Файл: АПК_комм_гл28-1, 28-2_Григорьева_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2020

Просмотров: 941

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- правонарушения, совершаемые служащими банков и финансовых институтов, включая иски, поданные государственными органами власти, регулирующими органами и государственными правоохранительными органами;

- антимонопольные иски, а также разбирательства, проводимые специально уполномоченными органами государственной власти, в частности Федеральной торговой комиссией;

- дела по использованию технологий, включая патентное право, вопросы коммерческой тайны и других дел, связанных с защитой интеллектуальной собственности;

- дела по комплексному страхованию и вопросы перестрахования;

- деликтные иски, поданные в связи с ответственностью производителя;

- международные споры, включая иски, поданные офшорными или иностранными предприятиями в суды или международные арбитражные институты, или иски, поданные против таковых <47>.

--------------------------------

<47> http:// www.akingump.com / ru-RU / services / servicedetail.aspx?service=136


Наибольшие затруднения в практической деятельности вызывают споры, связанные с оборотом бездокументарных акций. В практике рассмотрения и разрешения дел по таким спорам зачастую возникают трудности, которые связаны как с недостатками законодательного регулирования оборота бездокументарных акций - порядка совершения операций с этими бумагами, так и с различиями в определении правовой природы данного объекта права. Позиция Высшего Арбитражного Суда РФ по этому вопросу сводится к тому, что бездокументарные ценные бумаги могут быть объектом права собственности как движимое имущество и что для защиты прав владельцев бездокументарных акций может быть использован виндикационный иск <48>.

--------------------------------

<48> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.01.2002 N 67 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением норм о договоре о залоге и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами".


Недостатки специального законодательного регулирования оборота бездокументарных акций и, как следствие, противоречивая судебная практика не позволяют лицу, у которого незаконно изъяли акции, иметь четкое представление о том, какое именно требование необходимо заявить в арбитражный суд (как сформулировать предмет иска). До сих пор остается открытым вопрос об избрании способа защиты нарушенных прав незаконным списанием акций на основании недействительного договора купли-продажи, а именно, с каким требованием должен обратиться истец:

- о признании права собственности на акции;

- с виндикационным иском;

- о применении последствий недействительности сделки в виде обязания владельца акций возвратить полученные по сделке акции путем направления реестродержателю передаточного распоряжения о списании акций с лицевого счета владельца и зачислении их на счет истца;

- о применении последствий недействительности сделки в виде обязания реестродержателя списать акции с лицевого счета владельца и зачислить их на счет истца <49>?


--------------------------------

<49> http://irkutsk.arbitr.ru/arbitr_practice/obzori/spor


До недавнего времени споры о ценных бумагах составляли малую часть от общего количества споров, рассматриваемых арбитражными судами РФ. Однако финансовый кризис, начавшийся именно с рынка ценных бумаг, внес свои коррективы. Количество исков, связанных с исполнением обязательств по ценным бумагам, подаваемых владельцами ценных бумаг, растет пропорционально количеству дефолтов, допущенных эмитентами ценных бумаг.

В рамках указанной категории споров существенное значение имеет установление следующих обстоятельств:

- оценка судебной перспективы спора;

- анализ финансового состояния эмитента ценных бумаг, оценка фактической возможности исполнения эмитентом обязательств по ценным бумагам (векселям, облигациям и т.д.);

- экспертиза предоставленных владельцем ценных бумаг документов <50>.

--------------------------------

<50> http://liberman.su/content/view/33/74/


Соответственно, особую важность приобретает правильное понимание и применение арбитражными судами норм действующего законодательства и положений теории ценных бумаг, а также оперативность в действиях владельцев ценных бумаг, в процедуре судебной защиты нарушенных прав.

В то же время, несмотря на значение указанной категории споров, специальный нормативный акт, регламентирующий деятельность участников рынка ценных бумаг, - ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" - предусматривает лишь органы власти, к компетенции которых отнесено разрешение таких споров. Таким органами являются суды, арбитражные и третейские суды. Определение же конкретной судебной инстанции, к полномочиям которой отнесено разрешение конкретного спора, закон оставляет на усмотрение заявителя в данном деле.

3. Пункт 3 настоящей статьи содержит диспозитивные нормы, предполагающие возможность рассмотрения по правилам настоящей главы и иных категорий споров при соблюдении ряда требований, указанных ст. 225.10 АПК РФ, а именно:

- представитель группы лиц должен являться участником оспариваемого правоотношения;

- на момент подачи иска в суд к нему должны присоединиться не менее пяти участников оспариваемых правоотношений, которые, в свою очередь, оформляют такое присоединение посредством подачи письменного заявления.

Установление открытого перечня споров, рассматриваемых арбитражным судом по правилам настоящей главы, является позитивной новеллой арбитражно-процессуального законодательства, поскольку позволяет оптимизировать соотношение правотворчества и правоприменительной практики. Закономерным в указанной ситуации становится деятельность суда при принятии заявления к рассмотрению по оценке и выявлению обстоятельств, позволяющих рассмотреть спор в соответствии с предписаниями комментируемой главы.


Статья 225.12. Полномочия лица, обратившегося в защиту прав и законных интересов группы лиц



Комментарий к статье 225.12


1. Представительство в суде, независимо от его формы и содержания, требует наличие полномочий на осуществление такой деятельности, которые в обязательном порядке устанавливаются судом в соответствии с представленными документами.

По общему правилу представитель - это физическое лицо, которое действует в интересах другого лица на основании закона или доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством.

Однако нормами комментируемой статьи установлено несколько кардинальных отличий действия представителя, осуществляющего защиту прав и законных интересов группы лиц:

- представитель является участником оспариваемого правоотношения;

- действует без доверенности;

- в качестве представителя может выступать не только физическое, но и юридическое лицо.

Представитель, наряду с другими участниками группы лиц, является участником правоотношения, т.е. в отличие от общего понятия представительства, где в качестве представителя выбирается независимый субъект (адвокат), который не имеет личной заинтересованности в исходе дела. Такой выбор представителя направлен на объективное и всестороннее исследование обстоятельств дела, а также установление фактов, имеющих юридическое значение для установления и подтверждения позиции представляемого.

В отличие от общих правил представительства в арбитражном процессе, представитель, действующий в защиту интересов группы лиц, сам непосредственно заинтересован в исходе дела, в ряде случаев такая позиция также способствует более эффективному поддержанию позиции истца, поскольку позиции участников группы лиц являются сходными. Такое сходство объясняется наличием следующих фактов:

- участие в однородных правоотношениях;

- сходные нарушения прав;

- права истца нарушаются одним и тем же юридическим лицом, т.е. ответчиком является единое лицо.

Как правило, лицо, действующее в качестве представителя интересов группы лиц, является инициатором судебного процесса по данному делу и первоначальным истцом. При таком положении вещей необходимость представительства интересов группы лиц может возникнуть и в самом процессе, однако, если на момент подачи иска в суд к нему не присоединиться необходимое количество лиц (соистцов), каждый иск будет рассматриваться отдельно в рамках самостоятельного судебного процесса, поскольку такая ситуация расценивается как несоблюдение принципа группы лиц, под которой в противовес иным действующим нормативным актам понимается группа, состоящая из не менее чем пяти субъектов.

Поскольку закон предусматривает необходимость присоединения участников группы лиц посредством подачи письменного заявления, то оформления каких-либо иных документов по наделению представителя полномочиями на ведение процесса в интересах иных лиц не требуется. В этой связи закон предусматривает, что представитель в данном случае действует без доверенности.


Гражданский кодекс РФ, раскрывая смысловое понятие и содержание доверенности, указывает на то, что она является основным документом, определяющим полномочия представителя, а также порядок и сроки осуществления им предоставленных полномочий. В случае осуществления представительства по правилам комментируемой статьи закономерно рассматривать в качестве документа, подтверждающего полномочия представителя, заявление о присоединении соучастников к группе лиц, права которых нарушены или оспариваются, т.е. к заявлению представителя, поскольку он, как правило, выступает в качестве основного первоначального заявителя иска.

2. Особого внимания заслуживает положение об определении субъектного состава представителей, действующих в защиту интересов группы лиц. В качестве такого представителя закон называет как физическое, так и юридическое лицо. В этой связи следует выделять юридическое и фактическое представительство интересов группы лиц.

Юридическое представительство рассматривается как наделение одного из соистцов в споре полномочиями по представлению интересов других лиц. В качестве такого представителя может рассматриваться и юридическое, и физическое лицо, поскольку правом подачи иска обладают любые из указанных субъектов.

Применительно к понятию "фактическое представительство", его можно рассматривать как деятельность индивидуально-определенного лица в интересах участников спора. В качестве фактического представителя может выступать только физическое лицо, поскольку юридическое лицо по действующему законодательству рассматривается в качестве имущественного комплекса и реализует свои права и обязанности через органы управления и иных уполномоченных субъектов.

Если юридическое представительство по смыслу комментируемой статьи осуществляется без доверенности, посредством присоединения участников спорного правоотношения к иску, то фактическое представительство может по своей природе предполагать наличие доверенности либо деятельность представителя по закону, например, представительство руководителя юридического лица, действующего без доверенности в соответствии с уставом организации. Также представитель интересов группы лиц в суде вправе привлечь к участию в процессе специалиста с целью повышения качества доказательственной базы по делу, а также квалифицированного оказания юридической помощи. Однако в данном случае возникает вопрос по определению полномочий такого представителя. По общему правилу он наделяется полномочиями представителем группы лиц путем выдачи ему доверенности на право ведения дела в суде. Однако каким образом в данном случае должны поступить иные участники группы? По смыслу настоящей статьи представительство их интересов осуществляется без доверенности либо иного документа, путем подачи письменного заявления о присоединении к иску, что не является самостоятельным исковым заявлением. Если же доверенность привлеченному специалисту выдается только представителем группы лиц, то, по сути, такой субъект передает в порядке передоверия полномочия, которые ему переданы по заявлению о присоединении. Однако в заявлении таким правом он может быть и не наделен. Закономерным выходом из сложившейся ситуации предоставляется включение в текст заявления о присоединении оговорки о возможности привлечения специалиста с помощью оказания квалифицированной юридической помощи при ведении дела. Включение такой оговорки также будет способствовать распределению расходов по привлечению специалиста между участниками группы, которые, предоставив указанное право своему представителю, дали опосредованное согласие на несение бремени судебных расходов.


Предъявление группового иска не лишает заинтересованных лиц права самостоятельно защищать свои права в суде, не присоединяясь к групповому иску.

Критериями отнесения исков к групповым являются:

- многочисленность лиц, чьи права нарушены действиями ответчика;

- использование одного общего способа защиты гражданских прав (в первую очередь требование о возмещении убытков);

- однородность предмета и основания требований группы лиц;

- наличие общего для всех истцов ответчика.

Кроме того, иск подлежит рассмотрению в качестве группового, если рассмотрение исков в индивидуальном порядке может привести к ущемлению прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц. В случае защиты нарушенных прав инвесторов это может возникнуть на стадии исполнения судебного решения.

Существующие на сегодняшний день нормы процессуального законодательства о соучастии позволяют нескольким истцам предъявлять свои требования к одному и тому же ответчику. Однако реальные проблемы, возникающие в связи с защитой прав и законных интересов групп лиц, в том числе и инвесторов на рынке ценных бумаг и вкладчиков банков, имеют свою специфику. Эта специфика заключается в том, что деятельностью одного и того же ответчика причиняется крупный ущерб огромному числу лиц, и этот ущерб должен быть возмещен, пусть даже не в полном объеме. При применении действующих норм в результате вынесения решения в пользу одного или нескольких лиц получить все причитающееся по данному решению в стадии исполнительного производства удастся лишь "первопроходцам". Лица же, подавшие иски позже, оказываются с исполнительными документами, выданными на основании решения, вынесенного в их пользу, в ситуации, когда их требования удовлетворить не удается из-за отсутствия достаточных денежных средств и имущества, в том числе и по причине полного удовлетворения аналогичных требований других лиц, предъявивших свои иски ранее. Институты представительства и соучастия позволяют защитить свои права наиболее инициативной, грамотной и материально обеспеченной части пострадавших, тогда как механизм группового иска создает возможности судебной защиты всех лиц, чьи права нарушены неправомерными действиями ответчика, в том числе лиц, не имеющих необходимых юридических знаний, или лиц, имеющих мелкие требования, по которым каждый отдельный вкладчик или инвестор, скорее всего, не будет судиться, учитывая те временные и моральные затраты, которые ему придется понести при обращении в суд. С другой стороны, представляется, что ведение дел по групповым искам от имени и в интересах всех истцов должен осуществлять один представитель, способный осуществить квалифицированное представительство. Соответственно, представителем по групповым искам могут быть адвокатские и юридические фирмы, общественные организации по защите прав потребителей и инвесторов. При этом целесообразно ограничение личного участия истцов в деле <51>.