Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem-2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2778

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международное право и практика

Ошибка в отношении факта или ситуации, которые заинте­ресованное государство считало существующими на мо,-мент заключения договора и которые составляли основу его согласия быть связанным договором (за исключени­ем случаев, когда данное государство своим поведением внесло вклад в возникновение ошибки или если обсто­ятельства могли дать повод государству предположить возможность ошибки).

Обман, когда государство вынудили заключить договор по­средством деятельности мошеннического характера дру­гого государства, участвовавшего в переговорах.

Коррупция представителя государства.

Принуждение представителя государства.

Принуждение государства угрозой применения или приме­нением силы.

Общее международное право: договоры, вступающие в про­тиворечие с императивной нормой общего международ­ного права. В данном контексте «императивная норма» означает норму, принятую и признанную международ­ным сообществом государств в целом в качестве нормы, ограничение которой не допускается и которую можно изменить только последующей нормой общего между­народного права аналогичного характера.

Невозможно привести общее правило в отношении случаев, когда добросовестно подписанный договор оказывается не­совместимым с условиями договора, заключенного ранее, — си­туация, которая может возникнуть между двусторонним и мно­госторонним соглашениями, возможно, по недосмотру архи­вариуса. Что касается положений Устава ООН, то статья 103 предусматривает, что в случае конфликта обязательства по Уставу ООН приоритетны по отношению ко всем прочим.

Прекращение действия международных договоров

Действие договора может быть юридически завершено по соглашению между заинтересованными сторонами; по ис­течении срока действия, указанного в договоре, или вслед­ствие применения сторонами предусмотренного в договоре

192


Политическое убежище и выдача преступников

положения о его расторжении. При отсутствии любого из данных положений он может быть (на практике, хотя по закону — сомнительно) отменен или денонсирован в од­ностороннем порядке, если заинтересованная сторона счи­тает, что политические последствия (при их наличии) тако­го действия будут менее тягостными и обременительными, чем соблюдение положений договора. Различные степени легитимности могут потребоваться для такого односторон­него действия в случаях:

  1. коренного изменения обстоятельств, существовавших на
    момент составления договора;

  2. прекращения существования другой стороны по дого­
    вору как государства (в случае двустороннего договора),
    при котором государство-правопреемник не наследует
    права или обязательства по данному договору;

  3. возникновения войны;

  4. денонсации многостороннего договора таким количест­
    вом сторон, которое приведет к его недействительности;

  5. существенного нарушения договора другой стороной по
    договору.

Политическое убежише и выдача преступников

Традиционная интерпретация международного права в отноше­нии лиц, которые просят политического убежища, перестала применяться в последние годы в основном потому, что поли­тически сложно установить новые отдельные нормы для лиц, обратившихся с просьбой об экономическом убежище. Тем не менее следует отметить, что существуют две категории поли­тического убежища: территориальное убежище (предоставляе­мое государством иностранцу, пребывающему на его террито­рии) и экстерриториальное или дипломатическое убежище (в по­мещениях дипломатической миссии или других помещениях, имеющих право на неприкосновенность). Случаи первого дос­таточно многочисленны, и группы «политических беженцев» можно обнаружить в большинстве государств, но поскольку они проживают в другой стране, то не представляют большой заботы для собственного правительства.

13 Зак 235 193


Международное право и практика

Иная ситуация возникает в случаях дипломатического убежища, когда политический правонарушитель может жить -под защитой и неприкосновенно в собственной стране сре­ди своих соратников-соотечественников, которых он пред­положительно пытается восстановить против собственного правительства.

По общему правилу государство имеет право предоста­вить убежище иностранцам, пребывающим на его терри­тории («территориальное убежище»), и бремя представле­ния доказательств обоснованности их выдачи лежит на го­сударстве, желающем их экстрадиции (выдачи). С другой стороны, если государство предоставило убежище в одной из своих миссий гражданину государства, в которой она расположена («экстерриториальное убежище»), то обосно­вывать это действие надлежит главе данной миссии или его правительству.

Особые положения, касающиеся inter alia экстрадиции, были внесены в отношении преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в Конвенцию ООН по предотвращению и наказанию за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая диплома­тических представителей, от 14 декабря 1973 года (Нью-Йоркская конвенция).

Дипломатическое убежише

Неприкосновенность помещений дипломатической миссии традиционно приводила к их рассмотрению в качестве места для убежища. Вопрос о существовании и юридической силе права на получение убежища от политического преследо­вания (как правило, не применимого в отношении обыч­ных уголовных дел) долгое время остается нерешенным, являясь лишь темой периодических ожесточенных споров. В Европе данная практика почти прекратилась. Сложив­шуюся ситуацию можно разрешить только путем перего­воров, потому что Венская конвенция о дипломатических сношениях, хотя и обеспечивает неприкосновенность по­мещений дипломатической миссии (и тем самым всех, на-

194


Политическое убежище и выдача преступников

ходящихся внутри), не содержит положений о выезде лю­бого лица, на которое не распространяется действие Кон­венции, с гарантией неприкосновенности и безопасности. В других регионах практика предоставления дипубежища продолжается, даже несмотря на то, что в рамках обычно­го международного права дипломатическое убежище не признано существующим. Практику Латинской Америки можно обобщить следующим образом на основе Конвен­ции по дипломатическому убежищу, принятой Десятой ме­жамериканской конференцией, которая проводилась в го­роде Каракас в 1954 году:

  1. Каждое государство имеет право предоставлять убежи­
    ще и самостоятельно определять характер правонару­
    шения и мотивы преследования лица, обратившегося
    с просьбой о предоставлении убежища.

  2. В контексте предоставления убежища дипломатическое
    представительство включает не только место нахождения
    постоянной дипломатической миссии и место жительства
    главы миссии, но и любые иные помещения, предостав­
    ляемые миссией лицам, обратившимся за убежищем,
    если их число превышает обычную вместимость зданий.

  3. Убежище может не предоставляться, за исключением слу­
    чаев крайней необходимости, и строго на срок, требую­
    щийся для выезда лица, обратившегося за убежищем, из
    страны с гарантиями правительства государства, на тер­
    ритории которого расположена миссия.

  4. Под случаями крайней необходимости понимаются, сре­
    ди прочих, случаи, когда гражданина разыскивают лица
    или толпа, над которыми власти утратили контроль, или
    сами власти и он подвергается опасности лишиться жиз­
    ни или свободы в связи с политическим преследовани­
    ем и не может без риска обеспечить свою безопасность
    каким-либо иным способом. Право на определение сте­
    пени срочности случая остается за государством, пред­
    оставляющим убежище.

  5. Незаконно предоставлять убежище лицам, которым на
    время подачи просьбы об убежище было предъявлено
    обвинение или которые находились под судом по об-

195


Международное право и практика

щим правонарушениям или были осуждены компетен­тным судом общей юрисдикции и не отбыли свой срок, а также дезертирам из наземных, морских и воздушных военных сил, за исключением случаев, когда действия, повлекшие за собой просьбу о предоставлении убежи­ща, носят явно политический характер.

  1. Непосредственно после предоставления убежища об этом
    факте должно быть извещено Министерство иностран­
    ных дел государства лица, получившего убежище, или
    местные административные органы власти, если действие
    произошло за пределами столицы.

  2. Правительство государства имеет право потребовать, что­
    бы данное лицо, получившее убежище, было выслано за
    пределы национальной территории в кратчайшие сро­
    ки; дипломатический же представитель страны, пред­
    оставившей дипломатическое убежище, в свою очередь,
    имеет право потребовать, чтобы данному лицу было доз­
    волено покинуть территорию данного государства. В обо­
    их случаях должны быть предоставлены гарантии без­
    опасности и неприкосновенности.

  3. Лица, которым предоставлены убежище и гарантии не­
    прикосновенности, не могут размещаться в какой-либо
    точке на или вблизи территории, с которой они попро­
    сили убежища.

  4. После получения убежища беженцам нельзя позволять
    совершать какие-либо действия, нарушающие общес­
    твенный порядок.

  5. Если вследствие разрыва дипломатических отношений
    дипломатический представитель, который предоставил
    убежище, вынужден покинуть страну пребывания, ему
    должно быть позволено покинуть ее с лицами, которым
    предоставлено убежище, или, если это невозможно, он
    может передать их дипломатической миссии третьего го­
    сударства.

  6. Тот факт, что правительство страны пребывания не при­
    знано государством, предоставляющим убежище, не пре­
    пятствует применению вышеизложенных общих принци­
    пов, и их применение также не означает признания.

196