Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3153

Скачиваний: 48

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

которых занялись созданные для этого референтуры по культурным связям, протоколу и 
подготовке дипломатических кадров.

В   результате   пересмотра   «Оккупационного   статута»   15   марта   1951   г.   было   создано 
Министерство иностранных дел ФРГ, в которое была включена и Служба по внешним 
сношениям. Министром иностранных дел стал федеральный канцлер Конрад Аденауэр, а 
статс-секретарем — профессор Вальтер Хальштейн, занимавший этот пост до 1958 г. и 
оставшийся в истории как автор т.н. «доктрины Хальштейна». Она предусматривала, что 
правом единоличного представительства германских интересов обладает исключительно 
правительство   ФРГ.   Все   государства   призывались   не   поддерживать   дипломатические 
отношения с ГДР под угрозой разрыва отношений с боннской республикой и применения 
экономических   санкций.   «Доктрина   Хальштейна»   стала   одним   из   инструментов 
«холодной   войны».   Ее   реализация   существенно   осложнила   и   замедлила   процесс 
сближения двух германских государств, создание единого государства на действительно 
равноправной   основе,   поставило   немало   преград   на   пути   нормализации   обстановки   в 
Европе.

МИДу   ФРГ   было   возвращено   старое   наименование   —   Ведомство   иностранных   дел. 
Однако   в   русском   варианте   в   дипломатической   переписке   используется   классическое 
название — Министерство иностранных дел.

В состав МИД, помимо упомянутой Службы по внешним сношениям были включены т.н. 
Бюро по вопросам мира в Штутгарте, созданное в 1947 г. главами правительств западных 
земель для сбора и анализа документов по вопросам мирного урегулирования в Европе, а 
также   внешнеторговый   департамент   существовавшего   с   1947   г.   «Управления   по   делам 
объединенной экономической территории» во Франкфурте - на - Майне.

На первом этапе МИД ФРГ имел 330 сотрудников (из них 129 дипломатов) в Центре и 433 
сотрудника   в   зарубежных   представительствах   (147   дипломатов).   В   1951   г.   были 
установлены дипломатические отношения с 12 государствами (Бельгия, Бразилия, Дания, 
Греция, Италия, Канада, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Норвегия и Швеция). При 
правительствах трех западных держав были назначены поверенные в делах, возведенные в 
1953 г. в ранг послов. После вступления в силу в 1955 г. т.н. «Германского договора», 
передавшего ФРГ значительную часть суверенитета, представительства ФРГ в столицах 
трех   западных   держав   были   преобразованы   в   посольства.   В   том   же   году   министром 
иностранных дел ФРГ стал Хайнрих фон Брентано.

В   1955   г.   состоялся   визит   в   Москву   канцлера   ФРГ   Аденауэра,   в   ходе   которого   была 
достигнута договоренность об установлении дипломатических отношений между СССР и 
ФРГ и обмене посольствами. Первым советским послом в ФРГ стал В.А.Зорин.

Дипломатическая служба ГДР

Параллельно   происходило   становление   дипломатической   службы   в   ГДР.   Это   было 
сопряжено с немалыми трудностями, поскольку в результате осуществления «доктрины 
Хальштейна»,   активно   поддержанной   западными   державами,   ГДР   долгое   время   не 
удавалось   добиться   установления   дипломатических   отношений   с   иностранными 
государствами,   расположенными   за   пределами   социалистического   лагеря.   Лишь   после 
подписания Московского договора в августе 1970 г., Четырехстороннего соглашения по 
61


background image

Западному Берлину в сентябре 1971 г. и вступления двух германских государств в ООН в 
1973   г.   «доктрина   Хальштейна»   была   окончательно   сломлена,   и   оба   германских 
государства стали равноправными субъектами международных отношений.

К этому времени дипломатические службы обоих германских государств уже полностью 
сложились.   Дипломатические   службы   ФРГ   и   ГДР   отличались   высоким 
профессионализмом,   эффективностью,   организованностью,   настойчивостью   в   решении 
стоящих перед ними задач. На международной арене они конкурировали друг с другом, 
жестко   противоборствовали,   используя   весь   арсенал   своих   возможностей,   влияния   и 
опыта для достижения поставленных руководством государств целей.

Короткая история дипломатической службы ГДР завершилась драматически. Объединение 
Германии   в   1990   г.   сопровождалось   роспуском   всех   государственных   институтов 
Республики.   Подлинное   объединение,   соединение   потенциала   государственных,   в   том 
числе дипломатических, служб не состоялось. Идеологическая несовместимость оказалась 
сильнее   практической   и   профессиональной   целесообразности.   Правительство   ФРГ 
отторгло дипломатов ГДР несмотря на то, что большинство из них были высококлассными 
специалистами, многие получили образование в МГИМО, обрели солидный опыт работы 
за   рубежом,   в   том   числе   в   международных   организациях.   Тем   не   менее,   было 
категорически   запрещено   принимать   дипломатических   работников   ГДР   на   службу   в 
дипломатическое   ведомство   объединенной   Германии.   Лишь   единицы   из   младших 
дипломатов получили впоследствии работу в системе государственных органов ФРГ.

Место дипломатической службы в системе органов государственной власти ФРГ

Дипломатическая служба является составной частью государственной службы ФРГ. Это 
конституционная   система,   находящаяся   на   службе   государства   и   нации,   основные 
принципы которой — профессионализм, беспристрастность, конкурсный отбор, карьера. 
Ее   задачи   и   функции,   ее   деятельность   регулируются   Конституцией,   законом   о 
дипломатической службе 1990 г., законом об окладах государственных служащих 1996 г. и 
некоторыми другими нормативными актами.

Конституция   определяет,   что   внешние   сношения   с   иностранными   государствами 
относятся   к   исключительной   компетенции   Федерации   (ст.   32,   п.   1).   Она   обладает   и 
исключительной   законодательной   компетенцией   в   этой   области   (ст.   73,   п.   1).   МИД 
является   высшей   исполнительной   инстанцией,   обеспечивающей   проведение   в   жизнь 
внешней   политики   ФРГ   и   отвечающей   за   поддержание   отношений   с   иностранными 
государствами и международными организациями.

Характерно, что в Законе о дипломатической службе ее задачи определяются не только в 
обобщенной   форме,   но   вполне   конкретно,   с   перечислением   приоритетов   внешней 
политики ФРГ. К их числу закон относит:

— содействие поддержанию прочного мирного и справедливого порядка в Европе и между 
народами мира;

—   обеспечение   нерушимых   и   неотъемлемых   прав   человека   как   основы   любого 
человеческого сообщества;

62


background image

—   сохранение   естественных   основ   жизни   на   земле   и   защита   культурного   наследия 
человечества;

— уважение и дальнейшее развитие международного права;

— строительство объединенной Европы;

— обеспечение единства и свободы немецкого народа. Как видим, это вполне благородная 
программа действий.

Вопрос,   однако,   в   том,   в   какой   мере   практическая   политика   ФРГ   и   действия   ее 
дипломатической службы  соответствует программным установкам. Например, действия 
ФРГ   в   составе   сил   НАТО   в   Боснии   и   Косово   позволяют   усомниться   в   этом.   Закон 
достаточно   четко   определяет   и   конкретные   задачи   дипломатической   службы.   Ее 
непосредственные задачи:

— защита интересов ФРГ за рубежом;

—   поддержание   внешних   связей   в   разнообразных   областях   (в   законе   они   названы 
конкретно) и содействие их развитию;

— информирование правительства о положении дел и развитии событий за границей;

— распространение информации о ФРГ за границей;

— оказание помощи и содействия немцам за границей;

—   сотрудничество   в   формировании   отношений   в   международно-правовой   сфере   и   в 
развитии международного правопорядка;

—   координация   деятельности   государственных   и   других   публичных   органов   в   сфере 
внешних сношений в рамках политики правительства ФРГ.

В   законе   предусмотрена   также   обязанность   дипломатической   службы   оказывать 
содействие   конституционным   органам   Федерации   в   их   международных   контактах. 
Имеются в виду органы как исполнительной, так и законодательной и судебной властей.

В соответствии с конституцией ФРГ основные направления внешней политики страны 
(как   и   политики   в   других   вопросах)   определяются   федеральным   канцлером.   Он   — 
ключевая   фигура,   за   ним   —   принятие   окончательных   решений   по   принципиальным 
вопросам международной деятельности государства. Однако это никак не умаляет роли и 
задач Министерства иностранных дел.

В   пределах   основных   установок   внешней   политики   ФРГ   в   международных   делах 
федеральный министр ведет дела самостоятельно и под свою личную ответственность. 
Любые конкретные указания, от кого бы они ни исходили, могут передаваться аппарату 
Министерства   или   загранучреждениям   только   через   министра.   Никто   не   вправе 
предпринимать   какие-либо   шаги   в   области   внешней   политики   в   обход   министра 
иностранных дел, без согласования с ним.

На практике иногда все же возникают трения между Министерством иностранных дел и 
Ведомством федерального канцлера, в составе которого имеется управление по внешней 
63


background image

политике   и   политике   безопасности.   Оно   призвано   обеспечивать   внешнеполитическую 
деятельность   федерального   канцлера,   однако,   в   ряде   случаев   Ведомство   развивает 
собственную   активность   в   поддержании   международных   связей,   тем   более,   что   в 
последнее время личные контакты между руководителями государств стали важнейшим 
инструментом   решения   международных   проблем.   Поскольку   в   коалиционных 
правительствах   посты   федерального   канцлера   и   министра   иностранных   дел   обычно 
занимают   представители   разных   партий,   трения   между   Ведомством   канцлера   и   МИД 
имеют   чаще   всего   партийно-политическую   подоплеку,   а   не   отражают   расхождения   в 
вопросах внешней политики ФРГ, хотя и такие разногласия время от времени возникают.

Организация дипломатической службы

Дипломатическая   служба   ФРГ   состоит   из   Центрального   аппарата   —   Министерства 
иностранных дел и представительств за границей — посольств, генеральных консульств, 
консульств   и   представительств   при   международных   организациях.   Количество 
загранпредставительств  постоянно меняется в зависимости от потребностей, состояния 
отношений   и   положения   в   отдельных   регионах,   а   также   выделяемых   на   содержание 
дипломатической   службы   финансовых   средств.   Проектом   бюджета   на   2002   г. 
предусматривается выделение на внешнеполитическую деятельность 2104 млн евро, что 
составляет   0,85%   общих   расходов   федерального   бюджета   (247800   млн   евро).   Из   этой 
суммы   782   млн   выделяется   на   содержание   аппарата,   562   млн   —   на   осуществление 
культурной   политики   за   рубежом,   567   млн   —   взносы   на   содержание   международных 
организаций.

Ежегодно   при   составлении   бюджета   уточняется   штатное   расписание   Центрального 
аппарата   и   заграничной   службы,   устанавливается   количество   должностей   каждой 
категории. Контролирующие органы строго следят за соблюдением штатных предписаний.

В   системе   дипломатической   службы   ФРГ   в   середине   2001   г.   работали   примерно   9450 
человек.   Около   2700   человек   были   заняты   в   Центральном   аппарате   МИД,   около   6750 
человек   —   в   загранпредставительствах.   ФРГ   имеет   за   границей   142   посольства,   56 
генеральных   консульств   и   консульств,   двенадцать   постоянных   представительств   при 
международных организациях и два специальных представительства.

Поскольку дипломатическая служба является составной частью государственной службы 
ФРГ, на нее распространяется установленная сетка должностей и должностных окладов. В 
Германии   существуют   две   основные   группы   должностей   —   категория   «А»   (имеет   16 
разрядов или классов) и категория «В» (имеет 11 разрядов или классов). Для категории 
«А»   установлены   прогрессивные   ставки   окладов   в   зависимости   от   выслуги   лет.   Для 
категории «В» — фиксированные ставки окладов.

Структура государственной службы включает в себя так называемую «простую службу» 
(категории   А1—А5),   «среднюю   службу»   (категории   А5—А9),   «высокую   службу» 
(категории А9—А13), и «высшую службу» (категории А13—А16 и ВЗ, В6, В9, В11).

К непосредственно дипломатическим относятся должности «высшей службы». Однако в 
штатах МИД и его загранпредставительств работают сотрудники всех категорий, причем 
работники   категории   «высокой   службы»   фактически   также   выполняют   функции 
дипломатов,   а   за   границей   имеют   и   дипломатические   паспорта.   Они   соответствуют 

64


background image

примерно   младшим   дипломатам   российской   дипломатической   службы   —   референтам, 
атташе, третьим секретарям.

Из общего числа сотрудников МИД только 688 человек являются собственно дипломатами 
и проходят по категории «высшей службы». Это немногим больше 25% общего состава 
кадров дипломатического ведомства. В загранпредставительствах таких несколько больше 
— 900 человек, но при этом они составляют лишь около 14% работающих.

Переход сотрудников в порядке повышения по должности из одной категории в другую, 
например   из   «высокой»   в   «высшую»   не   предусматривается.   Дело   в   том,   что   для 
зачисления   в   «высшую»   категорию   необходимо   иметь   законченное   университетское 
образование,   пройти   трехлетнее   обучение   в   Дипломатической   школе   МИД   и   сдать 
квалификационный экзамен.

Сотрудники   «высокой»   категории   таким   требованиям,   как   правило,   не   отвечают.   Они 
обладают лишь общим или специальным высшим образованием, а служащие «средней» 
категории   —   законченным   средним   образованием.   Этим   и   объясняется   жесткая 
иерархическая структура дипломатической службы ФРГ.

В   современной   Германии   дипломатическая   служба   уже   не   является   привилегией 
избранных,   которой   в   прошлые   века   пользовались   главным   образом   представители 
аристократии,   хотя   и   сегодня   среди   дипломатов   можно   встретить   выходцев   из   старых 
аристократических семей. По мере демократизации общественной жизни и расширения 
международного   общения   профессия   дипломата   потеряла   свою   исключительность   и 
особую привлекательность. Но и сейчас вокруг этой профессии сохраняется атмосфера 
некой   таинственности,   избранности,   что   поддерживает   достаточно   большой   интерес   к 
поступлению на дипломатическую службу.

Положение дипломатов хорошо защищено германским законодательством. Предусмотрена 
широкая   система   разного   рода   надбавок   к   должностному   окладу   в   зависимости   от 
сложности   и   условий   работы   в   различных   регионах   мира,   в   результате   чего   зарплата 
дипломата может более чем вдвое превышать вознаграждение, получаемое чиновником, 
работающим в Центре. Установлены также компенсации для членов семей, учитывающие 
профессиональный   ущерб,   нанесенный   им   в   связи   с   необходимостью   прерывать   свою 
деловую   карьеру  при   выездах   с   главой   семьи   на   работу  за   границу.   Действуют   также 
различные социальные гарантии, достойное пенсионное обеспечение и т.д.

В   германской   дипломатической   службе   применяется   модель   передвижения   и   ротации, 
которая предусматривает большую мобильность и служебный рост сотрудников, если они, 
разумеется,   обеспечивают   необходимое   качество   работы.   После   окончания 
Дипломатической   школы   молодой   сотрудник   назначается   на   должность   А13   — 
«легационный   секретарь»,   что   соответствует   должности   второго   секретаря.   Он   может 
поработать   на   одной—двух   должностях   в   Центральном   аппарате   и   на   двух—трех 
должностях в представительствах за границей в различных регионах мира и на разных 
участках   работы,   причем   перемещения   осуществляются   без   заезда   в   Германию   и 
промежуточной работы в МИД ФРГ.

Поработав   на   младших   дипломатических   должностях   10—   12   лет,   дослужившись   до 
звания   старшего   советника,   сотрудник   обретает   реальную   возможность   получить 
назначение   на   должность   заместителя   заведующего   отделом   в   ЦА   МИД.   На   этой 
должности он может проработать неопределенное время и либо продвинуться еще на одну 
ступень в Министерстве, либо получить назначение генеральным консулом в среднем по 
65