Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem-2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2767

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конференции

право на процедурное предложение {procedural motion) (оно относится к методу проведения заседания и должно не­медленно выноситься на голосование председателем кон­ференции); право отвечать на высказывания другого высту­пающего.

Внесение предложений и принятие решений

На конференции решения обычно принимаются на основе письменных предложений, поданных на рассмотрение од­ним или несколькими участниками. Предложения рассмат­риваются как проекты резолюций. В ООН они принимают форму преамбулы и рабочей части; обычно они должны быть поданы на рассмотрение с объяснительным меморан­думом.

Поправки и субпоправки к проекту резолюции могут вно­ситься (и потом отзываться) еще до голосования. В первую очередь на голосование ставятся субпоправки, потом поправ­ки, изъятые из первоначального предложения (правило 92 Генеральной ассамблеи ООН), когда две поправки и более относятся к одному тексту, и затем проходит голосование по измененному тексту проекта резолюции. Поправки не могут противоречить содержанию документа: они могут до­бавлять, удалять или пересматривать ту или иную часть про­екта документа. Объяснение решения, то есть устное разъяс­нение участником его решения при голосовании, обычно разрешается, как и предложение о разделении, которое пред­усматривает раздельное голосование по различным частям резолюции в специально предусмотренных случаях.

Кворум при голосовании и требование большинства

Голосование обычно проводится на основе простого боль­шинства (то есть больше половины) голосов присутствую­щих и принимающих участие в голосовании; в некоторых случа­ях (зачастую при обсуждении важных вопросов), согласно правилам процедуры, требуются две трети (или более) голо­сов присутствующих и принимающих участие в голосовании,

212


Практика и процедура проведения конференций

или же решения принимаются простым большинством либо двумя третями всех присутствующих.

Обычно каждая страна имеет право одного голоса, одна­ко в таких организациях, как МОТ и МВФ (в соответствии с правилами их процедур), существует система голосования на основе величины финансового взноса или участия той или иной страны в уставном капитале организации.

Правила процедуры обычно определяют наличие двух различных кворумов:

  1. минимального количества членов или участников, присут­
    ствие которых необходимо для проведения голосования;

  2. минимального количества участников, требуемого для
    начала переговоров.

Голосование в Совете безопасности ООН происходит на основе двух категорий участников: постоянных и непосто­янных членов. Если в Генеральной ассамблее, где у каждой страны есть только один голос, по какому-то вопросу голо­са разделились поровну, голосование просто переносится на следующее заседание, которое должно состояться в после­дующие 48 часов, и отклоняется, если ситуация с голосова­нием повторится. Данная процедура не применяется к вы­борам должностных лиц.

Подсчет голосов происходит различными методами: под­нятием рук, списком, путем вставания или нажатия кноп­ки, тайным голосованием или голосованием по почте.

Определение предложений посредством консенсуса

Нет необходимости в проведении голосования по каждому отдельному предложению (например, о необходимости пре­рвать конференцию для обеда): председатель решает, что по данному поводу достигнут консенсус, так как все учас­тники проголодались, и, следовательно, вносит предложе­ние сделать перерыв. Это решение при консенсусе голосов без вынесения резолюции: оно основывается на предположе­нии председателя о том, что ему кажется само собой разу­меющимся и, следовательно, нет необходимости уделять вре-

213


Конференции

мя принятию резолюции; применяется преимущественно по отношению к процедурным решениям. Это также сред­ство, которым председатель может воспользоваться, если посчитает, что отсутствие резолюции является самым луч­шим политическим решением особо деликатной ситуации и может быть поддержано участниками.

Решение при консенсусе голосов с вынесением резолюции относится к тем же категориям решений, но немного офи-циальнее. Применяется при рассмотрении текущих и непро­тиворечивых вопросов или же вопросов, против которых возражает меньшинство участников, которые, однако, пред­почтут этого не делать при открытом голосовании. Термин «консенсус» также стал широко применяться в различных межправительственных организациях как обобщение тер­мина «единогласие»; подразумевает, что:

  1. все делегаты имеют возможность выражать свою точку
    зрения до окончательного утверждения, и

  2. хотя они могут полностью и не поддерживать проект
    резолюции, все делегаты рассматривают его как целесо­
    образный.

Подкомитеты и рабочие группы

Конференции могут делиться на подкомитеты и рабочие груп­пы, для того чтобы рассматривать различные аспекты вопро­сов, а затем обсуждать все отчеты на одном пленарном заседа­нии. Подкомитеты и рабочие группы также могут служить эффективным средством вынесения рекомендаций по специ­альным вопросам; а в случаях, если конференция собирается через значительные промежутки времени, — средством для проведения непрерывной работы в период между сессиями.

Выборы должностных лиц

Президент, вице-президент(ы) и в соответствующих слу­чаях специальный докладчик вступают в должность по­средством выборов (как и происходит на большинстве конференций) или по ротационному принципу (например,

214


Управление конференцией

смена председателей Совета безопасности). На ad hoc кон­ференциях представитель страны проведения конференции обычно выполняет обязанности временного председателя.

Заседание, протокол, порядок старшинства

На двусторонних конференциях обычно ведется простой дип­ломатический протокол. На многосторонних конференциях старшинство основывается на принципе алфавитного порядка названия стран (на английском или французском языке). На сессиях Генеральной ассамблеи ООН старшинство ме­няется от сессии к сессии в алфавитном порядке.

Управление конференцией Роль председательствующих лиц

Существует параллель между ролью председателя конфе­ренции и футбольного рефери. У каждого из них одна и та же ответственная задача наблюдения за применением на­выков и приемов профессиональными игроками, каждый из которых хочет получить больше преимуществ, и на оп­ределенный промежуток времени он должен гарантировать, что игра проходит по правилам и что окончательное реше­ние устраивает всех участников. У него есть книга с прав i-лами (правила процедуры), однако его полномочия, кото­рые теоретически считаются главенствующими, могут ока­заться бесполезными, если сам председатель, используя все свои навыки и дипломатичность, не сможет убедить учас­тников, что в их же интересах принимать и подчиняться его решениям. И председателю и рефери необходимы чув­ство справедливости, твердость, знание правил и умение чувствовать ситуацию; не говоря уже о невероятном спо­койствии, а временами и самообладании.

Функции председателя делятся на две категории: проце­дурные и основные.

215


Конференции

1. Процедурные функции

  1. открытие, закрытие и объявление перерыва конферен­
    ции;

  1. вызов представителей на трибуну;

  1. ограничение выступлений по времени, если это необхо­
    димо или если так требуют правила;

  2. вынесение решения по вопросам соблюдения правил
    и процедуры конференции;

  3. призыв участников воздерживаться от неуместных за­
    мечаний;

  1. обеспечение работы конференции в обычном режиме.

2. Основные функции

  1. выполнение специальных функций, которые присутству­
    ющие оставляют на усмотрение председателя (напри­
    мер, выбор страны или членов в новую комиссию);

  2. выполнение роли посредника, способствующего дости­
    жению цели конференции. Эта функция может прини­
    мать следующие формы:


  • выделение времени для неофициальных дискуссий;

  • содействие неофициальным обсуждениям, в которых
    председатель не принимает участия;

  • проведение дискуссий с различными представителя­
    ми с целью поиска путей выхода из тупиковой ситу­
    ации;

  • поддержка дискуссии с индивидуальными предста­
    вителями, если в ней председатель может найти удов­
    летворительную для всех основу для выхода из тупи­
    кового положения.

Усиление влияния на международные отношения организаций, имеющих в составе большое количество участников, выявило необходимость и возможность для председателя играть более активную роль, чем прежде. Делегаты собираются не столько ради того, чтобы прорекламировать себя или страну, которую они представляют, сколько для поиска решений, не все из которых удовлетворяют интересам той или иной страны, но предлагают наиболее приемлемый вариант для всей органи­зации в целом. Делегаты стараются применять позитивную

216