Файл: Развитие скоростных, силовых и координационных способностей.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 4
Таким образом, у детей этого возраста требуется одинаково развивать все физические качества. Через активную мышечную деятельность необходимо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ и развитие всех систем и органов. Детям от 7 до 9 лет предоставляются следующие основные гимнастические упражнения: ходьба, бег, лазание по наклонной скамейке, гимнастическая стенка, лестница, метание и ловля мячей, упражнения на равновесие, а также акробатические упражнения: катание, акробатика.
Стоять на лопастях. При обучении детей этого возраста следует использовать методы показа и рассказа. Объясните общедоступные упражнения в нескольких словах, без всякой причины и четко. Объяснение должно быть сведено к названию определенных и четких действий, с указанием того, как они должны выполняться, показ должен сопровождаться образным и ярким сюжетом, ориентированным на те действия, которые гарантируют выполнение изучаемого упражнения. Дети 7-9 лет склонны к подражанию, поэтому учат их рационально использовать метод подражания [11].
Упражнение для детей должно быть разборчивым и простым. Упражнения не следует продлевать, нужна небольшая пауза для отдыха, потому что дети, как правило, быстро устают. У детей в возрасте 7–9 лет моторные навыки развиваются медленнее, чем у детей в возрасте 10–13 лет. Чем сложнее координировать упражнение, тем более четко выражен процесс скачкообразного формирования двигательных навыков.
Для быстрого развития двигательных навыков упражнение следует повторять 6–8 раз в каждом занятии в относительно неизменных условиях из одной и той же стартовой позиции, в том же темпе 2–3 раза в одном подходе [7]. Дети младшего школьного возраста любят играть, склонны фантазировать, позволяя им легче представить различные двигательные действия.
В результате, рекомендуется, чтобы значительное количество упражнений подходило к играм или выполнялось в игровой форме. Практика физического воспитания и спорта имеет огромный арсенал инструментов для влияния на координационные способности.
Основными средствами развития координационных способностей являются физические упражнения повышенной сложности координации и упражнения, которые содержат элементы новизны. Сложность физических упражнений может быть увеличена путем изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также внешних условий, изменения порядка их снарядов, их веса и роста; изменение зоны поддержки или повышение ее подвижности в упражнениях на равновесие и т.д; совмещение двигательных навыков; совмещение ходьбы с прыжками, бегом и ловлей предметов [8].
Преимущественно широкая и доступная группа средств для тренировки координационных способностей включает обще подготовительные гимнастические упражнения динамического характера, в то же время охватывающие основные группы мышц. Это физические упражнения без предметов и с предметами (мячи, гимнастические палки, скакалки, булавы), относительно простые и довольно сложные, выполняемые в разных условиях, с разными положениями тела или его частей. С разных сторон: элементы акробатики (сальто, различные пороги), упражнения на равновесие. Специальная группа инструментов состоит из упражнений, в которых основное внимание уделяется индивидуальным психофизиологическим функциям, которые обеспечивают контроль и регулирование двигательных действий. Это упражнения для развития чувства пространства, времени, степени развития мышечных усилий [9].
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает развитие правильной техники естественных движений: бег, различные прыжки. Чтобы развить способность быстро и целесообразно восстанавливать физическую активность из-за внезапно меняющейся обстановки, высокоэффективными средствами являются подвижные и спортивные игры, боевые искусства, бег по пересеченной местности и катание на лыжах.
Специальные упражнения для улучшения координации движений создаются с учетом специфики выбранного вида спорта. Это координационные упражнения с техно-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями. В спортивной тренировке используются две группы таких инструментов:
а) внесение, способствующее усвоению новых форм движений конкретного вида спорта;
б) развитие, направленное непосредственно на развитие координационных способностей, проявляющихся в определенных видах спорта [6].
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, являются продуктивными до тех пор, пока они не будут выполнены автоматически, поскольку освоенное двигателю действие теряет свою ценность и не стимулирует последующее развитие координационных способностей. Целесообразно выполнять упражнения по развитию координационных способностей в первой половине основной части урока.
При воспитании координационных способностей используются следующие фундаментальные методологические подходы: Обучение новым всевозможным движениям с поэтапным увеличением их координационной сложности. Этот подход довольно широко используется в базовом физическом воспитании, как и на ранних этапах совершенствования спорта. Осваивая новые упражнения, те, кто занимается не только пополнением своего двигательного опыта, но и в частности, развивают способность формировать новейшие формы двигательной координации.
Прекращение обучения различным новым движениям, несомненно, уменьшит способность овладевать ими и, следовательно, замедлит развитие координационных способностей [5]. Воспитание способности изменять двигательную активность в неожиданно изменившейся обстановке. Этот методический подход в равной степени находит значительное применение в базовом физическом воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.
Повышение пространственной, временной и энергетической точности движений на основе улучшения двигательных ощущений и восприятий. Эта методическая методика хорошо используется в ряде различных видов спорта и профессионально-прикладной физической подготовки.
Преодоление неуместного мышечного напряжения. Чрезмерное мышечное напряжение (отсутствие расслабления во время упражнений) вызывает результирующую координацию движений, что может привести к снижению проявления силы и скорости, искажению техники и преждевременной усталости [2]. Мышечное напряжение проявляется в двух формах:
1. Тоническое напряжение (повышение мышечного тонуса в покое). Этот тип напряжения часто возникает при значительной мышечной усталости, в частности, может быть стойким. Для удаления целесообразно использовать:
- упражнения на растяжку, в основном динамического характера;
- все виды качательных движений конечностей в расслабленном состоянии;
- плавание;
- массаж;
- сауна;
- тепловые процедуры [8].
2. Координационные напряжения (недостаточное расслабление мышц в процессе работы или их длительный переход в фазу расслабления). Чтобы преодолеть координационные напряжения, желательно найти применение следующим методам:
1) для тех, кто занимается физическим воспитанием, требуется сформировать и постепенно обновить сознательную установку для расслабления в нужные моменты. Фактически, расслабляющие факторы должны входить в структуру во всем объеме изученных движений, и это требует специальной подготовки. Это в значительной степени предотвращает появление чрезмерного напряжения;
2) применять специальные упражнения для релаксации в классе, чтобы практикующие могли выработать четкое представление о напряженном и расслабленном состоянии мышечных групп. Этому способствуют упражнения такого рода, такие как сочетание расслабления одних групп мышц с напряжением других; наблюдается переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой по глубокому расслаблению и т. д. [4].
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте обычно используются следующие методы:
- стандартное повторное упражнение;
- Переменные упражнения;
- игра;
- конкурентный.
При изучении новых достаточно сложных двигательных действий используется стандартно-повторный метод, поскольку овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений при относительно стандартных условиях. Метод вариационных упражнений со многими его разновидностями имеет более широкое применение. Он подразделяется на два подметода - со строгим и нестрогим регулированием изменчивости действий и условий реализации [9]. Первый включает в себя следующие виды методов обучения:
1. строго определенное изменение индивидуальных характеристик или всего развитого двигательного действия (изменение силовых параметров, например, прыжок в длину или вверх от места в полную силу, половинная сила);
2. изменение начальных и конечных положений (бег из приседа, укладка; выполнение упражнений с мячом из исходного положения: сидя, стоя, приседая; изменение конечных положений - бросание мяча из исходного положения - ловля сидя и наоборот);
3. изменение способов выполнения действия (бег вперед, назад, вбок в направлении движения, прыжки в длину или на глубину, стоя спиной или вбок в направлении прыжка и т. Д.);
4. «зеркальное» упражнение (смена бега и качания ног в прыжке в высоту и длина пробега);
5. выполнение освоенных двигательных реакций после воздействия на вестибулярный аппарат (например, упражнения на равновесие сразу после вращений, сальто);
6. выполнение упражнений, за исключением визуального контроля - в специальных очках или с закрытыми глазами (например, упражнения на равновесие); [3].
Методические приемы нерегулируемых вариаций связаны с использованием необычных условий природной среды, например, бега, катания на лыжах по пересеченной местности и произвольного преодоления полосы препятствий в условиях не строго регламентированного взаимодействия партнеров.
Эффективным методом развития координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, который включает в себя выполнение упражнений либо в течение ограниченного времени, либо при определенных условиях, либо определенных двигательных действий, а конкурентный метод используется только в тех случаях, когда люди, которые физически и согласованно подготовлены к участию в соревнованиях.
Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что учащийся должен самостоятельно решать возникающие двигательные задачи, основываясь на собственном анализе ситуации [5].
Заключение
Координационные, скоростные и силовые способности, несомненно, важны в большинстве видов спорта.
Поскольку формы движений постоянно трансформируются и усложняются, а программы соревнований обновляются.
Развитие координационных, скоростных и силовых способностей требует систематичности.
Анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки является важным фактором для достижения высоких результатов. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определенных качеств, всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования.
Средствами развития координационных, скоростных и силовых способностей являются физические упражнения повышенной сложности и также упражнения содержащие элементы новизны.
Для развития координационных, скоростных и силовых способностей в физическом воспитании и спорте обычно используются такие методы как: повторный, вариативный, игровой и соревновательный.
При воспитании силовой выносливости у детей, особенно важно создавать оптимальные условия для функционирования систем кислородного обеспечения организма. С этой целью в единстве с основными упражнениями - на силовую выносливость используют специальные дыхательные упражнения, стремятся проводить занятия в атмосфере богатой кислородом (на открытой площадке, в парке, в зале с мощной вентиляцией и т. п.).
Таким образом, одной из главных черт методики воспитания силовой выносливости в школьный период является постепенный переход от воздействий, направленных преимущественно на увеличение аэробных возможностей организма (в плане воспитания так называемой общей силовой выносливости), к воспитанию специальной силовой выносливости в упражнениях различного характера, в том числе субмаксимальной и максимальной мощности (воспитание силовой выносливости у спортсменов в зависимости от специфики спортивной специализации).
Эффективным методом развития координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, который включает в себя выполнение упражнений либо в течение ограниченного времени, либо при определенных условиях, либо определенных двигательных действий, а конкурентный метод используется только в тех случаях, когда люди, которые физически и согласованно подготовлены к участию в соревнованиях.