Файл: Развитие скоростных, силовых и координационных способностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Для занятий многочисленными видами спорта важность координационных, скоростных и силовых способностей неоспорима. Достаточно хорошо развитые координационные, скоростные и силовые способности являются необходимыми предпосылками для благоприятной тренировки по физическим упражнениям. Они влияют на темп, тип и способ освоения спортивного инвентаря, а также на его последующую стабилизацию и ситуационно-адекватное, разнообразное применение.

Координационные, скоростные и силовые способности обеспечивают экономное использование энергетических ресурсов детей, влияют на объем их использования, поскольку точно измеренные во времени, пространстве и степени наполнения мышечные усилия и приемлемое использование соответствующих фаз релаксации приводят к рациональному расходу сил.

Развитие перечисленных способностей требует систематичности. Различные варианты упражнений, необходимые для развития координационных, скоростных и силовых способностей, являются гарантией того, что монотонности и монотонности в классах можно избежать, чтобы обеспечить радость от участия в спортивных мероприятиях. Следовательно, совершенствование координационных, скоростных и силовых способностей, не считая физических качеств, является актуальной задачей процесса воспитания.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс.

Предмет исследования – методика развития координационных, скоростных и силовых способностей.

Цель исследования – повышение уровня развития координационных, скоростных и силовых способностей.

1 Скоростные и скоростно-силовые способности и основы методики их воспитания

Сегодня в литературе по физическому воспитанию употребляются такие понятия как «физические качества» и «физические (двигательные) способности».

А.А. Васильков описывая теорию и методику физического воспитания, указывает, что понятие «физические качества» и понятие «двигательные качества» считаются эквивалентными. Выполнение того или иного упражнения с необходимой силой, ловкостью, выносливостью и быстротой возможно не только с приобретением навыка двигательного действия, но и с развитием качественных особенностей [4].


Л.П. Матвеев определяет понятие «физические качества» как врожденные морфофункциональные качества, позволяющие человеку проявлять физическую активность и проявляющиеся в его двигательной деятельности [2].

Физические качества естественно изменяются по мере роста и развития организма и определяют основу физических способностей человека. В свою очередь В.И. Лях определяет физические способности как индивидуальные особенности каждого человека, которые определяют уровень его двигательных возможностей [1].

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. Различают следующие двигательные способности (рис. 1).

Рисунок 1. Двигательные способности

В рамках нашего исследования особый интерес представляют скоростные и скоростно-силовые способности. Скоростные способности - это комплекс функциональных характеристик человека, которые позволяют выполнить двигательное действие в кратчайшие (минимальные) сроки [5]. Скоростные способности имеют две группы форм: элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей [11].

Выделяют четыре вида скоростных способностей (рис. 2).

Рисунок 2. Элементарные формы скоростных способностей

Элементарные формы скоростных способностей имеют сложную структуру, о чем свидетельствуют ряд научных фактов. Какая-то одна форма проявления скоростных способностей не может определить самый быстрый темп элементарных скоростных движений.

Данное утверждение доказывает факт о том, что нет тесной взаимосвязи между максимальным темпом выполняемых элементарных скоростных движений, выполняемых при различных условиях (разное исходное положение, наличие или отсутствие отягощения, изменение амплитуды движения). При всем этом существует определенная топография максимальных темповых возможностей человека. Так, например, движения верхних конечностей отличаются значительно более высокими темпами, чем нижних конечностей, правые конечности имеют наиболее высокие показатели максимального темпа, чем левые; дистальные конечности имеют более высокую двигательную подвижность, чем проксимальные.

Второй группой скоростных способностей являются комплексные формы их проявления, которые образуются из совокупности элементарных форм проявления скоростных способностей и иных способностей и технических навыков. Комплексные формы проявляются в конкретном виде спортивной деятельности в сложных двигательных актах.


Примером комплексных форм проявления скоростных способностей, например, является быстрое достижение максимальной скорости на старте. Существует ряд факторов, влияющих на уровень развития и проявления скоростных способностей (рис. 3).

Рисунок 3. Факторы развития и проявления скоростных способностей

Кроме вышеуказанных факторов на проявление скоростных способностей влияют условия внешней среды, такие как температура воздуха.

При температуре +20-22°С отмечается наивысшая скорость движений. При снижении температуры скорость движений падает. Так снижение скорости движений на 6-9 % происходит уже при температуре +16°С.

Отличительной особенностью скоростных способностей человека является их специфичность. Это проявляется в том, что человек может иметь высокую дистанционную скорость, но невысокое стартовое ускорение, и наоборот. Одни движения выполняются человеком в очень быстром темпе, другие – несколько медленнее.

Независимо от прилагаемых усилий и тренировке быстроты реакции частота движений практически не изменяется. Данные факты обязательно учитывают в практической деятельности. Если для спортсмена важна стартовая скорость (футболисты, теннисисты, баскетболисты), то выбор физических упражнений для тренировки должен быть направлен на те, которые позволяют развивать стартовые ускорения из разных позиций, резкие изменения направления движения, а не бегу по дистанции. Обратная ситуация с прыгунами в длину. Им наоборот, необходимо развивать и повышать дистанционную скорость.

Таким образом, отдельные формы скоростных способностей относительно независимы, то есть, нет определенной причины, от которой зависит максимальная скорость выполнения движений во всех двигательных заданиях. Лишь в координационно-сходных двигательных действиях наблюдается прямой (непосредственный) перенос скоростных способностей.

Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра, в то же время на скорости плавания и удара в боксе это не отразится. Значительный перенос скоростных способностей в координационно-различных движениях наблюдается только у слабо физически подготовленных людей [2].

Рассмотрим далее разновидность двигательных способностей – скоростно-силовые способности. Это понятие определяется как способности человека к проявлению предельно возможных усилий за минимальное время при оптимальной амплитуде движений [8].


Определим, что сила является способностью человека преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий [9, 26]. К скоростно-силовым способностям относят следующие основные разновидности двигательных способностей (рис. 4).

Рисунок 4. Основные разновидности скоростно-силовых способностей

Уровень развития взрывной силы можно оценить с помощью силового индекса по формуле:

I = Fmax/tmax,

где Fmax - уровень максимальной силы, проявляемой в конкретном упражнении;

tmax - максимальное время к моменту достижения Fmax [5].

Кроме вышеуказанных разновидностей скоростно-силовых способностей различают также амортизационную силу, то есть способность организма, осуществляя движение на максимальной скорости, быстро его закончить (например, очень сильно разбежаться и быстро остановиться).

На скоростно-силовые способности оказывают влияние следующие факторы (рис. 5).

Рисунок 5. Факторы развития и проявления скоростно-силовых способностей

Наиболее распространенными формами проявления скоростно-силовых способностей являются прыжки и метание. Результаты в этих упражнениях во многом определяются уровнем готовности к выполнению скоростно-силовых движений.

Требования к отдельным компонентам (скорость, количество затраченной энергии, качество выполнения движения) различаются в разных видах спорта. Иногда результат определяется прочностью компонентов, а иногда - скоростью.

Примером может служить бросание копья, когда пусковая установка реализует 20% энергии, качества и 90% скорости абсолютных значений, а когда поднят план, 80% энергии, качества и 30% скорости. Таким образом, между скоростью движения и нагрузкой существует обратная связь: скорость напряжения мышц уменьшается при увеличении нагрузки, которую мы преодолеваем.

Итак, скоростно-силовые способности определяются способностью человека выполнять двигательные упражнения, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. При этом, чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое (например, при подъеме штанги на грудь), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении (например, при метании копья) возрастает значимость скоростного компонента [10].

Быстротой движения определяется способность человека мгновенно отреагировать на какой-либо раздражитель, координировать работу мышц в кратчайший промежуток времени с небольшимиэнергозатратами в определенных условиях при отсутствии внешнего сопротивления.


Сегодня значительное количество исследований посвящено изучению физиологических механизмов, целенаправленная работа над которыми способствует развития скоростно-силовых способностей. В проявлении скоростно-силовых способностей проявляется следующая тенденция: мышечная сила увеличивается за счет повышения скорости сокращения мышц и связанного с этим напряжения [9].

Циклические виды спорта имеют сходства по задачам, которые заключаются в том, чтобы пройти установленную дистанцию в возможно короткое время, и по зависимости мощности работы от длины дистанции. Обязательно нужно учитывать внешнюю среду и применяемый для передвижения спортивный инвентарь.

Например, для преодоления одной и той же дистанции за одинаковое время, меньше всего сил затратит велосипедист, больше - бегун, значительно больше - пловец. Если же они будут тратить одинаковые силы на это, выполняя работу с одной и той же интенсивностью, мощностью, то, естественно, пройдут разные дистанции: большую - велосипедист и наименьшую - пловец [9].

Чем длиннее будет дистанция, тем ниже скорость продвижения и тем относительно требуемая для этого мощность работы. В связи с этим установлены зоны мощности работы в спортивных упражнениях. Впервые это сделал Роберт Гилл на основе анализа рекордов в беге, пришедший к трем группам мощности работы в беге.

Более подробно разработал деление на группы, или зоны, относительной мощности работы в спортивных упражнениях циклического типа В.С. Фарфель. Им было предложено четыре зоны мощности: максимальная, субмаксмальная, большая, умеренная. Позже эти зоны были доработаны Б.С. Гиппенрейтером. Представленные четыре зоны по существу делят множество различных дистанций на четыре группы: короткие, средние, длинные и сверхдлинные. Работа в каждой группе отличается своей физиологической характеристикой [4].

При повышении мощности работы, которое сопровождается усилением деятельности органов и систем, в первую очередь требуется увеличение количества потребляемого кислорода [11]. Отличия в деятельности организма спортсменов в разных зонах мощности:

1. При выполнении работы в зоне максимальной мощности (группа спринтерских дистанций) характерно краткость действия, которая не позволяет вызвать в организме соответствующее повышение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также то, что нервно-мышечная деятельность происходит на основе преобразования потенциальной энергии (гликогена, фосфагена и др.) в механическую почти в без кислородных условиях.