Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem-2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2763

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление конференцией

дипломатию, а председатель, зная об этих целях, имеет гораз­до больше возможностей передавать проекты резолюций на рассмотрение и, благодаря изобретению «электронного редак­тора», без всяких проволочек рассмотреть целый ряд исправ­ленных проектов, прежде чем будет выработана окончатель­ная версия, которая может и не быть единодушно поддержана всеми участниками, но против которой никто не будет готов возразить: речь идет о процессе нахождения консенсуса и в ко­нечном счете — единогласного решения.

Секретариат

Секретариат осуществляет административную поддержку кон­ференции, он не только помогает председателю и участникам, но также подготавливает и закрывает конференцию. Если сек­ретариат является постоянным, он выполняет административ­ные функции между сессиями, когда он может играть испол­нительную роль, действуя в соответствии с обычными или специальными директивами руководящего органа.

До начала конференции, когда уже определено место ее проведения, роль секретариата сводится к рассылке пригла­шений, подготовке протоколов, приемов, бронированию транспорта, обеспечению связи с местными властями и под­готовке конференц-зала вплоть до последнего микрофона, карандаша и кофейной чашки. Но кроме всего прочего сек­ретариат занимается подготовкой и распространением повес­тки (или проекта повестки) и иных сопутствующих докумен­тов, включая правила процедуры конференции.

Во время проведения конференции секретариат отвеча­ет за всевозможные административные вопросы, включая обеспечение переводчиками и ведение отчетов и протоко­лов заседаний в том количестве, какое определено предсе­дателем либо правилами процедуры. Значительное коли­чество документов должно находиться на руках участников на всех стадиях проведения конференции — особенно про­ектов резолюций и иных решений — и поэтому доступ­ность услуг машинисток требуется организовать на протя­жении всего рабочего дня. После окончания конференции, кроме простых обязанностей по уборке, у секретариата есть

217


Конференции

два важных задания: опубликование отчета (протоколов кон­ференции), который первоначально выпускается в виде про­екта (почти всегда при применении стенографического от­чета), чтобы участники могли исправить незначительные ошибки пунктуации, орфографии или грамматики (остав­ляя неизменной сущность выступлений), и исполнение раз­личных решений, принятых на конференции.

Во многих случаях глава секретариата выполняет опре­деленные функции, которые обозначены в правилах про­цедуры проведения конференции. В эти функции могут включаться предоставление периодических отчетов, сметы расходов и другие обязанности, относящиеся к сотрудни­кам секретариата.

Дипломатия конференции

Целью конференции является обсуждение проблем и по­иск приемлемых для всех участников решений, и этот про­цесс осуществляется по традиционным методам диплома­тии. Однако бурное развитие многосторонней дипломатии после создания ООН привело к увеличению числа между­народных организаций, конференций и комиссий, а также придало традиционной дипломатии дополнительный отте­нок: феномен группового голосования. Интерес какой-то группы обычно не попирает национальных интересов, од­нако там, где национальные интересы недостаточно креп­ки, доминирует интерес определенной группы, так как си­лу дает число и единство, а также и потому, что у многих государств с правом голоса не хватает специалистов для изу­чения всех необходимых вопросов. Система группового го­лосования может оказаться весьма полезной при предвари­тельной подготовке выборов должностных лиц и обмене информацией по вопросам, не вызывающим разногласий. Основными типами групп являются:

политические и культурные,

экономического развития,

региональные,

государств, связанных экономическими договорами.

218


Дипломатия конференции

В настоящее время к лидирующим группам можно отнести:

  • Африканскую группу;

  • Азиатскую группу;

  • Европейский союз;

  • Группу арабских стран;

  • Группу 77 (развивающиеся страны Африки, Азии и Ла­
    тинской Америки, на сегодняшний день их более ста);

  • Латиноамериканскую группу.

Существуют также специальные группы, которые органи­зуются для защиты общих интересов в том или ином воп­росе. Например, при проведении морских конференций чле­ны одной политической или региональной группы могут противостоять друг другу в группе континентального шель­фа, группе территориалистов (200-мильная зона прибреж­ных вод), группе рыболовных государств и в других специ­альных группах, объединяющихся по какому-то определен­ному вопросу.

Для всестороннего изучения практики и процедуры кон­ференций, управления и дипломатии конференций обра­щайтесь к книге «Дипломатия конференций» Джоана Кауф­мана (Leyden, Sijthoff).


Глава 11

ДИПЛОМАТ И СРЕДСТВА

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

«Мы начали XIX век с выбора: распространять или нет нашу нацию от побережья до побережья. Мы начали XX век с выбора: как увязать индустриальную революцию и наши ценности. На заре XXI века, сейчас, мы должны сделать выбор: как использовать возможности Эпохи Информации и Глобального Общества».

Эти слова Клинтона по случаю его торжественного вступ­ления в должность президента Соединенных Штатов на второй срок включают: историческое обозрение двух важ­нейших проблем, которые встали перед его страной в XIX и XX столетиях, и его мнение, что основным вызовом, ко­торый сделает его стране грядущее столетие, станет наступ­ление Эпохи Информации и Глобального Общества. И из этого высказывания президента можно сделать вывод: отно­шения между существующими членами мирового сообще­ства — независимыми суверенными государствами — по­требуют управления с постоянно нарастающим мастерством и пониманием, равно как и адаптации и осознания того, как побочные продукты эпохи информации, в особенности телевидение, могут быть использованы на службе дипло­матии.

Основой дипломатии на протяжении веков являлось личное общение посланников или послов. Но термин «диплома­тия» связан также с изучением документов, и, принимая во внимание историческую эволюцию различных средств ком­муникации, становится очевидным, что написанное слово, в особенности в прессе, оказывает значительное влияние на формулирование внешней политики и процессов дип-

220


Дипломат и средства массовой информации

ломатии. Между дипломатами и журналистами, или их кол­легами на радио, установились осторожные, но взаимовы­годные отношения. Сегодня, в эпоху спутниковых антенн и цифровой связи, влияние, которое оказывает аудиовизу­альный образ, требует внимания дипломатов.

Телевизионная революция, которая разразилась во всем мире с неожиданной скоростью и пока что с непредсказуе­мым эффектом, — это революция, которая воздействует на человеческое мышление. Нарастающая доступность теле­видения привела к глобальной осведомленности, побужда­ющей население мира к новому видению и новым идеям. Сотни миллионов, которые до сих пор в основном беспо­коились о выживании семьи и местного общества, теперь видят себя частью социального и политического единства с правом голоса во внутренней и внешней политике их стра­ны. Более того, влияние телевизионной революции на фор­мирование политики является и национальным, и интер­национальным.

Национальное телевидение может оказывать влияние на внешнюю политику правительства подбором и интенсивно­стью новостей. Внешняя политика каждой страны формиру­ется на основе трех элементов: рационального — того, что министр иностранных дел считает наилучшим для интере­сов страны по собственному мнению или по совету своих дипломатов; политического — того, что правительство пола­гает возможным и соответствующим; и эмоционального — того, чего ожидает общественность, а это в значительной степени основывается на том, что она видела по телевидению. До недавнего времени формирование внешней политики было первостепенным делом грамотной, политически созна­тельной элиты; теперь главное средство информации — теле­видение — являясь повсеместным и уже не элитным и не требующим особенной грамотности, обладает силой про­буждать эмоции и создавать некомпетентное мнение во всех слоях общества.

Интернациональное телевидение — прошло немногим более десяти лет с тех пор, как был запущен первый ТВ-спут­ник, и 6 лет с тех пор, как охват стал действительно интер-

221