Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
2 Понятие морали
Мораль - важный социальный институт, одна из форм общественного сознания. Это хорошо известный набор исторически развивающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и стандартов поведения, основанных на них, которые определяют и регулируют отношения друг с другом, обществом, государством, семьей, командой и окружающей реальностью.
Слово «мораль» происходит от латинского «мораль» - мораль. Однако я считаю, что эти условия не должны быть выровнены. Мораль - это норма нашего сознания, а мораль - это реализация этих норм посредством различных действий. Я приведу пример для наглядности. Курильщик понимает, что его профессия аморальна, только вредит ему, но не бросает. Его действия можно назвать аморальными, но не аморальными.
Мораль появилась раньше других форм общественного сознания, даже в первобытном обществе, и действовала как регулирующая поведение человека во всех сферах общественной жизни: в повседневной жизни, на работе, в личных отношениях. Он имел универсальное значение, распространялся на всех членов коллектива и объединял сам универсал, который был основой ценности общества, в котором развивались отношения между народами. Мораль поддерживала социальные основы жизни, формы общения.
Содержание морали в нормах, ценностях, моральных принципах, моральном идеале.
Моральные принципы являются основным элементом моральной системы. Это фундаментальные концепции человеческого поведения, с помощью которых раскрывается сущность морали, на которых основаны другие элементы системы. Самые важные из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм, альтруизм, эгоизм, терпимость.
Моральные нормы — конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали.
Моральные нормы как разновидности социальных нормативов в зависимости от способа оценки подразделяются на два типа:
1) требования — запреты (не лги, не лентяйничай; не бойся и т. д.);
2) требования — образцы (будь храбрым, сильным, ответственным и т. д.).
Моральные ценности - это общественные установки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливых и несправедливых, о смысле жизни и целях человека с точки зрения их морального значения. , Они служат нормативной формой нравственной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные правила действий.
Моральный идеал - это целостная модель морального поведения, к которой стремятся люди, считая ее наиболее разумной, наиболее полезной и самой красивой. Моральный идеал позволяет нам оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.
Содержание морали со временем менялось, отражая чаяния различных социальных групп, слоев, классов и взаимоисключающих мнений, которые могут конкурировать. То, что было моральным в средние века, может быть аморальным. Это указывает на гибкость морали.
Мораль, как и закон, имеет свою структуру. Он включает в себя несколько элементов.
1. Моральное сознание является одной из форм общественного сознания, которая, как и другие его формы, является отражением социального бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляется как стремление к совершенству. Моральное сознание - это духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, цели, эмоции, чувства, чувства, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Он отражает практический и исторический опыт, переживаемый индивидами в форме индивидуальных и коллективных репрезентаций, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизни, обеспечивает оценку результатов индивидуального поведения.
Моральное сознание действует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственный (обыденное сознание) и рационально-теоретический (этический). Эмоциональный уровень - это психическая реакция человека на событие, явление. Это включает в себя эмоции, чувства и настроение.
2. Моральное самосознание. Это осознание человеком себя самого и своего места в общественной деятельности людей. Самосознание является важным компонентом структуры морали. Самосознание, по своей сути, несет моральное начало, поскольку в первую очередь оно пронизано присутствием (смыслом) других или других. И во-вторых, образ Я изначально содержит идеальное Я или стремление к совершенству.
3. Моральное поведение, основанное на моральном сознании личности, реализующей ее нравственные отношения, является результатом формирования личности и ее свободного выбора. Более того, если моральное сознание является субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем их нравственной культуры.
4. Моральные отношения являются центральным элементом структуры нравственности, в которой свойства любой человеческой деятельности закрепляются с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в моральном смысле являются такие типы отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.
Мораль предназначена для регулирования поведения человека, влияющего на его сознание. Функции морали являются основными путями (каналами) воздействия на сознание человека, выражающими роль морали в упорядочении общественных отношений.
Регуляторная функция. Регулирует поведение людей в соответствии с требованиями морали. По своему объему и универсальности воздействия на личность мораль шире закона. Он осуществляет свои регуляторные возможности с помощью нормативных руководств, нормативных требований, нормативных запретов, нормативных рамок, ограничений, а также образцов нормы (этикета).Ценностно-ориентирующая функция. Ориентирует человека в мире окружающих его культурных ценностей. Вырабатывает систему предпочтения одних моральных ценностей другим, позволяет выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
Когнитивная функция (эпистемологическая). Оно предполагает знание не объективных характеристик, а значения явлений, возникающих в результате практического развития. Благодаря этой функции этические знания, принципы, нормы, кодексы в конкретных конфликтных ситуациях помогают сформировать модель нравственного поведения.
Учебная функция. Это приводит к определенной системе образования общепризнанных моральных стандартов, привычек, обычаев, нравов и моделей поведения.
Функция оценки. Он оценивает развитие реальности человеком с точки зрения добра и зла. Предмет оценки касается действий, отношений, намерений, мотивации, моральных точек зрения и личностных качеств.
Функция мотивации. Позволяет человеку оценивать и, по возможности, обосновывать свое поведение моральной мотивацией. Чистые и благородные мотивы являются важнейшим элементом нравственного поведения человека.
Коммуникативная функция. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни, нравственных контактов людей. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда – служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержку и взаимовыручку.
Особую роль в морали играет этика. Этика (греч. - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей. Этика рассматривалась как практическая философия, пытающаяся дать ответ на вопрос: что должен делать человек в конкретной ситуации. Термин "этика" был введен Аристотелем. В последующем многие философы пытались по-своему объяснить моральную этику.
Наиболее интересным является учение И. Канта. Моральная философия И. Канта знаменует собой переход от описания, объяснения морали к теоретическому анализу морали как особого явления. Идея Канта состоит в том, чтобы раскрыть «чистоту» морали и избавить ее от всей ее уникальной природы слоев, «загрязняющих» ее. Выполняя эту задачу, следует сосредоточиться не на природе человека и обстоятельствах его жизни, а на «концепции чистого разума», выбрав умозрительный способ построения моральной теории. Кант неоднократно подчеркивал ее практическое значение: «Если есть наука, которая действительно нужна человеку, то это то, что я хочу сделать, а именно - занять место мира, данное в человеке соответствующим образом - и этой может узнать, кем нужно быть человеком ». Уже в этом утверждении изложена этическая базовая ориентация Канта, которая предполагает восприятие морали как обязанности четко распознать.
Ориентация на специфику морали и фундаментальные принципы, общие для всех моральных законов, определили тезис об автономии морали. Суть этого тезиса в том, что мораль самодостаточна, содержит собственный разум и может быть выведена из ничего. Кант не только стремится очистить мораль от всего эмпирического и «принадлежащего к антропологии», он также подчеркивает свою автономию над религией, а религиозные убеждения зависят от морали. Такая автономная мораль (чей источник не существует, но является абсолютно обязательной) противоречит реальному миру, возвышается над ним, она призвана подчинить себя самой себе. Это самая важная антиномия кантовской этики, которая имеет не только теоретическое, но и практическое значение и в настоящее время обновляется, кстати.
Согласно Канту, мораль - это сфера свободы человека, чья воля автономна и определяется ею. Чтобы придать этой воле моральную позицию, необходимо привести ее в соответствие с высшим моральным законом - категорическим императивом - поскольку только доброжелательность может сделать правильный выбор. Самая известная формулировка категориального императива выглядит следующим образом: «Сделайте только одну такую максиму, которую вы можете одновременно желать стать универсальным законом».
В других формулировках категориального императива Кант подчеркивает моральную самооценку человека (запрет на использование его в качестве средства), его способность к нравственному творчеству. На самом деле свобода, понимаемая как добровольный характер поведения, личный выбор его принципов, основанный на его универсальном значении, отождествляется Кантом с моралью, отличающейся от законности, мотивируемой принуждением или личными интересами.
Моральный закон существует для индивида как обязательство, определяющее возможность сделать правильный выбор, то есть предпочтение долга чувственным наклонностям, преодоление эгоистичных побуждений. Кант видит преодоление противоречия между идеалом и реальностью в возвышении, духовности существования, подчинении моральным принципам, выражающим основную общую цель человеческого сообщества, но анализ реальности бытия не дает ему оснований надеяться, что это возможно. Большинство людей одержимы эгоистичными тенденциями и мало думают о судьбе добродетели.
Поэтому моральный закон должен быть реализован, но он не может быть реализован. Кант находит уникальный выход из этой антиномии в постулатах свободной воли, бессмертия души, существования Бога, что свидетельствует о его бессилии находить источник моральных обязательств, заполняя пропасть между тем, что правильно, и тем, что существует, свободой и необходимостью.
Мораль – самая древняя форма общественного сознания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Закон и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии. С помощью верховенства закона государство стремится принять прогрессивные моральные нормы, которые, в свою очередь, способствуют укреплению морального авторитета закона, воспринимаемого как социальная ценность общества в целом. Уважение законности входит в содержание морального долга граждан в обществе. С развитием морального и правового сознания верховенство права увеличивается, так как улучшаются как моральные нормы, так и верховенство права.
Но есть некоторые различия и противоречия. Мораль - это область моральных ценностей, признаваемых людьми, их коллективными объединениями и обществами. Мораль является необходимой принадлежностью всех обществ, ее значение постоянно возрастает, и взаимодействие правовых и моральных факторов в обществе, их взаимная поддержка, а не моральное поглощение закона, должно постоянно возрастать; чем лучше налажено это взаимодействие, тем успешнее движение общества на пути к прогрессу.
И. Кант писал: «Ни один философ не мог согласовать государственные принципы с моралью, и никто не сумел предложить лучшие принципы, которые не противоречили бы человеческой природе».
Методологическую основу данной работы составили общенаучные методы (сравнение, анализ, синтез, обобщение информации).
В теологическую основу легли труды многих философов, ученых-юристов, а также учебная литература.