Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Общество - совокупность исторически сложившихся социальных форм совместной деятельности людей. Когда группы или отдельные лица взаимодействуют, возникают отношения, которые необходимо регулировать. Их регуляторами являются социальные нормы - объективно необходимые правила совместного человека, индикаторы границ того, что необходимо и возможно. Их появление связано с переходом от животноводства к человеческому обществу, к процессу социализации отношений, к поведению человека как особого биологического и социального природного существа.
Социальные нормы очень многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью субъекта регулирования: социальных отношений. Наиболее распространенная классификация выглядит следующим образом: правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, обычаи и традиции и другие.
Все виды социальных норм тесно переплетены, но право и мораль имеют приоритетный интерес в юридической науке.
Даже древние философы подчеркивали значение этих двух основных детерминант социального поведения. С незапамятных времен юристы, политики и простые граждане часто сталкивались с вопросом о связи морали и права в нашей жизни. Об этом всегда было много дискуссий, и было много теорий. Наиболее известные деятели юриспруденции, политики, этики и многих других наук были предметом оживленной дискуссии, не приводящей к однозначному мнению.
Актуальность этой темы заключается в следующем: вопрос о природе и взаимосвязи между законом и моралью все еще стоит на повестке дня в современном правовом и политическом мышлении. Закон вмешивается в наиболее важные и жизненно важные области социального регулирования, в конечном итоге охватывая более широкий круг социальных связей. В то же время мораль пронизывает практически все многообразие отношений между народами, неизбежно закрепленное во многих правовых нормах.
Предмет работы – право и мораль, их соотношение.
Цель моей работы – выявить связь права и морали, каждую сторону двух многогранных явлений. Для достижения этой цели я постараюсь разрешить следующие задачи:
– изучить общие положения о праве и морали, а именно дать понятие категориям право и мораль, а также обозначить их сущность;- раскрыть вопрос о соотношении права и морали в их единстве, различие, взаимодействии и противоречии.
– установить причины проблем, возникающих при соотношении права и морали.
Право и мораль являются важнейшими элементами человеческой культуры, которые всегда проявляются в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретными историческими условиями и структурой социального класса общества. Это взаимодействие объективно детерминировано, поскольку генезис и реальное существование закона и морали определяются едиными сферами социальных отношений, в которых развиваются сложные и порой противоречивые отношения этих социальных регуляторов.
Поэтому понимание многих правовых явлений и других социальных явлений, решение как теоретических, так и очень важных вопросов в жизни общества зависит от понимания закона и морали, их сущности.
Понятие права
Закон - сложное явление со многими аспектами. Это одно из самых важных и сложных социальных явлений.
Пытаясь выяснить, что такое закон и его роль в жизни общества, даже римские юристы обратили внимание на тот факт, что он не ограничивался одним смыслом. И. Кант также отметил: «Адвокаты всегда ищут свое определение закона».
По словам Павла, закон используется как минимум в двух смыслах. Во-первых, «закон - это искусство добра и справедливости», то есть естественный закон. Во-вторых, закон таков, что «полезен всем или многим в любом государстве», то есть гражданскому праву. Как «нормативная норма политического общения», закон, как указал греческий мыслитель Аристотель, должен служить «стандартом справедливости». Чтобы знать, что такое закон, писал бывший римский адвокат Ульпиан, вы должны понимать, что это такое, какие явления и откуда происходит закон.
С развитием общества и государства понятие права у людей изменилось. Появилось много разных интерпретаций этого явления, возникли целые школы, ориентации и доктрины, которые каким-то образом объясняют сущность, природу, цель права, его роль в обществе.
Возникновение, природа, природа права определяются многими факторами - экономическими, политическими, культурными, национальными, религиозными и т. Д. Однако, как показывает опыт, наиболее важным фактором является экономическая потребность, которая часто оказывает определяющее влияние на социальные процессы.
«Люди забывают происхождение закона из экономических условий, так же как они забыли свое происхождение в животном мире», - заметил Ф. Энгельс. 1. Закон возникает как реакция общества на объективную необходимость иметь регулятор общественных отношений. жесткие и мощные, оснащенные принудительной силой, для моральных норм и других подобных норм не справились с этой задачей.
Плюрализм определений права и его сложная природа обусловили возникновение различных правовых школ, которые оказали влияние на развитие правовой мысли. Наибольшее распространение из них получили следующие:
- естественно-правовая – право есть совокупность естественных прав человека (Гоббс, Локк, Радищев и др.);
- историческая – право есть совокупность правовых обычаев (Гуго, Пухта, Савиньи и др.);
- нормативистская – право есть пирамида не зависящих от сущего норм (Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и др.);
- материалистическая – право есть возведенная в закон воля господствующего класса (Маркс, Энгельс, Ленин и др.);
- психологическая – право есть правовые эмоции личности (Петражицкий, Росс, Рейснер и др.);
- социологическая – право есть реализация законов, юридические действия (Эрлих, Муромцев, Паунд и др.)
Важную роль в формировании представления о сущности и содержания права, а также в его определении играют такие факторы, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства. При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:
1) то, что право есть регулятор (формальная сторона);
2) то, чьи интересы обслуживает данный регулятор (содержательная сторона).
Право может служить интересам определенных слоев, групп общества. В зависимости от этого при определении сущности права выделяют несколько подходов.
- классовый – право представляет собой систему гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса;
- общесоциальный – право выражает компромисс между классами, различными социальными слоями общества;
- религиозный – в нормативных актах доминируют интересы религии;
- национальный – право является выражением интересов определенной нации;
- расовый – интересы определенной расы стоят на первом месте.
Общепризнанно, что в социальном плане закон никогда не бывает абстрактным. Согласно положениям «Манифеста Коммунистической партии», закон - это «воля правящего класса, возведенная в закон». Об этом свидетельствует история развития закона, который освещает и усиливает неравенство людей: неравенство хозяина и раба, лорда и феодального слуги, работодателя и работодателя. Однако сегодня позиция Манифеста недопустима.
Суть закона заключается в том, что он выражает и закрепляет баланс интересов различных социальных групп, слоев, классов общества, представляет эти интересы в форме государства и общечеловечески значим. Консолидированная воля народа трансформируется в законы и другие основополагающие юридические акты, которые становятся обязательными для всех тех, кому они адресованы.
Право есть публичная форма согласования интересов, средство достижения социального компромисса. И в этом качестве оно объективно необходимо любому современному обществу. Р. Иеринг считал целью права «…выравнивание интересов и нахождение равновесия между ними». Русские дореволюционные юристы, в частности, Н.M. Коркунов, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и другие также видели назначение права в разграничении и гармонизации интересов и запросов людей.
Основная задача закона - быть объективным, справедливым и мощным регулятором общественных отношений, участники которого являются носителями соответствующих интересов и потребностей. В целом, закон никогда не может достичь полного согласия с самим собой: он не может удовлетворить интересы всех сразу, но он должен стремиться к этой цели. Задача закона - развязать узлы социальных противоречий. Это ключ к эффективности и социальному значению закона, его ценности как элемента человеческой культуры.
В юридической науке и практике принято различать право в объективном и субъективном смысле. Суть этих двух значений проста. Под законом в объективном смысле понимается система правовых норм, выраженных (объективированных) в соответствующих государственных нормативных актах (конституциях, законах, кодексах и т. Д.), Которые независимы от каждого лица. Под правом в субъективном смысле понимается система наличных прав и свобод субъектов, их конкретные правомочия, вытекающие из указанных выше актов или принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли и сознания, особенно в процессе использования.
Различие между правом в объективном и субъективном смысле, разработанным давно в науке, было сделано в римской юриспруденции, а затем в последующих правовых системах Европы и США. Идея двух типов права заложена в естественной правовой доктрине. Существование двух концепций права породило противоречия. Сложность заключается в том, что два разных явления обозначаются одним словом - «закон».
Субъективный закон принадлежит субъекту, зависит от него, а объективный - не только не делает, но и не делает. Субъективный закон субъективен в том смысле, что он связан с субъектом и определяется его волей и совестью. Объективный закон объективен в том смысле, что он не ограничен каким-либо конкретным предметом и не связан с вашей личной волей и усмотрением. Различие между двумя понятиями права необходимо; каждый призван выполнять важные операционные, аналитические, когнитивные, прикладные и социально регулирующие функции. Перед нами основные и фундаментальные категории юриспруденции.
Можно выделить некоторые наиболее характерные признаки права, раскрывающие его содержание и роль в обществе.
- связь с государством – правовые нормы исходят от государства как официального представителя всего общества, они применяются и обеспечиваются государственной властью. Между правом и властью существует тесная взаимосвязь: власть, не ограниченная правом, опасна; право, не обеспеченное властью, бессильно.
- нормативность – право состоит из норм, т.е. общих правил поведения, которые регулируют общественные отношения.
- общеобязательность – право непререкаемо и обязательно, в нем заложен момент императивности. Это властный социальный институт, с которым должны считаться участники общественной жизни и соотносить свое поведение. (Следует различать понятия «общеобязательность» и «общеохватность»).
- волевой характер – право реализуется через волевую деятельность индивидов, это продукт их сознания и воли. Оно служит формой выражения государственной воли общества, различных его слоев, групп, структур. Право немыслимо вне волевой сферы жизнедеятельности людей и их коллективов.
- формальность – право имеет внешне выраженную письменную форму, его нормы фиксируются в соответствующих юридических актах.
- системность – право представляет собой упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль. Это не хаотическое нагромождение норм, а строго согласованная целостная система.
Исходя из вышеизложенного, закон может быть определен как набор юридически обязательных норм, формально определенных, установленных и предоставляемых государством, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, прав человека, регулировать общественные отношения для нормального развития и функционирования общества.
Но в юридической литературе нет единого подхода к определению понятия права и, тем более, четкого представления о нем. Диапазон мнений здесь очень широк и разнообразен. Американский адвокат Лоуренс Фридман сказал: «Закон имеет много значений: хрупкий, как стекло, нестабильный, как мыльный пузырь, неуловимый, как время». Я также считаю необходимым отметить, что теория познания не исключает возможности нескольких определений одного и того же явления.
Наличие многих определений права, сформулированных под влиянием жизненных обстоятельств и отражающих различные аспекты правовой жизни и подходов к ней, следует считать положительным явлением. Это позволяет взглянуть на определение права сквозь призму веков, отразить в нем наиболее важные аспекты и характеристики не только в историческом веке, но и во многих других эпохах, увидеть закон не только в статистике, но и в тоже в динамике. Существование многих определений права свидетельствует о глубине и богатстве правового мышления государства, огромного разнообразия правовых знаний, накопленных теоретиками и практиками за тысячелетия их исследований.