Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem-2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2782

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 9

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ПРАКТИКА

«Право, существование которого зависит от согласия его субъектов, право без законодательных органов для его созда­ния или изменения, при отсутствии эффективного механиз­ма его применения, сложное для определения и регулярно игнорируемое совсем не является правом. Обсудите»1.

Определение и обшие принципы

Международное право является результатом попыток чело­века внедрить в сферу межгосударственных отношений нор­мы права и уважение к порядку, существующему внутри государства. Однако период после окончания холодной войны не вселял надежду приверженцам международного права. Как в области признания и выдачи преступников, так и в отношении применения силы международное право игнорировалось, нарушалось или, что еще хуже, им зло­употребляли в политических интересах.

В основном — и традиционно — международное право определяется как совокупность норм, регулирующих отно­шения между государствами. Однако в связи с эволюцией понятий о социальной и межгосударственной ответствен­ности, вследствие влияния послевоенных факторов и собы­тий (например, возникновение новых государств и возрос­шая роль личности в государстве), потребовалось более ши-

1 Тема еженедельного сочинения, заданная профессором Морисом Мендельсоном слушателям программы по дипломатической службе Ок­сфордского университета.

182


Определение и общие принципы

рокое определение международного права, что нашло свое отражение в создании и развитии Организации Объединен­ных Наций. Ниже приводится определение Дж.Дж.Старка, содержащееся в его «Введении в международное право».

Международное право можно определить как совокуп­ность норм права, по большей части состоящую из при­нципов и норм поведения, соблюдение которых государ­ства считают для себя обязательным и которые, следова­тельно, обычно соблюдают в отношениях друг с другом. Совокупность норм права также включает:

  1. нормы права, относящиеся к функционированию
    международных институтов или организаций, их от­
    ношениям друг с другом, государствами и отдельны­
    ми гражданами; и

  2. определенные нормы права, касающиеся отдельных
    граждан и негосударственных субъектов права в той
    мере, в которой права и обязанности таких отдельных
    граждан или негосударственных субъектов права пред­
    ставляют интерес для международного сообщества.

Несмотря на то что международное право является предме­том множества споров и противоположных точек зрения, существуют некоторые области почти полного единодушия (например, пиратство в открытом море и дипломатические иммунитеты), наряду с которыми на другом конце спектра имеются области существенных разногласий. Поскольку су­ществуют сложившиеся нормы права, нельзя сказать, чго данный предмет — тема для обсуждения учеными юриста­ми, но, с другой стороны, можно аргументированно дока­зать, что «международное право», в некотором смысле, про­тиворечиво в терминах. Оно является своего рода парадок­сом, привлекающим как сторонников, так и скептиков: тех, кто с миссионерским пылом видит в нем путь к миру и справедливости во всем мире, и тех, кто считает, что без законодательных органов и международных санкций не мо­жет быть международного права. Оба взгляда до некоторой степени верны, и их значимость в дипломатических взаи-

183


Международное право и практика

моотношениях подтверждается тем, что положения между­народного права в действительности оказывают реальное влияние на правительства и представляют стандарты меж­дународного поведения, которое правительства признают идеальным, хотя им не всегда удается жить в соответствии с ними. Но, как и все благие намерения, международное право часто используется для злых начинаний, и политики всего мира не замедлят сослаться на его принципы, а при необходимости и исказить их, если это может послужить их целям, или отрицать их, если окажется, что они мешают. Следовательно, это предмет, с которым дипломаты должны быть знакомы, но обращаться с ним следует осторожно. Ис­точниками международного права являются: договоры, обы­чаи, общие нормы права, юридические прецеденты, доку­менты руководящих органов власти и др.

Следующие темы выбраны как представляющие интерес для дипломатов и в качестве основы для последующего изу­чения. Не хотелось бы создать впечатление, что вопросы международного права можно свести к простым обобщени­ям и терминологии, не являющейся юридической.

Договоры и их заключение Обшие принципы

Государства вступают в договорные отношения, когда они договариваются друг с другом или с группой других госу­дарств взять на себя определенные обязательства. Догово­ры неизменно принимают форму документов, хотя может утверждаться, что устная договоренность обладает той же юридической силой, что и письменный договор.

Договоры (используя общий термин) могут заключаться в различной форме, например, договоры между главами го­сударств, между государствами, между правительствами (в некоторой степени выбор формы договоров зависит от их важности и формальных требований, но часто — от же­лания или по обычаю). Такие договоры в равной степени

184


Договоры и их заключение

обязательны для государств-участников, даже если они сос­тавлены в форме соглашения между главами государств или правительствами.

Вилы договоров

Документы, регистрирующие международные соглашения, носят различные названия: соглашение, договоренность, конвенция, декларация, обмен нотами, генеральный акт, временное соглашение {modus vivendi), протокол (proce's-verbale), дипломатический протокол или статут. Все они об­ладают одинаковой юридической силой, но различаются по форме и формулировкам. Что же касается практики в США, то в отношении договоров требуется ратификация сенатом, а соглашения могут заключаться после получения согласия конгресса или по конституционному правомочию. В целом двусторонние документы составляются в форме договора, соглашения, обмена нотами или modus vivendi (в зависи­мости от их важности и формальных требований), а мно­госторонние документы облекаются в форму договоров или конвенций, за исключением случаев, когда они носят мас­штабный характер, тогда применяются такие термины, как генеральный акт или статут. Заключительный акт представ­ляет собой ряд соглашений или договоров, принятых в ре­зультате проведения конференции, причем каждый из них требует отдельного согласования.

Протокол о подписании, ныне редко используемый, об­ладает особым назначением: он может применяться в ка­честве «постскриптума» к договору. Договаривающиеся сто­роны считают его частью договора, но он составляется и подписывается как отдельный документ. Он менее офици­ален по сравнению с договором, к которому прилагается, и может содержать оговорки подписывающих сторон, пояс­нения пунктов договора или иные вспомогательные поло­жения. Через короткий промежуток времени в Протокол о подписании может быть внесен дополнительный пункт соглашения.

185


Международное право и практика

Протокол, который применяется часто, является между­народным соглашением, нередко представляющим собой до­полнение или поправку к договору. Обмен письмами может прилагаться к договору примерно с аналогичными целями, но он представляет собой гораздо менее официальную ре­гистрацию намерений, причем их подписание договарива­ющимися сторонами необязательно. Однако обмен нотами (или письмами) обычно производится независимо от дого­вора в качестве менее официального средства регистрации соглашения между государствами.

Процесс заключения договоров

(а) Аккредитация и полномочия

Процесс заключения договоров требует, чтобы лица, про­водящие переговоры от имени заинтересованных государств, могли подтвердить, что они уполномочены на ведение пе­реговоров, то есть они должны предъявить свои веритель­ные грамоты. Обычно верительные грамоты составляются в виде письма, подписанного лично министром иностран­ных дел или от его имени.

Если договор или иной международный документ дол­жен составляться и подписываться в ходе двусторонних пе­реговоров или многосторонней конференции, представи­тели (за исключением случаев, когда они являются главами правительств или министрами иностранных дел) должны быть наделены полномочиями. (Если договор заключается между главами государств, то полномочия должны подписы­ваться главой государства, если между правительствами — то министром иностранных дел.)

Ниже приводится стандартный образец полномочий, вы­дающийся делегату полномочной конференции.

Принимая во внимание, что для наилучшего рассмотре­ния и согласования определенных вопросов, которые могут возникнуть в ходе дискуссии между Правительством

[страна] и Правительствами некоторых других

держав и государств, представленных на предстоящей

186