Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3037

Скачиваний: 45

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

В   2000   г.   вся   дипломатическая   служба   Франции,   согласно   бюджетным   ассигнованиям, 
насчитывала   9475   сотрудника.   Из   них   в   центральном   аппарате   3806   человек,   на 
дипломатической и консульской службе — 4366 человек, в культурных заведениях — 1303 
человека. Это на 92 должности больше чем в 1999 г.: рост объясняется законченным в 
1998   г.   слиянием   Министерства   иностранных   дел   с   Министерством   по   делам 
сотрудничества.

Работники дипломатической службы Франции подразделяются на три категории А, В, С. 
Категория   «А»   включает   посланников,   советников   и   секретарей   Министерства 
иностранных дел, переводчиков. Категория «В» включает административных секретарей, 
работников шифрсвязи, ассистентов по социальным вопросам. Категория «С» включает 
технический состав — стенографисток, бухгалтерских работников, квалифицированных 
рабочих   и   т.д.   Сотрудники   всех   трех   категорий   могут   использоваться   на   работе   в 
центральном аппарате и за рубежом. Так, сотрудники категории «А» могут занимать в 
центральном   аппарате   должности   оперативных   работников   вплоть   до   директорских 
постов,   а   за   рубежом   должности   от   заместителя   консула   до   посла.   Что   касается 
сотрудников   категории   «В»,   то   они   могут   занимать   за   рубежом   должности   от   атташе 
консульского   отдела   до   консула.   Сотрудники   дипломатической   службы   на   уровне 
советников   и   секретарей   подразделяются   также   на   советников   и   секретарей   общего 
профиля и советников и секретарей для Востока, предназначенных для работы в странах 
Восточной Европы, Азии, в арабских странах и в Африке.

Набор на дипслужбу и замещение должностей секретарей и советников производится на 
основе   конкурсных   экзаменов   или   через   Школу   национальной   администрации.   Среди 
склонностей и качеств, которыми желательно обладать абитуриентам на дипломатическую 
службу в объявлении о конкурсе отмечаются такие как, любовь к путешествиям, желание 
испробовать   свои   способности   в   широком   спектре   человеческой   деятельности,   вкус   к 
контактам с людьми и к работе в единой команде. Обращается внимание на необходимость 
хорошей   общей   подготовки   в   области   публичного   права,   истории,   политических   или 
экономических наук, а также владения языками. При этом говорится, что «жизнь, которая 
вас   ждет,   потребует   от   вас   большой   широты   мысли   и   способности   адаптироваться   к 
различным условиям:  в  кризисных ситуациях  вам потребуется  хладнокровие  и умение 
оценивать ситуацию»*. Для поступающих на работу на Кэ д'Орсэ по внешнему конкурсу 
возраст ограничен. Так, для советников по Востоку — это 30 лет, для советников общего 
профиля — 35 лет, для секретарей по Востоку — 35 лет, для письменных переводчиков — 
40 лет. Определенным условиям должны отвечать и участники внутренних конкурсов на 
Кэ   д'Орсэ.   Например,   для   участия   в   конкурсе   на   замещение   должностей   секретарей 
Министерства иностранных дел общего профиля или по Востоку требуется стаж не менее 
четырех лет государственной службы, в том числе 3 лет в Министерстве иностранных дел. 
Требования   на   конкурсах   на   замещение   должностей   советников   и   секретарей   общего 
профиля и советников и секретарей для Востока различны. Так, конкурс на замещение 
должностей секретарей общего профиля предусматривает испытания по общей культуре, 
международным проблемам, начиная с19Н г., публичному праву, экономике, проблемам 
Европейского союза, публичным финансам, а также по двум языкам — английскому и 
второму   языку   по   выбору   из   немецкого,   арабского,   китайского,   испанского,   хинди, 
итальянского,   японского,   русского.   Конкурс   на   замещение   должностей   секретарей   по 
Востоку предусматривает испытания по общей культуре, международным отношениям, 
публичному   праву   или   экономике,   цивилизации   избранного   региона,   а   также   по 
английскому (для Восточной Европы возможна замена на немецкий) языку, и по второму 
языку по выбору из списка, включающего болгарский, греческий, польский, румынский, 
51


background image

русский, сербо-хорватский, чешский, турецкий, китайский, хинди, японский, вьетнамский, 
корейский, арабский, хауса, мальгашский, персидский и т.д. Кроме того, начиная с 1998 г. 
проводится также конкурс на замещение должностей атташе по информации и связи с 
целью привлечения на Кэ д'Орсэ специалистов по информатике высокого уровня. В 1999 
г., например, по этому конкурсу замещалось 5 должностей.

* Личный архив автора.

Кандидатов  на  конкурсные  экзамены   Министерства  иностранных дел  черпает  главным 
образом   среди   выпускников   Институтов   политических   наук   и   особенно   среди   лиц, 
окончивших Национальную школу восточных языков.

Национальная школа администрации (ЕНА) была создана после Второй мировой войны 
для подготовки руководящих кадров всего государственного аппарата Франции, включая и 
дипломатическую   службу.   В   Национальную   школу   администрации   принимаются   две 
категории   слушателей:   с   одной   стороны,   лица,   не   старше   26   лет   имеющие   дипломы 
высшего образования соответствующего профиля. С другой стороны — государственные 
служащие не старше 30 лет проработавшие не менее 5 лет на государственнрй службе. 
Вступительные экзамены проводятся отдельно для каждой из категорий, но в дальнейшем 
никакого   различия   в   процессе   учебы   и   при   назначении   на   работу   между   этими 
категориями   не   делается.   Срок   обучения   в   школе   —   2   года   4   месяца.   В   ходе   учебы 
слушатели проходят продолжительную стажировку в госучреждениях во Франции или за 
границей, а затем изучают теоретические дисциплины, иностранные языки, продолжают 
практику   в   различных   административных   учреждениях.   По   окончании   второго   курса 
составляется список слушателей в очередности, которая зависит от показателей в учебе. 
Вслед за этим происходит распределение слушателей на работу. При этом учитывается как 
желание   слушателей,   так   и   результаты   их   учебы.   Слушатели   этой   школы   считаются 
государственными   служащими   и   получают   высокую   стипендию.   В   случае,   если   это 
позволяет   им   занятое   по   итогам   учебы   место,   слушатели   могут   избрать   работу   в 
Министерстве иностранных дел, получив назначение на должность советника. Каких-либо 
конкурсных экзаменов им для этого не требуется. В среднем каждый год на Кэ д'Орсэ 
принимается по семь выпускников Школы национальной администрации.

Назначение   на   должности   посланников   производятся   руководством   министерства   в 
порядке продвижения по службе наиболее достойных дипломатических сотрудников.

Кадры   секретарей,   занимающихся   административными   вопросами,   МИД   Франции 
формирует за счет выпускников региональных институтов администрации.

Принятые на работу в министерство лица проходят стажировку с целью ознакомления с 
его деятельностью, взаимоотношениями с другими звеньями государственного аппарата, 
подготовки   для   работы   за   рубежом.   За   свою   карьеру   в   Министерстве   сотруднику 
предстоит  раз двенадцать  менять  характер  деятельности,  оставаясь  на каждом  посту в 
среднем   по   три   года.   На   загранработе   это   могут   быть   должности   2   или   1   секретаря, 
заместителя консула 2 и 1 класса, консула или генерального консула, 2 или 1 советника, 
посла.   В   50   странах,   отнесенных   к   «зоне   А»,   где   условия   жизни   особенно   тяжелы, 
назначения производятся с повышением в должности или на максимальную должность, на 
которую   может   претендовать   сотрудник.   В   80   странах   «зоны   В»,   где   условия   жизни 
тяжелые   или   существует   постоянная   напряженность,   сотрудники   назначаются   на 
максимальные   должности,   на   которые   они   могут   претендовать.   В   остальных   странах 

52


background image

сотрудники назначаются Либо на минимальные, либо на обычные должности, на которые 
они имеют право претендовать.

Всего   в   2000   г.   было   около   300   загранточек   —   посольств,   представительств   при 
международных организациях, консульских учреждений.

Принятые на работу сотрудники также как сотрудники, получившие повышения должны 
проработать  от  2 до 4 лет  в центральном аппарате до их выезда за  рубеж. Затем они 
проходят через одно или два назначения за границей, оставаясь на каждом посту три или 
четыре года. При этом предлагается чередование постов, которые считаются легкими и 
тяжелыми.   Сотрудники   по   Востоку   на   первые   два   поста   в   приоритетном   порядке 
назначаются  в  зону  их компетенции.  Составляя  план  своей  карьеры   сотрудники  могут 
высказывать свои предпочтения в отношении двух или трех специализаций по признаку 
географического   региона   (Ближний   Восток,   Азия   и   т.д.)   или   по   функциональному 
признаку (стратегические проблемы, многосторонняя дипломатия, экономика и т.д.).

Как показывает практика сотрудники Кэ д'Орсэ проводят примерно из своей карьеры на 
работе в центральном аппарате и 2/з за границей.

Во   французской   дипломатической   службе   действует   общепринятая   в   международной 
практике   система   дипломатических   рангов   с   той,   однако,   особенностью,   что   ранг 
чрезвычайного   и   полномочного   посла   присваивается   крайне   редко   дипломатам 
руководящим диппредставительствами в ключевых точках — Вашингтон, Москва, Лондон 
и т.д. Этот ранг, как правило, имеют не более десятка действующих дипломатов.

МИД   Франции   содействует   в   обеспечении   работой   супругов   сотрудников 
загранпредставительств.   В   случае,   если   это   не   удается   сделать,   сотруднику   на   10% 
увеличивается положенная в стране пребывания надбавка к основному окладу.

Предельный возраст нахождения на дипломатической работе, как и на государственной 
службе вообще — 65 лет.

Интерес   к   изучению   дипломатии   Франции   определяется   тем,   что   многое   из 
разработанного   ею   в   области   дипломатической   науки   и   искусства,   стало   источником 
универсальных   принципов   и   методов   дипломатической   деятельности.   Кроме   того, 
организация   французской   дипломатической   службы   стала   праобразом   для 
дипломатических   служб   целого   ряда   других   государств,   в   частности,   независимых 
государств, возникших после ликвидации французской колониальной империи. Наконец, 
французская   дипломатическая   служба,   продолжает   динамично   совершенствоваться, 
стремясь   найти   адекватные   решения   проблем   дипломатической   деятельности 
порождаемых глобализацией международных отношений.

Рекомендуемая литература

1. Камбон Ж. Дипломат. М., 1945.

2. Петров В.А., Владимиров Ю.В. Кэ д'Орсэ (Краткий очерк дипломатической службы 
Франции). М., 1966.
53


background image

3. Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1962.

4. Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961.

5. Baillou J. Pelletier P. Les Affaires Etrangeres. Paris, 1962.

6. Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. М.,

54


background image

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЕРМАНИИ

Германскую   дипломатическую   службу   причисляют   к   наиболее   эффективным, 
целеустремленным   и   успешно   функционирующим   внешнеполитическим   службам. 
Несмотря на свою относительную молодость — ей всего 130 лет, дипломатия Германии 
опирается   на   большой   и   разносторонний   опыт   работы   в   сложных   политических 
ситуациях, которыми изобилует германская история нового и новейшего времени. За эти 
13 десятилетий ей дважды пришлось решать проблему объединения страны, участвовать в 
подготовке двух мировых войн, а затем, после тяжелейших поражений, восстанавливать 
внешнеполитические позиции и влияние в мире.

Труднейшим испытанием для Германии было преодоление всеобщего отторжения, и даже 
ненависти   со   стороны   мирового   сообщества   после   краха   нацистского   режима   и 
переориентация   германской   политики   на   новые   для   нее   принципы   международного 
сотрудничества,   мирного   взаимодействия   с   соседями   и   включения   Германии   в 
создаваемую систему европейской безопасности.

Решение   этих   задач   сопровождалось   значительными   трудностями,   рецидивами 
конфронтационного   мышления   в   период   «холодной   войны»,   и   проявлениями 
определенного   политического   зазнайства   на   фоне   происходившего   наращивания 
экономической   мощи   и   влияния   Германии   в   Европе   и   успешного   для   нее   исхода 
многолетних усилий по объединению страны в 1990 году.

В   эпоху   разрядки   и   развивающейся   европейской   интеграции   германской   дипломатии 
пришлось   приспосабливаться   к   новым   для   нее   методам   коллективных   действий, 
партнерства   и   согласования   интересов   государств.   Эти   методы   пришли   на   смену 
безоглядной   устремленности   к   достижению   узко   национальных   целей,   использования 
грубого давления, шантажа и силовых действий, отличавших гитлеровский период и не 
чуждых эпохе Бисмарка.

Уроки   истории   не   прошли   бесследно   для   германской   политики,   для   самосознания 
общества. Они учитывались и при определении целей и задач немецкой дипломатии в 
послевоенный период. К концу  XX  в. ФРГ умело вписалась в процесс международной 
дипломатической   деятельности   и   заняла   заметное   место   в   сообществе   западно-
европейских государств.

Тем   не   менее,   очевидно,   что   политика   ФРГ   все   еще   находится   в   развитии   и   вполне 
возможно, что его направление не исчерпывается целями, намеченными единой политикой 
Европейского Союза. Будущее вполне может высветить новые грани германской политики 
и дипломатии. Опасения на этот счет все еще сохраняются в Европе, в том числе в рядах 
ближайших   союзников.   Активность   и   напористость   Германии   на   Балканах   в   период 
югославского кризиса лишь подкрепила эти опасения.

История создания дипломатической службы Германии

55