ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3140
Скачиваний: 48
Становление дипломатической службы Германии неразрывно связано с формированием
единого германского государства в XIX в. Датой учреждения германского Министерства
иностранных дел считается первое января 1870 года.
Первым шагом к объединению Германии стало присоединение к Пруссии в 1864 г.
Шлезвиг-Гольштейна в результате войны с Данией, выиграть которую не представляло
труда. Готовясь к войне с Австрией, Берлину было важно продемонстрировать свою силу и
испытать возможности своей армии. Очередь Австрии наступила через два года, и уже в
1866 г. был сделан второй шаг к созданию рейха.
Победив Австрию, Пруссия доказала, что в пределах бывшей Священной Римской
империи именно она является сильнейшим государством Германской нации и
претендентом на главенство среди германских государств. Но первоначально был создан
лишь Северогерманский Союз, куда вошли немецкие государства и княжества,
расположенные к северу от реки Майн. На большее Пруссия не могла в тот момент
рассчитывать из-за риска спровоцировать немедленную войну с Францией, которая не
делала секрета из своего резко негативного отношения к возникновению на своей
восточной границе мощного германского государства. Берлин пока не был готов к этой
войне. Предстояло нарастить мощь своей армии и дождаться такой международной
ситуации, при которой на стороне Франции не выступили бы другие европейские
державы.
Такой момент наступил в 1870 г. — канцлеру Пруссии Бисмарку удалось спровоцировать
Францию на объявление войны Пруссии, что лишило ее международной поддержки.
Вспыхнувшая во Франции революция довершила дело. Наполеон III был повержен и
оказался даже в плену у немцев.
Под впечатлением прусских побед до тех пор самостоятельные немецкие государи и
князья в южных землях склонились перед троном прусского короля. В 1871 г. южно-
германские земли присоединились к Германскому Союзу, преобразованному в Германскую
империю. Прусский король был провозглашен германским кайзером. Как говорил сам
Бисмарк, объединение Германии было осуществлено «железом и кровью», методом, к
которому германские властители неоднократно прибегали в истории для достижения
своих военно-политических целей.
В состав рейха вошли королевства Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг, великие
герцогства Баден, Гессен-Дармштадт, Ольденбург, Мекленбург-Шверин, Мекленбург-
Штрелитц, Саксония-Веймар-Айзенах, еще 12 герцогств и княжеств, а также три
свободных ганзейских города — Любек, Гамбург и Бремен.
Сформировалось крупное государство в центре Европы с большой внутренней динамикой
и ярко выраженным стремлением к внешней экспансии, к расширению своего
«жизненного пространства», с откровенными претензиями на передел колоний. С самого
начала своего существования рейх как бы противопоставил себя «старым» колониальным
державам, прежде всего Великобритании и Франции, стремясь потеснить их в заморских
владениях, отвоевать себе «место под солнцем». Однако ни Британия, ни Франция, ни
другие государства не хотели уступать хотя бы часть своих владений этому молодому и
алчному международному хищнику.
Экспансионистские устремления германского рейха и противодействие ему со стороны
«старых» европейских метрополий предопределили весь ход международных отношений
конца XIX — начала XX в. с постоянно вспыхивавшими конфликтами, тайным и явным
56
противоборством, сколачиванием и развалом коалиций и, в конце концов, — Первой
мировой войной, завершившей этот бурный период политико-дипломатической борьбы.
Германская дипломатия была призвана обслуживать политику нового государства,
обеспечивать проведение в жизнь планов и программ внешней экспансии, создавать для
этого наиболее благоприятные условия, не допускать возникновения сплоченного фронта
сопротивления внешнеполитическим устремлениям Берлина, раскалывать и ссорить
потенциальных участников антигерманских коалиций и, в свою очередь, формировать
блок собственных союзников и партнеров. Это был период сложной политической игры,
грубых провокаций, жесткого давления, закулисных махинаций, династических интриг и
возрастающего влияния на государственную политику поднимавшихся капиталистических
картелей.
На ход мировых дел все большее воздействие оказывали не противоборство императоров,
королей и президентов, а борьба финансово-промышленных групп за мировые рынки.
Государственную политику все заметнее определяли интересы не потомственной
аристократии, а набиравших силу олигархов. И не случайно в этот период возник термин
«империализм», определивший характер взаимоотношений и противоборства
политических и экономических сил в национальных и международных масштабах. В
конце XX в. эти процессы получили новое развитие и обрели свое название —
«глобализм».
Министерство иностранных дел Северогерманского Союза было создано указом канцлера
Отто фон Бисмарка от 8 января 1870 г. Впрочем, министерством этот орган не назывался.
Он получил наименование Ведомство иностранных дел по аналогии с британским
ForeignOffice. Такое название должно было подчеркнуть, что речь идет о ведомстве,
подчиненном непосредственно канцлеру. В то время в германском рейхе все
соответствующие министерствам структуры именовались ведомствами — ведомство
внутренних дел, морское ведомство, ведомство юстиции и т.д. Название «министерство»
появилось лишь после 1919 г., когда была свергнута монархия и провозглашена
республика. Такое название сохранилось и в гитлеровском рейхе, даже с добавкой
«Имперское». В созданной в 1949 г. ФРГ возникло наименование «федеральное
министерство», хотя по традиции МИД ФРГ назывался Ведомством иностранных дел.
Предшественником этого ведомства было прусское Министерство иностранных дел,
созданное в 1808 г. в результате выделения соответствующего подразделения,
занимавшегося внешними делами, из т.н. Министерства Прусского Кабинета,
существовавшего с 1728 года.
Главой ведомства иностранных дел стал князь Отто фон Бисмарк, занимавший
одновременно посты имперского канцлера и премьер-министра Пруссии. Он
председательствовал также в Федеральном или Имперском Совете, состоявшем из
представителей объединившихся территорий. При этом каждое королевство и княжество
имело в Совете разное количество голосов в зависимости от размеров субъекта.
Максимальное количество голосов — 17, имела Пруссия.
Структура и организация работы Ведомства иностранных дел были унаследованы от
прусского МИДа. В составе ведомства было два департамента — один Политический, а
другой, — занимавшейся всеми неполитическими вопросами — внешнеторговыми,
консульскими и т.д. Первым департаментом руководил непосредственно статс-секретарь,
являвшийся заместителем главы ведомства, которым на протяжении 28 лет был Бисмарк.
57
Разделение на два департамента по существу жестко делило ведомство внешних сношений
на две службы — дипломатическую и консульскую. Перелив кадров из одной в другую
практически исключался. Дипломатическая служба была безусловной привилегией
аристократии. Как и в других европейских странах того времени, посланники и, тем более
послы, были выходцами из знатных дворянских семей. Иначе и не мыслилось, поскольку
они были личными представителями монарха при иностранном дворе, и направление в
таком качестве лица, лишенного дворянского статуса, воспринималось бы как
оскорбление. Впрочем, первым статс-секретарем, возглавлявшим политический
департамент в течение 17 лет (с 1864 по 1881 г.) был Максимилиан Филипсборн,
получивший дворянское звание лишь после своего назначения на этот пост. Помимо двух
департаментов в ведомстве имелась служба драгоманов, переводчиков восточных языков,
получавших еще и юридическое образование и обеспечивавших правовую сферу
деятельности германских миссий за границей.
В 1879 г. из Политического департамента был выделен так называемый Центральный
департамент, ведавший кадровыми и финансовыми вопросами, а в 1885 г. возникло еще
одно подразделение — Правовой департамент (ранее он существовал и в прусском МИДе).
В 1890 г. был создан департамент по делам колоний, преобразованный в 1907 г. в
самостоятельное имперское ведомство. Германия уделяла все большее внимание
колониальной экспансии и соответственно выстраивала систему государственных органов,
призванных обеспечивать работу на этом направлении. Наконец, в 1915 г. был учрежден
департамент информации, выросший из отдела прессы, который существовал еще при
Бисмарке и назывался в то время «литературным бюро».
Политический департамент разделялся на референтуры по регионам и проблемам,
возглавлявшиеся старшими советниками. Канцелярские нужды ведомства обеспечивало
центральное бюро, регистрировавшее входящую и исходящую корреспонденцию и
ведавшее архивом. Лишь в 1920 г. были созданы отдельные канцелярии в департаментах и
специальный Политический архив.
Как видим, Ведомство иностранных дел первоначально было весьма компактным
учреждением. Достаточно сказать, что в Политическом департаменте работали всего 4—6
советников и такое же количество вспомогательных сотрудников, референтов.
Ведомство размещалось в небольшом дворце по улице Вильгельмштрассе 76, в центре
Берлина, где с 1819 г. располагалось Министерство иностранных дел Пруссии. Это здание
оставалось резиденцией германского МИДа вплоть до 1945 г., когда оно было разрушено в
ходе штурма Берлина. Однако размеры здания не позволяли вместить всех даже
немногочисленных сотрудников ведомства, и отдельные его подразделения размещались
во множестве других зданий в Берлине.
К началу Первой мировой войны штаты Центрального аппарата Ведомства заметно
расширились. Там работали один статс-секретарь, один его заместитель, 4 директора
департамента, три их заместителя, 23—28 старших советников, 23 постоянных
вспомогательных сотрудников, 18 внештатных асессоров, т.е. всего 70—80
дипломатических сотрудников.
На рубеже веков вся германская дипломатическая служба (без драгоманов и консулов) в
Центре и за границей включала 350 дипломатических сотрудников. В 1874 г. Германия
имела всего 4 посольства (в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге и Вене), 14 миссий,
возглавлявшихся посланниками, 8 миссий во главе с поверенными в делах, 8 прусских
представительств в германских землях, 7 генеральных консульств с дипломатическим
58
статусом, 33 консульства и 4 вице-консульства. К 1914 г. миссии в Риме, Константинополе,
Мадриде, Вашингтоне и Токио были преобразованы в посольства. Заметно увеличилось
число миссий (до 23), генеральных консульств (до 33) и консульств (до 100). Германия
активно укрепляла свои связи с внешним миром.
Примечательно, что самым высокооплачиваемым дипломатом в кайзеровской Германии
считался посол в Санкт-Петербурге, оклад которого составлял 150000 золотых марок, по
тем временам весьма большая сумма. Его коллеги в Лондоне, Париже и Вене получали
лишь по 120000 марок, а статс-секретарь Ведомства в Берлине — всего 50000 марок.
Отмечают, однако, что оклады британских и французских дипломатов были вдвое выше.
За 130 лет своего существования дипломатическая служба Германии пережила немало
реформ и преобразований. Изменение политического режима, расширение сферы
деятельности дипломатов, активизация международных отношений, включение в сферу
международного регулирования все новых и новых проблем и областей сотрудничества
требовали постоянного изменения структуры, организации, кадрового состава службы,
приспособления к новым условиям и требованиям.
В 1918 г. после свержения монархии и провозглашения республики были произведены
серьезные преобразования в организации дипломатической службы Германии. Было
отменено деление на дипломатическую и консульскую службу и создана единая служба,
существующая до настоящего времени и подразделяющаяся на четыре категории —
«простую», «среднюю», «высокую» и «высшую». При этом собственно дипломаты
относятся к «высшей службе».
Возросло число департаментов. Помимо нескольких региональных, возникли
департаменты, занимающиеся вопросами культуры, экономики, протокола, служба
лингвистического обеспечения (переводчики). Были сформированы также отделы,
занимающиеся внутренними делами, вопросами Лиги Наций и других международных
организаций. В целях улучшения координации и руководства работой отдельных
подразделений были созданы «Бюро министра» и «Бюро статс-секретаря».
В этот период было также введено в практику проведение ежедневных совещаний
директоров департаментов под председательством статс-секретаря, на которых
обсуждались важнейшие политические и организационные вопросы, и определялась
линия поведения по возникавшим проблемам. Практика проведения таких совещаний
сохраняется до сих пор.
С февраля 1919 г. Ведомство иностранных дел стало именоваться Министерством
иностранных дел. В 1923 г. его возглавил видный германский политический деятель
Густав Штреземан. В то время МИД Германии значительно расширился. Германская
дипломатическая служба насчитывала 2031 сотрудника, из них 1330 работали в
Центральном аппарате и 701 — в 112 загранпредставительствах. Статс-секретарем МИД
был Карл фон Шуберт, занимавший этот пост с 1924 г. по 1930 г., а его преемником в
течение 6 лет — Берн-хард Вильгельм фон Бюлов.
С приходом к власти Гитлера начинается усиленное внедрение в аппарат МИД идеологии
и кадров нацистской партии. Неоднократные чистки привели к увольнению с
дипломатической службы более 120 чиновников высокого ранга, которые были сочтены
неблагонадежными. В аппаратах МИД и посольств появились сотрудники СС и т.н.
«Заграничной организации НСДАП». Представитель этой службы стал еще одним статс-
59
секретарем в МИД и возглавил специальный департамент — отделение соответствующей
службы нацистской партии.
В 1938 г. министром иностранных дел был назначен Иоахим фон Риббентроп,
высокопоставленный деятель НСДАП, ярый нацист по убеждениям, активный проводник
агрессивной внешней политики гитлеровского рейха. При нем МИД превратился в
инструмент целенаправленной подготовки Второй мировой войны, политического
обеспечения актов агрессии в отношении соседних государств. После поражения
Германии Риббентроп по заслугам оказался на скамье подсудимых в Нюрнберге и был
приговорен Международным трибуналом к смертной казни, наряду с другими главными
военными преступниками.
При Риббентропе произошло дальнейшее расширение дипломатической службы до 2665
сотрудников, главным образом за счет расширения служб, являвшихся проводниками
нацистской политики и идеологии. Были созданы специальные подразделения и
структуры, нацеленные на проведение пропагандистской и дезинформационной работы.
МИД превратился не только в проводника внешней политики гитлеровского рейха, но и в
инструмент идеологической работы в стране и за рубежом, направленной на
популяризацию и распространение теории и практики германского фашизма.
Разгром рейха привел к разрушению всей государственной машины Германии и ее
институтов, как это и было предусмотрено решениями Потсдамской конференции.
Перестало существовать и Министерство иностранных дел. Вся полнота власти на
оккупированной территории осуществлялась контрольными органами четырех держав.
Дипломатическая служба ФРГ
Восстановление дипломатической службы в Германии началось после образования в 1949
г. двух германских государств — ФРГ и ГДР. Происходило это постепенно. На первом
этапе оккупационные власти сохранили за собой всю сферу внешних сношений двух
германских государств. Для западных зон оккупации это было дополнительно
зафиксировано т.н. Оккупационным статутом, принятым в 1949 году.
В Ведомстве федерального канцлера ФРГ была создана группа по связям с союзнической
Верховной Контрольной Комиссией. Реально связи поддерживались с Верховными
Комиссарами трех западных держав. Однако уже 22 ноября 1949 г. т.н. Петерсбергским
соглашением три западные державы предоставили правительству ФРГ право
поддерживать с иностранными государствами консульские и торговые отношения. Еще
накануне, 1 ноября 1949 г. было открыто представительство ФРГ при штаб-квартире
Организации экономического сотрудничества и развития в Париже.
В конце 1949 г. в Ведомстве федерального канцлера было создано «Организационное
бюро» по делам консульско-эко-номических представительств за границей. В течение 1950
г. были открыты Генеральные консульства ФРГ в Лондоне, Нью-Йорке и Париже, а затем в
Стамбуле, Амстердаме, Брюсселе, Риме и Афинах.
В том же году на базе Группы по связям и Оргбюро в Ведомстве федерального канцлера
был образован специальный орган — Служба по внешним сношениям, которая в
дополнение к прежним функциям своих предшественниц получила новые, исполнением
60