ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 2773
Скачиваний: 21
Политическое убежище и выдача преступников
Выдача преступников (экстрадиция)
Экстрадицией является насильное выдворение лица из одного государства в другое для участия в судебном разбирательстве или отбывания тюремного заключения за инкриминированное ему преступление; запросы на выдачу преступников (экстрадицию) возникают, когда лицо, обвиняемое или осужденное за уголовное преступление, ищет убежище (или в данное время проживает) в другом государстве. Обычно инкриминируемое преступление было совершено на территории государства, подавшего запрос на экстрадицию, либо на борту корабля, плавающего под его флагом. Запросы на выдачу преступников подаются по дипломатическим каналам, и они в разумной степени прямолинейны в том, что касается конкретных принципов, заранее согласованных обоими государствами посредством Договора о выдаче преступников. Обычно в такого рода договорах содержатся следующие принципы, которые применяются даже при отсутствии договора, хотя практика может в значительной степени варьироваться в различных государствах:
-
Лицо, в отношении которого подается запрос о выдаче,
должно быть гражданином государства, направившего
запрос о его выдаче, или гражданином третьего госу
дарства. Для практики не характерна выдача государ
ством одного из своих граждан другому государству, хо
тя Великобритания и Соединенные Штаты Америки яв
ляются исключениями из общего правила. -
Инкриминируемое преступление, по которому запраши
вается выдача преступника, должно быть тяжким и обыч
но должно считаться преступлением в обоих заинтересо
ванных государствах, к тому же должны предоставляться
соответствующие доказательства причастности к нему
данного лица. Преступления, по которым обычно не
применяется экстрадиция, включают политические пре
ступления, военные преступления, например дезертирство,
(если они не подпадают под законодательство принима
ющего государства, например, под Закон о приглашен
ных военных силах), и религиозные преступления.
197
Международное право и практика
В Европейской конвенции по выдаче преступников, принятой Советом Европы, содержатся следующие более конкретные обстоятельства, при которых экстрадиция не применяется:
-
если преступление, в отношении которого подан запрос,
считается запрашиваемой стороной (то есть государст
вом) политическим преступлением или преступлением,
связанным с политическим преступлением; -
если запрашиваемая сторона имеет весомые основания
полагать, что запрос на выдачу преступника по обычно
му уголовному преступлению направлен с целью пре
следования или наказания лица в связи с его расовой
принадлежностью, национальностью или политически
ми взглядами.
В данной Конвенции убийство или покушение на убийство главы государства или члена его семьи не считается политическим преступлением.
В Европейской конвенции по борьбе с терроризмом, принятой Советом Европы в 1977 году, кроме всего прочего, предусматривается, что следующие преступления не относятся к политическим и, следовательно, не могут приводиться в качестве причины отказа в выдаче преступника:
-
преступление, подпадающее под действие Конвенции
по борьбе с незаконным захватом воздушных судов, под
писанной в Гааге 16 декабря 1970 года; -
преступление, подпадающее под действие Конвенции
по борьбе с незаконными действиями, направленными
против безопасности гражданской авиации, подписан
ной в Монреале 23 сентября 1971 года; -
тяжкое преступление с покушением на жизнь, физичес
кую неприкосновенность или свободу лица, пользую
щегося международной защитой, в том числе и дипло
матических представителей; -
преступление с похищением, захватом заложника или
серьезным незаконным задержанием;
198
Признание государств и правительств
-
преступление с применением бомбы, гранаты, ракеты,
автоматического оружия или бомбы в письме либо по
сылке, если таковое применение подвергло опасности
жизнь людей; -
попытка совершить любое из вышеперечисленных пре
ступлений или соучастие в качестве сообщника лица,
совершающего или пытающегося совершить такого рода
преступление.
Признание государств и правительств Государства
Вопрос о признании государства возникает, когда оно претерпевает фундаментальное изменение: оно может измениться территориально или совсем исчезнуть либо новое государство или государства могут возникнуть в результате прекращения существования, слияния, образования федерации, отделения или разделения. В отношении признания государств в международном праве существуют два направления: одно состоит в том, что признание создает государство, то есть означает появление нового государства, второе — что признание является всего лишь официальным признанием свершившегося факта. В практике многих стран признание нового государства является в основном политическим решением, но в целом принято считать, что государство должно занимать определенную территорию, иметь постоянное население, которое признает легитимность правительства, и суверенное правительство (которое способно вступать во взаимоотношения с другими государствами).
Правительства
Правительства также имеют свойство претерпевать радикальные и неконституционные изменения; признание нового правительства в таких обстоятельствах обычно осуществляется при условии, что оно обладает действенным кон-
199
Международное право и практика
тролем над значительной частью территории государства и пользуется поддержкой основной массы населения и что имеются основания считать этот контроль постоянным.
До недавнего времени в соответствующих случаях британское правительство делало официальное заявление о решении «признать» новое правительство сомнительной легитимности, но в настоящее время оно отказалось от данной практики, в основном по той причине, что «признание» может быть ошибочно принято за «одобрение». Его нынешнее отношение к вопросу о том, следует ли считать новый режим правительством, проистекает из характера его взаимоотношений с данным режимом и, в частности, из того, носят ли они обычный межправительственный характер. Тем не менее британское правительство принимает на себя обязательство в случае запроса удостоверить перед Международным или национальным судом признание либо непризнание конкретного правительства.
Признание де факто {de facto) позволяет правительствам выполнять обычные международные функции суверенного государства с взаимной ответственностью по международному праву, но обычно не позволяет им заключать и официально подписывать двусторонние договоры, устанавливать'официальные дипломатические отношения или выдавать консульские экзекватуры: данные акты считаются подразумевающими или требующими признания де юре (de jure). Признание де факто обычно принимается в качестве указания на то, что, если все будет идти хорошо, в должное время последует признание де юре. Признание де факто часто означает наличие элемента сомнения в постоянстве правительства, которое признано таким образом. В случае гражданской войны может возникнуть ситуация, когда значительная часть государства удерживается и управляется администрацией, отличной от правительства де юре. В таких редких ситуациях практика в разных странах различна, но возможно признание администрации повстанцев де факто на той части территории, которой они управляют.
200
Пределы суверенитета и юрисдикции государства
Пределы суверенитета
и юрисдикции государства
Суверенитет
Территориальный суверенитет государства распространяется на землю внутри государственных границ и воздушное пространство над ней, но не на верхние слои воздуха (космическое пространство). В случае морских держав суверенитет также распространяется, с определенными ограничениями, на внутренние и территориальные воды; и государство обладает мерой контроля над специальной морской зоной, исключительной экономической зоной и континентальным шельфом. Международный режим для определения законности на морях основывается на Женевской конвенции 1958 года и Конвенции 1982 года по морскому праву.
Ниже приводятся основные положения конвенций.
Прибрежные государства пользуются суверенностью над своими территориальными водами протяженностью до двенадцати морских миль, но иностранным судам позволяется мирный проход через данные воды с целью осуществления мирной навигации, а разрешение на полет подлежит согласованию с прибрежным государством.
Морские и воздушные суда всех стран имеют право на транзитный проход через проливы, используемые для международной навигации, если они передвигаются без задержек и без угрозы прибрежным государствам. Пограничные с проливами государства смогут применять общепризнанные международные правила и контроль за загрязнением окружающей среды, но не могут препятствовать или задерживать транзит.
Государства-архипелаги, состоящие из группы или групп тесно связанных островов и взаимно связанных вод, обладают суверенитетом в отношении морских территорий, ограниченных прямыми линиями, проведенными между крайними точками островов. Суда всех остальных государств пользуются правом прохода по морским путям, указанным государством-архипелагом.
201