектов промышленной собственности третьими лицами (о котором говорится в ч. 2 комментируемой статьи) оформляется гражданско-правовыми договорами: об уступке исключительных прав или предоставлении лицензии (исключительной, неисключительной) на использование объектов промышленной собственности (п. 5 ст. 10 и ст. 13 Патентного закона, ст. 25, 26 Закона о товарных знаках). Комплекс исключительных прав может быть также передан по договору коммерческой концессии (гл. 54 ГК). Договоры о передаче прав, лицензионные договоры, а также договоры о коммерческой концессии, предусматривающие предоставление прав на использование объектов промышленной собственности, регистрируются в патентном ведомстве. Без этой регистрации они считаются недействительными (см. Правила регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных, утв. Приказом Роспатента от 29.04.2003 N 64, с изм. на 11.12.2003 - БНА РФ, 2003, N 36; 2004, N 1). Элементы обязательств, связанных с передачей исключительных прав, содержатся в договорах на выполнение НИОКР, других договорах, связанных с созданием и (или) использованием результатов интеллектуальной деятельности.
Уступка исключительных прав и предоставление разрешения (лицензии) на использование охраняемых объектов - это способы осуществления распоряжения (одного из основных правомочий правообладателя) исключительным правом.
Согласие на использование произведений, охраняемых авторским правом, оформляется авторскими договорами о передаче (уступке) прав на готовые произведения или о разрешении их использовать определенным в договоре способом, а также договором заказа на создание и использование нового произведения (ст. 30 - 33 Закона об авторском праве, ст. 11 Закона о правовой охране программ). Авторские договоры не требуют регистрации.
Договоры о полной передаче исключительного права на программы для ЭВМ и базы данных, а также о разрешении их использовать могут быть зарегистрированы по соглашению сторон в патентном ведомстве. Сведения об изменении правообладателя на основе зарегистрированного договора вносятся в Реестр программ для ЭВМ или Реестр баз данных и публикуются в официальном бюллетене патентного ведомства (п. 5 ст. 13 Закона о правовой охране программ, а также гл. IV Правил регистрации договоров, утв. Приказом Роспатента от 29.04.2003 N 64).
Свободное использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности допускается в строго ограниченных законом случаях и в соответствии с установленными для каждого случая условиями (с указанием авторов, с выплатой или без выплаты вознаграждения и т.д. - например, ст. 11 Патентного закона, ст. 19 - 26, 39 Закона об авторском праве).
11. В Закон о правовой охране программ (п. 1 ст. 12) и Закон о правовой охране топологий ИМС (п. 1 ст. 7) внесены принципиальные изменения, затрагивающие права авторов. Установлено право работника на получение вознаграждения за служебные продукты, созданные в связи с выполнением его трудовых обязанностей или по заданию работодателя. Ранее вопрос о выплате вознаграждения авторам служебных продуктов был оставлен на усмотрение работодателя.
12. Исключительные права защищаются нормами гражданского, административного и уголовного законодательства.
Закон об авторском праве содержит специальный раздел, посвященный защите интересов правообладателей от нарушений третьими лицами (разд. V "Защита авторских и смежных прав", ст. 48 - 50). Нормы этого раздела применяются при наличии оснований для возникновения внедоговорной ответственности (п. 11 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" - информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.09.99 N 47 (Вестник ВАС РФ, 1999, N 11, с. 70 - 84)).
За нарушение обязательств по авторскому договору предусмотрена компенсация убытков, причиненных другой стороне, включая упущенную выгоду. Ответственность автора за непредставление по договору заказа произведения ограничена возмещением реального ущерба (ст. 34 Закона об авторском праве). В остальном к ответственности по авторским договорам применяются нормы ГК о нарушении обязательств (гл. 25).
Патентный закон перечисляет способы несанкционированного использования охраняемых объектов, которые признаются нарушением установленных законом исключительных прав на эти объекты (п. 3 ст. 10). Здесь действуют общие нормы ГК о защите гражданских прав. Нарушение договоров о передаче или предоставлении исключительного права на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца влечет имущественную ответственность в соответствии с нормами ГК (гл. 25) и условиями договора.
Закон о товарных знаках устанавливает специальные правила ответственности за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара (ст. 46). Предусматриваются публикация судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего; удаление с товара или его упаковки незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо уничтожение за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок в случае невозможности удаления с них незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. Это весьма важная новелла Закона, значительно повышающая уровень защиты интересов правообладателей. Ранее уничтожение самого контрафактного товара не допускалось. Суд мог лишь обязать нарушителя прекратить незаконное использование товарного знака (см., например, п. 11 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак, - Вестник ВАС РФ, 1997, N 10, с. 86).
Кроме того, предусматривается, что по требованию обладателя свидетельства на товарный знак или на право пользования наименованием места происхождения товара лица, нарушающие его права, обязаны прекратить незаконное использование, а также возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством. Вместо требования о взыскании убытков правообладатель может заявить требования о выплате денежной компенсации в размере от одной тысячи до 50 тыс. МРОТ, установленных федеральным законом. Конкретная сумма возмещения в случае спора определяется судом.
Закон о правовой охране топологий ИМС также предусматривает специальные нормы ответственности за нарушение исключительного права на ИМС (п. 3 ст. 5).
КоАП установил ответственность за незаконное использование произведений и фонограмм (ст. 7.12).
В УК в гл. 19 "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" содержатся статьи об уголовном преследовании за нарушение авторских и смежных прав (ст. 146), изобретательских и патентных прав (ст. 147), а в гл. 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" включена статья о незаконном использовании товарного знака (ст. 180).
Статья 139. Служебная и коммерческая тайна
1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.