Файл: Развитие скоростных, силовых и координационных способностей.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 4
Под активной ролью муниципальных социумов в области региональной политики подразумевается один из смыслов, который редко осознается и еще реже артикулируется. Формирование зрелого муниципального социума, включая реализацию его потенциала и интенций, формулирование и осуществление его миссии объективно подразумевает и предполагает его роль в качестве локомотива экономического, социального, культурного и политического развития территории. Диалектика здесь такова, что автономия стремящегося к развитию муниципального социума по отношению к региону и региональной власти объективно должна сопровождаться экспансией в их отношении, причем в ряде случаев соображения чисто экономической выгоды могут здесь оказываться второстепенными. С этим связаны, кстати, не только перспективы развития социума, но и политические перспективы муниципальных лидеров. Видимо, не случайно современные эффективные региональные лидеры вышли из мэров крупных городов, которые в этом качестве предпочли политике городской автаркии политику активного освоения соответствующих территорий.
Городское самоуправление, предполагающее высокий уровень включенности населения в процессы управления муниципальным социумом, приобретает в этом контексте чисто инструментальную ценность, как в отношении текущих вопросов муниципальной политики, так и в долгосрочной перспективе. При этом мы не должны забывать, что активное участие граждан в управлении городом имеет и более глубокий смысл, связанный с развитием гражданского сознания, социальной ответственности и городской идентичности. В содержательном отношении тезис, что самоуправление выступает наиболее естественной формой существования муниципальной политики, порождает множество проблем, прежде всего, вопрос о круге потенциальных субъектов (акторов) самоуправления и возможных формах их политического участия. Первичным субъектом городского самоуправления и муниципальной политики выступает население. Ситуация здесь может рассматриваться одновременно в двух плоскостях: реальной практики политической жизни современных российских городов и некой идеальной конструкции, отраженной в учебниках и действующем законодательстве о местном самоуправлении. Эта конструкция базируется на трактовке населения в качестве основного субъекта самоуправления и подразумевает широкий спектр возможных форм его политического участия. Имеется в виду участие в формах прямой демократии (референдумы, общественные слушания, опросы, голосование по конкретным вопросам через СМИ, интерактивные ТВ и радиодебаты), а также опосредованное участие – прежде всего через выборы органов муниципальной власти. Вариантом опосредованного участия может быть участие граждан в деятельности самоуправляемых общественных объединений, выступающих контрагентами в отношении органов городского самоуправления. Однако в реальной муниципальной практике все обозначенные фо
Вопрос об отзыве и вообще, о контроле населения в отношении муниципальной власти действительно сложный, причем не только в силу обстоятельств технического и формально-юридического свойства, но и потому, что муниципальная власть, наряду с населением, вследствие наличия объективных причин оказывается относительно самостоятельным субъектом муниципальной политики, относительно самостоятельным актором муниципального политического процесса. Было бы неправильным рассматривать ее только как институт, стимулирующий политическую активность населения, репрезентирующий позиции и настроения муниципального сообщества, либо как институт-посредник, регулирующий и оптимизирующий позиции и интересы различных внутригородских общностей и групп. Это очень важные функции органов муниципальной власти, но к ним не может быть сведена их деятельность. В основе функционирования муниципального социума лежат объективные общемуниципальные интересы, которые далеко не всегда могут быть поняты как простая сумма интересов частных. Кроме того, важнейшим компонентом общемуниципальных интересов являются не только интересы текущего функционирования и простого воспроизводства муниципального социума, но и интересы его долговременного развития. Участие населения (непосредственное или опосредованное, через самоуправляемые объединения и организации) в формировании муниципальной стратегии и муниципальной политики на всех фазах этого процесса – важнейшая характеристика сколько- нибудь развитого муниципального социума. Тем не менее муниципальная власть в ходе формирования муниципальной политики (особенно долгосрочной муниципальной стратегии) должна рассматриваться как относительно самостоятельный партнер населения, а не простой артикулятор его настроений и медиатор взаимоотношений внутригородских групп. Муниципальная власть должна своевременно и в полном объеме воспринимать и учитывать импульсы, идущие от населения социума, но активно «продвигать» собственную позицию.
Координация является одной из важных функций использования движений человека, а именно: координация разнообразных двигательных действий человека в единое целое или систему, соответственно, поставленных двигательных задач. Двигательное действие представляет собой сложное структурное образование, элементом которого являются следующие части движения:
- интеллектуальный (когнитивный);
- чувствительный (сенсорный);
- исполнительный (мотор).
Между этими элементами существуют различные связи, которые еще больше усложняют анализ координационных способностей [3]. Существует много типов координационных способностей:
Тип 1 Отзывчивость (слуховая и визуальная). Способность реагировать улучшается методом упражнений в различных движениях. Наиболее эффективным в этом возрасте является повторное реагирование на внезапно появляющиеся сигналы или на изменение окружающей обстановки. Этот метод вскоре дает заметный положительный результат. Введение элемента соревнования и игрового метопа позволяет создать высокий эмоциональный фон и побуждает детей выполнять задания быстрее и точнее [8].
Для культивирования отзывчивости следует использовать:
а) свободный бег, дополнительные задания, при внезапных остановках, возобновление и изменение движения, совершение поворотов, преодоление препятствий (линий и низких объектов);
б) бег из сложных исходных положений (лежа на спине, животе, стоя спиной в направлении движения, стоя на одном или двух коленях, сидя на корточках, сидя и т. д.);
в) интенсивность движения, его изменения: ходьба нормальная - бег быстрый, бег медленный - бег ускорен;
г) упражнения с короткой и длинной скалкой (беги и беги).
При выполнении всех перечисленных упражнений условия, в которых выполняется задание, постепенно усложняются. Это проявляется в увеличении скорости реакции, в требовании реагировать на неожиданно различную громкость неожиданных сигналов, в увеличении сложности выполнения движений и в повышении требований к точности [2].
Тип 2 Умение балансировать. Это может быть статичным и динамичным. В связи с этим полезны упражнения, связанные с вращением в разных плоскостях головы, конечностей и тела. К ним относятся повороты, крены, сальто, повороты или комбинации упражнений.
Факторы, влияющие на устойчивость равновесия в условиях опоры, включают в себя: положение общего центра тяжести относительно плоскости опоры; высота снаряда, служащего опорой, его устойчивость; скорость движения тела, его равномерность и др. Чтобы улучшить способность к статическому равновесию, необходимо использовать следующие методы: удлинение времени для поддержания осанки, временное исключение зрительного самоконтроля, уменьшение зоны поддержки, включение предварительных и связанных движений, введение оппозиции [4].
Основой для улучшения способности к динамическому равновесию является адаптация к различным внешним условиям. Важными средствами обеспечения динамического равновесия являются мобильные и спортивные игры, в которых направление движения резко меняется.
Тип 3 Дифференцированная способность. При формировании способности различать различные параметры следует использовать такие методы, как включение визуального анализатора, задание на точность, задачи «близко друг к другу» и «контраст» [6].
При воспитании точности движений используется метод «контрастных» заданий. Прыжки на максимальную длину, равную половине максимального результата, броски с близкого расстояния и на большие расстояния и тому подобное. Эти методы намного эффективнее повторения. В процессе развития у детей пространственной точности метательных движений при изменении веса снаряда важно использовать переменный метод, а не устойчивый.
Суть метода переменных заключается в постоянном чередовании снарядов разного веса при метании на одинаковом расстоянии. Разница во времени переменных и стабильных методов уже очевидна на первом уроке [1, 8]. Воспитание у детей способности точно реагировать на величину силовых усилий способствует упражнениям, которые имеют четко обозначенную цель и поддающийся количественному измерению результат. Например, бросать маленький мяч в цель, бросать мяч в корзину, вращать на одной ноге в заданной плоскости (круг, нарисованный на полу с отметками), и так далее. Использование этого метода позволяет повысить активность и заинтересованность детей, добиться более полного понимания ситуации применения изучаемых действий, добиться более быстрого формирования координационных связей во взаимных движениях [11].
При повышении дифференциации временных интервалов они используют звуковые сигналы, которые служат источниками срочной информации. Чтобы добиться точной координации действий со звуками и сигналами, учитель обучает детей выполнять упражнения в определенном темпе. Чтобы ознакомить детей с основными понятиями времени при обучении выполнению движений в медленном, среднем и быстром темпе, рекомендуется использовать следующие задачи для определения продолжительности упражнения:
1. Коллективный отсчет от одного до десяти, под звуки метронома, установите частоту 60 и 120 ударов в минуту.
2. Выполнение упражнений общего развития в медленном и быстром темпе (наклон на один счет, а затем на четыре счета и т. д.).
3. Ходьба на месте в медленном темпе с постепенным переходом к быстрому (8 шагов в каждом темпе).
4. Прыжки на месте на одной и двух ногах (8 прыжков - быстро, 8 - медленно) и другие [4].
Тип 5 Ритмическая способность. Средствами развития ритмических способностей являются физические упражнения, выполняемые в различных временных и пространственных соотношениях, танцы и танцевальные шаги. Чтобы создать представление о ритме, вы можете использовать музыку, считать и другие звуки (хлопки, удары и другие), они могут предшествовать и сопровождать выполненные движения.
Наиболее рациональное формирование ритмических способностей происходит при чередовании упражнений с музыкой и без музыкального сопровождения (метод ритмической активности) [3, 5]. Большое значение имеют упражнения, которые дети выполняют вместе или держатся за руки, и их движения четко соответствуют музыке.
Содержание занятий должно включать ритмическую ходьбу, марширование фигур, простое восстановление, марш, вальс, народные мелодии и другие движения.
Тип 6 Возможность переключения - это разработка оптимальной программы действий: управление, регулировка и перестройка реакции двигателя в соответствии с ситуацией. Например, бой, борьба и спорт [9].
В процессе управления движением необходимо использовать различные типы коррекционных способностей, а ловкость является проявлением конвективных способностей в быстрых, точных и относительно сложных движениях. Способности координации движений называются способностью согласовывать определенные двигательные действия и операции в единое целое с учетом поставленной цели. Отсюда следует сделать вывод о координационных способностях.
1. Коррекционная способность - это один из ведущих факторов эффективной двигательной активности.
2. Способность к коррекции является более широкой концепцией, чем ловкость, и включает ее.
3. При контроле движений координационные способности являются промежуточными между координационными способностями (физическими качествами) и моторными навыками.
Характерной особенностью детского организма является то, что в процессе роста, развития, структуры и функции всех органов и систем постоянно совершенствуются. Мышцы детей эластичны, так что они способны выполнять движения наибольшей амплитуды.
Тем не менее, дети делают движения для развития гибкости, соответственно, с мышечной силой. Чрезмерное растяжение мышц и связок может привести к их ослаблению, а также к нарушению правильной осанки. Развитие мышц тела, в основном статическое (статическая сила - без движения), имеет наибольшее значение для формирования правильной осанки, которая не стабильна в этом возрасте [4].
Укрепление мышц ног, особенно поддержание продольного и поперечного сводов стопы в правильном положении, очень важно для двигательной активности (ходьба, бег, прыжки) и профилактики плоскостопия. Части стопы оссифицируются только к 15–16 годам.
Детский скелет отличается значительной эластичностью, особенно позвоночника. Межпозвоночные диски (эпифизы) позвоночника остаются хрящевыми вплоть до 14 лет, а кости таза срастаются только к 14-16 годам. Организм детей имеет отличительную особенность, у него низкая эффективность реакции всех органов, высокая возбудимость нервных процессов, слабость процессов внутреннего торможения, в результате дети быстро устают.