ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.10.2020
Просмотров: 277
Скачиваний: 1
10
Бахрейна было доставлено первому халифу Абу Бакру, тот приказал
всенародно объявить: «Всякий, кому посланник Аллаха должен что-то или
обещал что-либо дать, пусть придет к нам!» (из сборника аль-Бухари).
5. Место истины и лжи в исламе.
Ложь – это страшный порок. Он подобен болезни, поражающей
личность. Человек не может прийти в себя, кроме как после длительного
лечения. Ислам, как система ценностей, категорически отвергает ложь,
подвергает лжецов гонению и жестоко преследует их. Поэтому, как
рассказала Аиша, супруга пророка: «Среди черт нрава ничто не было более
ненавистно посланнику Аллаха, нежели ложь. И его сердце не находило
покоя, коль он замечал в ком-либо признаки этой черты, до тех пор, пока
он не узнавал, что тот возобновил свое покаяние» (из сборника Ахмада).
В другом из рассказанных ею хадисов говорится: «Средь черт нрава
ничто не было более ненавистно посланнику Аллаха, нежели ложь, и
бывало, что человек лгал при нем в чем-либо, и это оставалось у него в
душе до тех пор, пока он не узнавал, что тот раскаялся в этом» (из
сборника ибн Хиббана).
Насколько важно значение правды можно понять из слов пророка
Мухаммада:
- «Держитесь правды, коль даже вы узрите в ней гибель, ибо
поистине в ней спасение» (из сборника хадисов ибн Абу Ад-Дунья);
- «Вам следует блюсти правдивость, ведь правдивость ведет к
благочестию, а благочестие ведет в Рай. И человек не перестает быть
правдивым и неустанно стремится быть правдивым до тех пор, пока он не
будет записан у Аллаха как праведник. И остерегайтесь лжи, ведь ложь
ведет к бесчинству, а бесчинство ведет в Ад. И человек не перестает
обманывать и изощряться в обмане, и так до тех пор, пока он не будет
записан у Аллаха как лжец» (приводится в сборниках аль-Бухари и
Муслима).
6. Сильный мусульманин владеет своими чувствами.
Согласно мусульманскому представлению человек должен уметь
сдерживать свой гнев, гасить возникающее зло в себе и проявлять
снисхождение в отношении слабого. В одном из хадисов, переданном Абу
Саидом аль-Худри, пророк Мухаммад говорит: «Знайте, есть люди,
которые медленно гневаются и быстро отходят; есть люди, которые
быстро гневаются и быстро отходят. Эти балансируют друг друга. Но
знайте, что есть и такие люди, которые быстро гневаются и медленно
отходят. Учтите, что самый лучший из этих тот, кто медленно гневается и
быстро отходит, а самый худший тот, кто быстро гневается и долго
отходит... Учтите! Гнев - это раскаленный уголек в сердце человеческом.
Разве вы не видите, как у него краснеют глаза и вздуваются вены? Кто
11
почувствует прилив гнева, пусть коснется земли...»
Пророк Мухаммад сравнивал людей, способных перебороть свой
гнев, с настоящими силачами. Так, в одном из хадисов говорится, что в
один из дней пророк спросил своих сподвижников: «Кого вы считаете
силачом?» Они ответили: «Того, кого нельзя побороть!» В ответ им пророк
Мухаммад сказал: «Нет, настоящий силач тот, кто может совладать с собой
в момент гнева».
7. Запрет на препирательство с иудеями и христианами.
Коран повелевает мусульманам не ввязываться с иудеями и
христианами в конфликты, которые могут вызвать вражду. В особенности
это правило касается теологических споров. В случае проведения
религиозной дискуссии диалог следует вести очень аккуратно и в духе
уважения иного мнения. Так, в Коране сказано: «И не препирайтесь с
обладателями Писания, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них,
которые несправедливы, и говорите: «Мы уверовали в то, что ниспослано
нам и ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся»
(Сура 29, аят 46).
Ислам велит поступать по справедливости вне зависимости от
вероисповедания. Пророк сказал: «Мольба угнетенного человека
принимается Аллахом, а если он порочен, то порочность – на его душе» (из
сборника имама Ахмада).
Он также сказал: «Перед мольбой угнетенного – даже если он
немусульманин – нет преграды. Оставь то, что вводит тебя в сомнения, и
обратись к тому, что не вводит тебя в сомнения» (приведен в сборнике
хадисов имама Ахмада).
Этими предписаниями ислам запретил своим последователям
нанесение какого бы то ни было вреда приверженцам других религий.
8. Снисходительность и мягкость.
Снисходительность, мягкость, кротость - это черты характера,
которые должен утверждать в себе правоверный мусульманин. Наличие
таких черт определяет общество как общество высокой морали.
Отсутствие таковых черт ведет к ужесточению сердец и вымиранию
понятия «человечность». Насколько снисходительным и кротким может
быть мусульманин, учит следующий рассказ из жизни пророка
Мухаммада. Итак, рассказывает Анас ибн Малик, один из тех людей, кто
знал пророка с детских лет: «Я шел вместе с Пророком. На нем был халат
из грубой неджранской материи с твердым воротником. Нас догнал какой-
то бедуин и, подбежав к Пророку сзади, резко дернул его за халат. Халат
Пророка порвался, ворот остался висеть на шее. Человек дернул так
сильно, что твердый ворот одежды оставил след на шее Пророка. После
12
чего бедуин сказал: “Эй, Мухаммад! Нагрузи моих верблюдов пшеницей.
Потому что имущество, которое у тебя, не твое и не твоего отца”.
Поступок бедуина был абсолютно недопустимым, он повел себя очень
грубо и неприлично. Пророк огорчился. Повернулся к бедуину и сказал:
“Сначала извинись за то, что причинил мне боль”. Бедуин ответил: “Нет, я
не буду просить прощения”. Посланник Аллаха хотел преподать бедуину
урок вежливости. Но человек был далек от этого. Не обращая внимания на
грубость бедуина, Посланник Аллаха повернулся к сподвижникам и
молвил: “Загрузите верблюдов этого человека ячменем и финиками”.
Человек обрадовался и ушел. А сподвижники застыли, изумленные
великолепием Посланника Аллаха».
Изменения в исламском мире
Из мусульманских источников известно, что пророк Мухаммад
неоднократно говорил своим сподвижникам о том, что лучшей из эпох
является его эпоха. Затем – последующая, т.е. эпоха сподвижников, потом
следующая – эпоха последователей. Затем, как говорится в хадисе, день
ото дня, вплоть до судного часа, по мере удаления от эпохи благоденствия,
ситуация будет ухудшаться.
На самом деле мусульмане начали ощущать это ухудшение уже в
следующуюпосле эры последователей эпоху. В эпоху благоденствия не
было нужды оформлять знания, полученные от пророка Мухаммада, в
отдельные отрасли наук. По мере смены исторических периодов
расширялась география мусульманского мира. Мусульмане стали жить бок
о бок с последователями иных традиций. Среди них стали появляться
люди, которые пренебрегли наказом остерегаться толковать вопросы веры
на свой лад. Усиленно развивалась наука, и заметно оживились философы-
материалисты.
Причины возникновения доктринальных школ
Сложившаяся ситуация сподвигла ученых ислама не только
уточнить, но и оформить вероучение и мироощущение в мусульманский
Символ Веры. В этом кроятся причины создания доктринальных мазхабов
или школ.
Два выдающихся мусульманских ученых своего времени Абу аль-
Хасан Али аль-Ашари и Абу Мансур аль-Матуриди совершили огромный
подвиг. Они оформили еще разрозненные к этому времени знания в
стройную систему. Тем самым они очистили систему мусульманского
мироощущения от всех ложных, привнесенных, не имеющих отношения к
исламу, воззрений и понятий.
13
Суть матуридизма
Суть или сущность матуридизма или матуридитской доктрины
можно вкратце сформулировать в следующих тезисах:
- поскольку разум человека не в состоянии осмыслить сущность того
или иного Божьего повеления, он должен принимать его на веру;
- человек не в состоянии полноценно постичь мудрость Творца,
повелевающего или запрещающего то или иное действие;
- человеческий разум не совершенен. В силу этого Божье
Откровение, Священный Коран, Пречистая Сунна, т. е. Святое Предание
посланника Мухаммада всегда находятся над человеческим разумом.
Суть ашаритской доктрины
Ашаритская доктрина или ашаризм является второй основной
ортодоксальной мировоззренческой школой ислама.
Специфика ашаритской доктрины заключается в следующем:
- божественное Откровение и его рациональное восприятие не
противоречат друг другу;
- принятие главных, основных постулатов веры необходимо
безоговорочно;
- доводы разума подчинены положениям веры.
Кроме того, считая возможным толкование Корана доводами разума,
аль-Ашари не придавал роли разума слишком большого значения в
познании коранической истины. По мнению ашаритов, уверовавшими в
Бога могут стать люди только после прихода к ним Божьего посланника.
Услышав Божьего посланника и узрев свет истины, люди становятся
ответственными за свои деяния и действия.
Необходимость следования мазхабу
В исламе вся мусульманская умма (община, сообщество) условно
делится на две категории: это ученые, проявляющие усердие в поисках
истины, и те, кто следует за учеными, выносящими богословские решения.
Наряду с основополагающими, неизменными, фундаментальными
постулатами и принципами в исламе существуют второстепенные вопросы
и положения. В отличие от фундаментальных, второстепенные вопросы и
положения могут толковаться по-разному. В зависимости от условий,
обстоятельств, социальных факторов развития общества, географического
положения мусульмане нуждались в упорядоченном своде знаний. Знания
по прошествии времени стали фиксироваться на бумаге.
Пророк Мухаммад, предвидя возникновение всевозможных
бытовых, повседневных ситуаций, иногда на один и тот же вопрос, в
14
зависимости от собеседника, обстоятельств и времени, отвечал всякий раз
по-разному. Впоследствии некоторые ученые, изучая деяния пророка
Мухаммада, стали обращаться не только к истории, но и к обстоятельствам
произнесения того или иного его высказывания.
«Мазхаб» - это мусульманская богословско-доктринальная школа:
всего их четыре. Кроме того, слово «мазхаб» имеет значение «метод»,
«путь», «основа». Как видно, смыслы этих слов в своей основе восходят
именно к значению доктрины. Известный ученый, профессор, специалист
по Среднему Востоку Гордон Ньюби раскрывает смысл термина
следующим образом: «Мазхаб (мн. ч. мазахиб) - учение, школа, доктрина,
толк, жизненная философия, способ прохождения мистического пути». К
ним относят мазхаб имама Абу Ханифы, имама аш-Шафии, имама Малика,
имама Ахмада».
Богословская школа «Великого Имама» или мазхаб имама Абу
Ханифы
Основоположник школы: Абу Ханифа ан-Нуъман ибн Сабит ибн
Зувата аль-Куфи (сокращенно имам Абу Ханифа). Годы жизни: 699 – 767.
Почетное имя: аль-Имам аль-Азам (Величайший имам).
Источники школы:
1. Священный Коран;
2. Пречистая Сунна (все хадисы тщательно анализируются,
систематизируются);
3. Высказывания, деяния, поступки сподвижников пророка;
4. Суждение по аналогии, сопоставление аналогий (кыяс);
5. Причины предпочтения (истихсан);
6. Единое мнение богословов (иджма);
7. Апелляция к местному обычному праву, не противоречащему
основополагающим источникам ислама.
География распространения школы: Ирак, Сирия, Египет,
Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, страны Центральной Азии,
Россия, Турция и т.д.
Богословская школа или мазхаб имама Малика
Основоположник школы: Абу Абдаллах Малик ибн Анас ибн Абу
Амир аль-Асбахи (сокращенно имам Малик). Годы жизни: 717 – 801.
Источники школы:
1. Священный Коран;
2. Пречистая Сунна;
3. Деяния жителей Медины после эпохи пророка;
4. Правовые предписания сподвижников пророка;