ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 4770
Скачиваний: 2
2. Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в комментируемой статье, регулируют лишь последствия, вытекающие из правил, определяющих правовой режим ограниченно оборотоспособных объектов. В этой статье содержится всего лишь санкция за нарушение других гражданско-правовых правил.
Статья 239. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится
Комментарий к статье 239
Комментируемая статья определяет один из аспектов действия ст. ст. 279 - 282 и 284 - 286 ГК. Эти статьи входят в состав гл. 17 "Право собственности и другие вещные права на землю" (см. коммент. к гл. 17). В соответствии с законом гл. 17 введена в действие 16 апреля 2001 г.
Статья 240. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей
Комментарий к статье 240
1. ГК указывает, что объект отношений, регулируемых комментируемой статьей, является культурной ценностью. В нем, однако, не устанавливается, на основании каких критериев вещь может быть признана культурной ценностью. На таких же позициях стоят и многие иные законы, начиная с Конституции (п. 2 ст. 44). Сходным образом не раскрывает содержание этого понятия Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (п. 9 ст. 45). Противоположной позиции придерживается Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", где имеется специальная статья, определяющая соответствующие объекты (ч. 4 ст. 4). В какой-то степени на этих же позициях находится и Положение о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.02.2003 N 127 <1>, противопоставляющее культурные ценности изделиям, которые имеют историческую, научную или художественную ценность (ч. 2 п. 32 "д"). Свои собственные критерии культурной ценности используются Законом РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (ст. ст. 6, 7) <2> и Постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей" (в ред. от 03.10.2002) <3>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 866.
<2> Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
<3> СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1938; 2002. N 41. Ст. 3983.
Впрочем, молчание комментируемой статьи по этому вопросу не создает трудностей при ее применении. В ней указывается, что объект соответствующих отношений должен быть отнесен к особо ценным и охраняемым государством. При этом специально указано, что такое отнесение должно быть произведено в соответствии с законом. Таким законом является Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004) <1>. Музейный фонд РФ состоит не только из государственной, но и из негосударственной части. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в этот Фонд, объявлены этим Законом неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации. Они, следовательно, признаны особо ценными и поставлены под охрану государства. Включение названных предметов и коллекций в состав негосударственной части Фонда производится на основании заявления собственника предмета (ст. 20) после проведения соответствующей экспертизы (ст. 8).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607.
2. Правила комментируемой статьи подлежат применению, во-первых, если собственник названных культурных ценностей бесхозяйственно содержит их и, во-вторых, если такое содержание грозит тем, что эти ценности утратят свое значение. Критерии в этой области определены Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 N 179 <1>, которое установило, что музейные предметы и коллекции, включенные в состав Фонда, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Минкультуры России (п. 13).
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 949.
3. ГК установил, что правовым последствием ненадлежащего поведения собственника культурных ценностей является решение суда об их изъятии у собственника. В то же время Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" дает Минкультуры России право поставить перед собственником вопрос об изменении места хранения предметов (ст. 24). Представляется правильным, чтобы это право было использовано ранее предъявления иска.
4. ГК дает суду право вынести решение о продаже культурной ценности с публичных торгов либо о ее выкупе государством.
При публичных торгах приобретателем может быть любое лицо, включая государство, а также самого прежнего собственника. Статья сформулирована таким образом, что не исключается проведение публичных торгов и за пределами России, где вырученная сумма может быть значительно больше. Однако в таком случае вывоз объекта должен быть произведен с соблюдением требований Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
К сожалению, не все возникающие в данной области вопросы решены комментируемой статей. Не определено, кто имеет право предъявлять иск в суд. Еще менее ясно соотношение между решением суда и выкупом вещи государством. Выкуп означает договор между государством и собственником. На это прямо указывает ч. 2 комментируемой статьи, когда она определяет, что размер возмещения устанавливается соглашением сторон. При этом вопрос, в какой момент должно состояться решение суда, определен противоречиво. Из ч. 2 комментируемой статьи можно сделать вывод, что решение суда должно быть вынесено, когда стороны не в состоянии достигнуть соглашения, необходимого, чтобы заключить договор. Однако из этой нормы можно сделать вывод, что сам выкуп должен иметь место по решению суда. При таком понимании сначала суд должен вынести решение, а затем собственник и государство должны приступить к заключению договора.
Статья 241. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними
Комментарий к статье 241
1. Объектом отношений является домашнее животное. О понятии домашнего животного см. коммент. к ст. 231 ГК.
Домашнее животное становится объектом отношений, регулируемых комментируемой статей, при условии, что его собственник обращается с ним способом, который определен в этой статье. Обращение собственника с таким животным должно находиться в явном противоречии с правилами, установленными на основании закона. Более конкретно закон, на основании которого устанавливаются эти правила, в ГК не определяется. Кроме того, обращение собственника должно также явно противоречить нормам гуманного отношения к животным, принятым в обществе. Понятие общества следует понимать в широком смысле, включая и международное измерение.
Противоречие названным правилам и нормам должно быть явным.
2. Субъектом отношений, регулируемых комментируемой статьей, является любое лицо. Каждое лицо наделено правом на предъявление соответствующего иска в суд. Приоритет имеет лицо, подавшее иск первым.
Единственное исключение вытекает из п. 2 ст. 231 ГК. Если объектом ненадлежащего обращения является домашнее животное, являвшееся безнадзорным и в этом качестве приобретенное новым собственником, то приоритетом на приобретение его в собственность наделяется бывший собственник, а не то лицо, которое первым подало соответствующий иск.
3. Комментируемая статья не предусматривает претензионной процедуры для обращения в суд. Любое лицо вправе сразу же обращаться в суд. Договор купли-продажи, необходимый для выкупа, может быть совершен в форме мирового соглашения, утверждаемого судом. При отсутствии такого соглашения условия выкупа определяются решением суда.
Статья 242. Реквизиция
Комментарий к статье 242
1. Комментируемая статья рассчитана на регулирование отношений между собственником и государственным органом, возникающих при осуществлении последним своих властных полномочий. Тем самым ГК вышел за пределы гражданского законодательства, которое "основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора..." (п. 1 ст. 1 ГК). В данном же случае речь идет об отношениях власти и подчинения.
Существование комментируемой статьи в ГК представляет собой пережиток советского периода российского гражданского права.
2. Пункт 1 комментируемой статьи противоречит Конституции, которая устанавливает: "Никто не может быть лишен своей собственности иначе как по решению суда" (п. 3 ст. 35). ГК же говорит "по решению государственных органов". Согласно Конституции (п. 1 ст. 15) правила, содержащиеся в п. 1 данной статьи, не подлежат применению.
3. Правила, содержащиеся в п. п. 2 и 3 комментируемой статьи, являются беспредметными. Они предназначены регулировать отношения, возникновение которых запрещено п. 3 ст. 35 Конституции. Это исключает само существование реквизированного имущества и, следовательно, его оценку. Не может также быть и лица, имущество которого реквизировано, и, следовательно, принадлежащего ему права требовать по суду возврата сохранившегося имущества.
Статья 243. Конфискация
Комментарий к статье 243
1. Конфискация представляет собой институт, используемый различными отраслями права: уголовным, административным, таможенным, налоговым и др. Гражданское законодательство предусматривает конфискацию всего лишь в одном случае: в случае наличия умысла совершить сделку, заведомо противную основам правопорядка или нравственности. Поэтому включение общих положений о конфискации именно в ГК вызывает сомнения. Основным предметом гражданского законодательства являются отношения, основанные на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора (п. 1 ст. 1 ГК).
2. Общие положения о конфискации, содержащиеся в комментируемой статье, регулируют лишь некоторые аспекты этого института. В частности, они устанавливают, что конфискация может иметь место лишь в случаях, предусмотренных законом. Ни один нормативный акт, кроме закона, не может предусматривать конфискацию. Вопрос о содержании таких законов оставлен в основном открытым. Определено лишь, что он должен устанавливать санкцию за совершение преступления или иного правонарушения. Понятие преступления определяется уголовным законом, а правонарушения - другими отраслями права, включая гражданское право.
Пункт 1 комментируемой статьи в качестве общего условия конфискации указывает решение суда. Это - реализация положений Конституции (п. 1 ст. 46 и п. 3 ст. 35). Однако оставлен открытым вопрос, должно ли быть вынесено судебное решение до изъятия имущества у собственника или последний имеет право обжаловать в судебном порядке произведенное изъятие. Впрочем, в области гражданского права эта проблема не возникает. Взыскание имущества в доход Российской Федерации, предусмотренное ст. 169 ГК, может последовать только по решению суда.
3. Пункт 2 комментируемой статьи является нормой не гражданского, а административного права, так как предусматривает "решение о конфискации, принятое в административном порядке". По этой причине он оставляется без комментариев.
Гражданское право предусматривает конфискацию в редких случаях (см. ст. 169 ГК). Вызывает сомнение целесообразность включения общих правил о конфискации именно в ГК, задача которого - регулировать "отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников" (ч. 1 ст. 1 ГК), тем более что конфискация имущества как вид наказания (п. "ж" ст. 44) исключена из УК Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в ред. от 05.01.2006) <1>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4848; 2006. N 2. Ст. 176.
Глава 16. ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Статья 244. Понятие и основания возникновения общей собственности
Комментарий к статье 244
1. Имущество может принадлежать на праве собственности одному, двум или нескольким субъектам. В тех случаях, когда имущество находится в собственности двух или нескольких лиц, они, осуществляя владение, пользование и распоряжение этим имуществом, должны учитывать интересы других участников общей собственности, т.е. сособственников. В целях обеспечения скоординированности деятельности участников общей собственности в ГК сформулирована совокупность правовых норм, регулирующих общую собственность (гл. 16 ГК).
Таким образом, особенность права общей собственности состоит в том, что имущество (имущественный комплекс) одновременно принадлежит двум или нескольким лицам. При этом законодатель не устанавливает каких-либо запретов на нахождение имущества в общей собственности различных субъектов гражданского права (граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований). Может быть общая собственность со смешанным составом участников, например гражданина и юридического лица, юридического лица и субъекта Федерации. В частности, действующее законодательство не предусматривает обязательного прекращения права общей собственности государства и граждан, кооперативных или общественных организаций и граждан, которое было установлено ст. 123 ГК РСФСР. Однако граждане и юридические лица не вправе быть участниками общей собственности на те виды имущества, которые в соответствии с законом могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК).
2. Для характеристики субъектов права общей собственности необходимо правильное толкование содержащегося в комментируемой статье понятия "несколько лиц". В соответствии с толковыми словарями русского языка слово "несколько" означает "некоторое, небольшое количество" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1986. С. 352.
Несколько лиц не означает множество лиц. ГК предусматривает возникновение отношений общей собственности для весьма ограниченного числа лиц а не для любого числа лиц, более одного. При большом числе сособственников возникают сложности при осуществлении владения, пользования и распоряжения общим имуществом (см. п. 2 коммент. к ст. 247).
Различается общая собственность с определением доли каждого из сособственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). При долевой собственности каждому из сособственников принадлежит определенная доля в праве общей собственности, а при совместной собственности каждый из сособственников имеет право на имущество в целом.
3. Правоотношения общей собственности на имущество распространены между супругами (ст. 256 ГК), членами крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 257 ГК), участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). Общая собственность создавалась также в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.
В Законе о приватизации жилищного фонда установлено, что граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилом фонде, включая ведомственный фонд, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В названном Законе было определено также, что собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного и муниципального жилого фонда являются совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования дома. Определение прав собственников квартир в многоквартирном доме на общее имущество такого дома дано в ГК. Это общее имущество принадлежит собственникам квартир на праве общей долевой собственности (ст. 290 ГК).