Файл: АПК_комм_Крашенинников_2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 5922

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- путем принятия индивидуального нормативного правового акта;

- путем заключения международного договора, в частности двустороннего соглашения;

- путем указания на то в заключенном договоре;

- путем обращения в суд (в этом случае государство не может воспользоваться судебным иммунитетом против встречного иска).

Об отказе Российской Федерации от абсолютного иммунитета в международных частноправовых отношениях свидетельствуют нормы ст. 1204 ГК РФ, в соответствии с которой к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.

3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает судебный иммунитет международных организаций. Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетом в соответствии с международными договорами. Так, согласно ст. 100 Устава ООН Генеральный секретарь и персонал Секретариата ООН не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных перед Организацией.

4. Как отмечается в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса", арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, или межгосударственная организация, имеющая иммунитет согласно международному договору, только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в арбитражном суде Российской Федерации. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства или международной организации. Согласие на рассмотрение спора в арбитражном суде Российской Федерации должно быть подписано лицами, уполномоченными законодательством иностранного государства или внутренними правилами международной организации на отказ от судебного иммунитета.


Статья 252. Процессуальные последствия рассмотрения иностранным судом дела по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям


Комментарий к статье 252


1. На практике имеет место рассмотрение тождественных дел одновременно или в разное время в разных государствах. При этом может возникнуть ситуация, когда вынесенные в Российской Федерации и иностранном государстве решения будут противоречить друг другу. Для устранения возможной коллизии судебных решений в международных договорах и национальном законодательстве государств применяются следующие правила, основанные на одном из трех принципов:


- принцип приоритета ранее начатого процесса, в силу которого исполнению подлежит вынесенное ранее судебное решение (рассматривается в комментируемой статье). Преимущество данного принципа состоит в том, что ответчик, выигравший процесс в одном государстве, может не опасаться предъявления тождественного иска в суде другого государства. Принцип приоритета закреплен в п. 5 ст. 27 Брюссельской конвенции по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров от 27 сентября 1968 г.: судебное решение не признается, если оно "противоречит судебным решениям, принятым ранее в государстве, не участвующем в данной Конвенции, по одному и тому же основанию и между теми же сторонами, даже если данное последнее решение отвечает всем требованиям, необходимым для признания в государстве, в котором оно должно вступить в силу";

- принцип преимущества последнего во времени судебного решения. Применение данного принципа возможно только в тех правопорядках, где возникновение фактов после вынесения судебного решения не рассматривается в качестве нового фактического основания иска, что исключает тождественность таких исков;

- принцип безусловного преимущества судебного решения национального суда. Данный принцип в наибольшей степени обеспечивает правовое действие судебного решения, вынесенного в признающем государстве: как только внутри государства вынесено судебное решение, дальнейший спор должен быть прекращен <1>.

--------------------------------

<1> См.: Сорокина С.С. Отказ в признании и приведении в исполнение несогласованных решений иностранных судов на территории Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. N 7.


Принцип приоритета ранее начатого процесса закреплен во многих конвенциях и двусторонних договорах Российской Федерации о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и иным делам. Так, согласно ст. 22 Минской конвенции стран СНГ в случае возбуждения производства по делу между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям в судах двух Договаривающихся Сторон, компетентных в соответствии с настоящей Конвенцией, суд, возбудивший дело позднее, прекращает производство. Встречный иск и требование о зачете, вытекающие из того же правоотношения, что и основной иск, подлежат рассмотрению в суде, который рассматривает основной иск.

2. Принцип приоритета ранее начатого процесса, в силу которого исполнению подлежит вынесенное ранее судебное решение, закреплен в комментируемой статье. Последствия, указанные в ней, применяются при наличии следующих условий:

- в производстве иностранного суда имеется дело или решение иностранного суда по тождественному спору (те же лица, предмет, основания);

- рассмотрение данного спора не относится к исключительной компетенции арбитражного суда в Российской Федерации согласно положениям ст. 248, а также разд. III АПК РФ;


- решение иностранного суда подлежит признанию и исполнению в соответствии с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или федеральным законом. В том случае, если вынесенное судом иностранного государства решение не будет признано в Российской Федерации, истец имеет право предъявить тождественный иск в общем порядке в арбитражный суд в Российской Федерации.

В отношениях между странами СНГ взаимное признание и исполнение решений суда предусматриваются разд. III Минской конвенции стран СНГ. Положения о взаимном признании и исполнении решений судов содержатся в двусторонних договорах Российской Федерации с Монголией, Китаем, Кипром, Венгрией, Чехией, Вьетнамом, Румынией, Польшей, Кубой, Италией и другими государствами.

В том случае, если с иностранным государством, в суде которого рассматривается или рассмотрен спор, нет соглашения о взаимном признании и исполнении решений, последствия, предусмотренные комментируемой статьей, не применяются и суд принимает заявление к производству и рассматривает дело по существу.


Глава 33. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ С УЧАСТИЕМ

ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ


Статья 253. Порядок рассмотрения дел с участием иностранных лиц


Комментарий к статье 253


1. По общему правилу на иностранных лиц, участвующих в рассмотрении дел арбитражными судами, распространяется национальный режим с учетом ряда особенностей. Исключения из этого правила возможны в случаях, предусмотренных ч. 1 и 4 ст. 254 АПК РФ (см. комментарии к соответствующим нормам).

2. Сроки рассмотрения дел с участием иностранных лиц дифференцируются законодателем в зависимости от места нахождения участников процесса и соответственно возможности своевременного их информирования о судебном разбирательстве. В том случае, если иностранные лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории РФ, дело должно быть рассмотрено в срок, установленный АПК РФ для данной категории дел.

В случаях, если иностранные лица находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на период, установленный договором о правовой помощи, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии указанного договора - не более чем на шесть месяцев.

3. Властные полномочия арбитражных судов в отношении иностранных лиц ограничены территорией РФ. Этим обстоятельством обусловлены нормы, регламентирующие порядок извещения участников процесса о действиях, реализуемых в ходе рассмотрения дела арбитражным судом.

Иностранные лица, органы управления, филиалы, представительства которых находятся на территории РФ, уведомляются арбитражным судом в общем порядке, предусмотренном АПК РФ. Если на территории РФ находится представитель иностранного лица, уполномоченный на получение судебных документов, последние направляются по адресу представителя <1>. Уведомление лица, уполномоченного на ведение дела, находящегося на территории РФ, не освобождает суд от обязанности соблюдения порядка уведомления иностранного юридического лица, установленного АПК РФ и Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, особенно в случаях, когда представитель уклоняется от участия в судебном разбирательстве <2>. В этом случае допускается возложение обязанности представить доказательства надлежащего уведомления на представителя.


--------------------------------

<1> Пункт 3.21 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанциях), утв. Приказом ВАС РФ от 25 марта 2004 г. N 27.

<2> Постановление ФАС Уральского округа от 28 апреля 2003 г. N Ф09-926/03-ГК.


Если иностранные лица, участвующие в деле, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, они извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства в порядке, предусмотренном нормами Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. (далее - Гаагская конвенция 1965 г.), других международных договоров с участием Российской Федерации.

В государствах - участниках данной Конвенции назначен специальный орган (центральный орган), компетентный принимать и рассматривать запросы о вручении документов, поступающие из других государств (в Российской Федерации таким органом является Министерство юстиции РФ) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Заявления Российской Федерации по Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. Ч. 1.


ВАС РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов, вправе обращаться с запросом о правовой помощи к данному органу путем направления запроса, составленного в установленной Конвенцией форме, без легализации или выполнения других эквивалентных формальностей. К запросу прилагается документ, подлежащий вручению, или его копия. Запрос и документ представляются в двух экземплярах. Документ, который подлежит вручению, должен быть составлен или переведен на официальный язык запрашиваемого государства (стандартные условия во всех случаях приводятся на французском или английском языке). Доставка указанных документов может быть осуществлена с использованием консульских каналов, а в исключительных случаях - и дипломатических каналов связи.

Центральный орган запрашиваемого государства вручает или доставляет документ самостоятельно или иным образом обеспечивает его вручение:

- в порядке, предусмотренном законодательством этого государства для вручения или доставки совершенных в нем документов лицам, находящимся на его территории;

- в особом порядке, если такой порядок не является несовместимым с законодательством запрашиваемого государства (по ходатайству заявителя).

Вместе с документом адресату доставляется часть запроса, содержащая его основные положения.

Центральный орган запрашиваемого государства составляет и направляет запросившему арбитражному суду подтверждение о вручении в форме свидетельства по установленному образцу, в котором подтверждается, что документ вручен, и приводятся способ, место и дата вручения, а также указывается лицо, которому вручен документ. В случае если документ не был вручен, то в свидетельстве указываются воспрепятствовавшие этому причины. Запрашиваемое государство может отказать в исполнении запроса только в том случае, если считает, что исполнение запроса может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.


Вручение судебных документов лицам, находящимся за границей, может осуществляться через российских дипломатических или консульских агентов (без применения мер принуждения), если запрашиваемое государство при присоединении к Гаагской конвенции 1965 г. не заявило о том, что оно не допускает такого порядка вручения на своей территории (за исключением случаев, при которых документ подлежит вручению гражданам РФ). Российская Федерация такую оговорку сделала, поэтому дипломатические и консульские агенты иностранных государств не вправе осуществлять вручение документов на российской территории.

Кроме того, арбитражные суды при выборе способа вручения документов могут, при отсутствии возражений запрашиваемого государства (сделанных при присоединении к Конвенции):

- непосредственно посылать по почте судебные документы лицам, находящимся за границей;

- обращаться непосредственно к услугам судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашиваемого государства;

- выдавать по ходатайству судебные документы лицам, участвующим в деле, для вручения непосредственно с помощью судебных и иных должностных лиц или других компетентных лиц запрашиваемого государства.

В Российской Федерации вручение документов такими способами не допускается.

Гаагская конвенция 1965 г. регламентирует также процессуальные последствия совершения действий, направленных на обеспечение прав и законных интересов участников процесса - иностранных лиц. Так, если за границу направлялись судебная повестка или эквивалентный документ, а ответчик в суд не явился, арбитражный суд не может вынести решение (постановление) до тех пор, пока не будет установлено, что:

- документ вручен в порядке, предусмотренном законодательством запрашиваемого государства для вручения или доставки совершенных в нем документов лицам, находящимся на его территории, или

- документ действительно доставлен ответчику лично или по месту его жительства в ином порядке, предусмотренном в настоящей Конвенции, и что в любом из этих случаев документ был вручен или доставлен своевременно таким образом, чтобы ответчик мог подготовиться к своей защите.

В целях обеспечения имущественных интересов истца арбитражным судом на период ожидания могут быть приняты обеспечительные меры.

Арбитражные суды могут выносить решения, даже если не было получено свидетельство, подтверждающее вручение или доставку документа, при выполнении всех следующих условий:

1) документ был передан одним из способов, предусмотренных Гаагской конвенцией 1965 г.;

2) с момента направления документа истек срок, который суд определяет как достаточный применительно к каждому конкретному делу и который не может составлять меньше шести месяцев;

3) не было получено никакого подтверждения доставки судебных документов, несмотря на принятые для его получения меры.