ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3157
Скачиваний: 48
величине представительстве, либо даже послом в небольшой стране. После этого обычно
следует перевод на аналогичную должность в более крупную страну. И все это без
промежуточной работы в ЦА МИД.
После возвращения на родину сотрудник назначается обычно на должность зав. отделом в
МИД ФРГ, а в дальнейшем может отправиться послом в среднюю по величине страну,
либо посланником или генеральным консулом в крупную страну. Для большинства
сотрудников этим и завершается их дипломатическая карьера.
Наиболее перспективные дипломаты назначаются на должность зам. директора, а затем —
директора департамента с перспективой назначения послом в крупную страну. Лишь
единицы становятся статс-секретарями.
Существующая в МИД ФРГ система ротации дипломатов обеспечивает их
профессиональное формирование как «гене-ралистов», универсалов, т.е. специалистов
широкого профиля, способных гибко приспосабливаться к выполнению заданий разного
характера и в разных регионах. Германский дипломат может, например, поработать пресс-
атташе в посольстве в Анкаре, советником по экономическим вопросам в Токио,
генеральным консулом в Новосибирске, атташе по культуре в Париже. Узкая
специализация не поощряется. Хотя и здесь нет правил без исключения.
Для работы по наиболее важным, специальным направлениям внешней политики в
соответствующем подразделении складывается ядро специалистов, которые могут
длительное время заниматься одной проблемой, например, разоружением, СБСЕ, ООН,
либо повторно выезжать в командировки в одну и ту же страну. В МИД ФРГ есть, а
частности, специалисты, которые целенаправленно специализировались для работы в
СССР, а затем — в России.
В настоящее время в МИД ФРГ развернулась дискуссия вокруг вопроса о том, не следует
ли усилить страноведческую и проблемную специализацию немецких дипломатов.
Причина в том, что «генералисты» далеко не всегда оказываются в состоянии справиться с
задачами, возникающими на наиболее острых направлениях, где требуются глубокие
системные знания не только нынешнего состояния дел в каком-либо вопросе, но и истории
его развития.
Исходя из действующей модели ротации, знание языков всех тех стран, в которых
приходится работать немецким дипломатам, считается желательным, но не обязательным.
Они могут пользоваться услугами переводчиков, хотя, конечно, незнание языка страны
пребывания является серьезным недостатком и ощутимой помехой в работе дипломата,
осложняющей его общение и получение необходимой информации.
Обязательным для поступления на дипломатическую службу ФРГ считается знание двух
иностранных языков — английского и французского. За это даже не выплачивается
надбавка к зарплате. А вот за знание дополнительных языков надбавка выплачивается, но
не более 600 марок за пять языков. Проверочные экзамены сдаются один раз в четыре
года.
Структура Министерства иностранных дел ФРГ
66
В настоящее время организационная схема МИД ФРГ выглядит следующим образом:
Министерство возглавляет министр. Смена министров и приход к руководству
представителей разных партий обычно не ведет к кадровым перетряскам.
Профессиональный состав остается неизменным, причем в аппарате МИД работают
представители разных политических партий. Принадлежность к партии считается их
личным делом и не является основанием для каких-либо санкций, при условии, что
сотрудники не используют свой пост для работы в пользу той или иной партии и не
занимаются партийной деятельностью в рабочее время. Принцип внепартийности
государственной службы в дипломатическом ведомстве соблюдается довольно строго.
При министре имеется т.н. «руководящий штаб», включающий 5 отделов: бюро министра,
отдел, ведающий вопросами парламента и кабинета министров, отдел по работе с
общественностью, отдел печати и отдел связи. Кроме того, министру непосредственно
подчинен штаб планирования, главная задача которого — разработка концептуальных
вопросов внешней политики, а также Центр реагирования на кризисные ситуации.
В качестве заместителей министра действуют два статс-секретаря, являющиеся
профессиональными дипломатами, чиновниками, высшей категории ВЦ. Распределение
обязанностей между ними периодически меняется. Как правило, один из статс-секретарей
курирует все административные службы министерства, весь комплекс отношений с
европейскими и североамериканскими государствами, включая деятельность
региональных международных организаций, вопросы европейской интеграции,
разоружения и контроля над вооружениями. Обычно этот статс-секретарь является как бы
первым заместителем министра.
Второй статс-секретарь ведает глобальными проблемами международных отношений,
включая деятельность ООН, вопросами отношений в сфере экономики, культуры,
международно-правовыми проблемами, отношениями с государствами, расположенными
за пределами Европы и Северной Америки, а также протокольной службой.
Кроме того, в составе министерства имеются два государственных министра. Это
политические деятели, а не профессиональные дипломаты. Они входят в состав
правительства и меняются со сменой кабинета. Государственные министры представляют
министра в контактах с парламентом, на заседаниях кабинета в случае его отсутствия, в
межминистерских контактах, в сфере внешних сношений и на внутренних общественно-
политических мероприятиях, когда министр в силу занятости не может в них участвовать.
В составе Министерства имеются 10 департаментов и отдельная протокольная служба,
которые подразделяются на отделы. Директора департаментов по существу осуществляют
те же функции, что и заместители министра в МИД России.
Первый т.н. Центральный департамент, имеет в своем составе 22 отдела. Его функции
охватывают:
— осуществление кадровой политики;
— подготовку и переподготовку кадров;
— формирование кадров ЦА и загранпредставительств;
— организацию внутренней работы Министерства (секретариаты, канцелярии);
67
— финансово-бюджетные вопросы и административно-хозяйственную службу;
— работу политического архива, библиотеки, центра документации, переводческой
службы;
— организацию дипломатической связи, шифровальной и дипкурьерской служб;
— обеспечение безопасности;
— организацию медицинского обслуживания и некоторые другие вопросы.
На правах отдельного подразделения Министерства действует служба инспекторов МИД,
контролирующая организацию работы в загранучреждениях. Она состоит из 4 отделов. В
последние годы функции этой службы заметно расширились.
Второй департамент — Политический. Его директор является Политическим директором
Министерства, третьим по значению профессиональным дипломатом в МИД после статс-
секретарей. В составе департамента И отделов, а также группа по общей внешней и
оборонной политике ЕС, специальные уполномоченные по вопросам укрепления
стабильности в Юго-Восточной Европе, по делам России, Кавказа и Центральной Азии,
два посла по особым поручениям.
Департамент ведает вопросами отношений с США и Канадой, общими вопросами
оборонной политики и политики безопасности, всей проблематикой НАТО, включая евро-
атлантическое партнерство, Совет Россия—НАТО, военно-политические вопросы ЕС и
соответствующие вопросы в отношениях с государствами ЕС, проблематикой ОБСЕ,
Совета Европы, отношениями с Россией и государствами СНГ, с государствами Восточной
Европы, Балтии и др.
Департамент 2 «А», аппарат уполномоченного правительства ФРГ по вопросам
разоружения и контроля над вооружениями, ведает в полном объеме всей проблематикой
разоружения, включая проведение переговоров, разработку новых и осуществление
действующих соглашений. Департамент состоит из 4 отделов.
Департамент «Е» — Европейский департамент. Состоит из 12 отделов. Ведает всей
проблематикой западно-европейской интеграции и деятельностью Европейского Союза,
включая отношения ЕС с третьими странами, кроме военно-политических вопросов, а
также отношениями со странами — членами ЕС. В составе департамента действуют два
специальных уполномоченных — по вопросам расширения ЕС и по координации
европейской политики.
Департамент глобальных международных вопросов, ООН, прав человека и гуманитарной
помощи. Состоит из 9 отделов и аппарата уполномоченного по вопросам борьбы с
международным терроризмом. Ведает всеми вопросами деятельности ООН и организаций
системы ООН, а также вопросами оказания гуманитарной помощи, проблематикой прав
человека, борьбы с международной преступностью и международным терроризмом.
Третий департамент — Политический. Состоит из 12 отделов и ведает всеми вопросами
отношений со странами Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего
Востока. При департаменте работают специальные уполномоченные по вопросам
политики ФРГ в отношении указанных регионов.
68
Четвертый департамент — Экономический. Состоит из 12 отделов и трех специальных
уполномоченных. Занимается проблематикой внешнеэкономических связей ФРГ с
зарубежными странами, международного экономического сотрудничества, деятельностью
международных экономических организаций, вопросами научно-технического
сотрудничества, мирного использования ядерной энергии, контроля над экспортом
оружия, сотрудничеством в области охраны окружающей среды и др. смежными
проблемами.
Пятый департамент — Правовой. Состоит из 12 отделов. Ведает всем комплексом
правовых, международно-правовых, договорных, консульских, в том числе визовых,
вопросов, правовыми аспектами положения иностранцев и вопросами предоставления им
убежища.
Шестой департамент — Культурное сотрудничество. Состоит из 10 отделов и ведает
вопросами отношений с зарубежными странами в области культуры, многосторонними
отношениями в этой сфере, деятельностью институтов Гёте и других немецких
организаций, занимающихся продвижением немецкой культуры и информации о ФРГ за
границей. Предметом деятельности департамента является сотрудничество в области
науки и образования, включая научные обмены, международные молодежные и
спортивные контакты.
Протокольная служба. Действует на правах департамента, хотя формально таковым не
является. Выполняет функции государственного протокола, обслуживает не только МИД,
но и Ведомства федерального президента и федерального канцлера. Организует и
осуществляет работу с дипломатическим корпусом в Берлине, обеспечивает протокольную
сторону международных конференций и встреч на высшем уровне, проводимых в ФРГ.
Состоит из пяти отделов.
В рамках МИД ФРГ действуют также Координаторы сотрудничества с США и Францией.
Как правило, это не дипломаты, а политические и общественные деятели.
Имеется также Уполномоченный по правам человека и гуманитарной помощи.
В Министерстве существует Совет по персоналу, избираемый сотрудниками на срок 4 года
в составе 20—25 человек. Часть из них освобождается от основной работы. Совет
контролирует соблюдение установленных принципов кадровой политики и визирует все
решения кадровой службы по назначениям и перемещениям вплоть до должностей
категории А15 включительно (ст. советники, заместители зав. отделами, послы и
генеральные консулы в небольших странах). Остальные назначения осуществляются
руководством МИД самостоятельно.
В середине 1998 г. объявлено о проведении широкой структурной реформы
дипломатической службы ФРГ. Цель реформы: повышение эффективности работы
центрального аппарата за счет более рационального распределения обязанностей между
подразделениями министерства, сокращения числа сотрудников, внедрения современных
методов организации труда и современной оргтехники. Реформирование затронуло,
прежде всего, оба политических, а также экономический и культурный департаменты.
Одновременно проводится сокращение заграничной службы. К настоящему времени
закрыты 20 представительств ФРГ за границей. Реформирование дипломатической
службы ФРГ продолжается.
69
Приемы и методы германской дипломатии
Было бы преувеличением считать, что особенности дипломатических приемов и методов
имеют чисто национальное происхождение и обоснование. Конечно, история страны и
специфика ее развития накладывают свой отпечаток на методы дипломатической
деятельности. Однако будет правильнее говорить лишь о национальной окраске
дипломатии того или иного государства, когда определенные приемы и методы
дипломатической технологии, несомненно, известные в других странах, но не
реализованные их дипломатией, выступают на передний план в политике другого
государства.
Решающее значение для определения дипломатической стратегии и тактики имеет
геополитическое, экономическое и военное положение страны, расстановка сил на
международной арене, характер режима, существующего в стране, культурно-
политические традиции, уровень нравственного самосознания общества и множество
других факторов долгосрочного или моментального воздействия, включая личные
качества руководящих лиц государства.
Новая и новейшая история Германии дает хорошую возможность для изучения приемов и
методов дипломатии вообще и германской дипломатии в частности. Они вырабатывались
на чрезвычайно богатом событиями историческом фоне, полном драматических
поворотов, трагических коллизий, блистательных взлетов и катастрофических падений
государств и режимов, политических доктрин, идеологий и государственных деятелей.
В 30—40-е годы академик Е.В.Тарле глубоко исследовал приемы и методы дипломатии
нового и новейшего времени, ярко и рельефно описал их в одном из разделов
капитального труда группы видных историков — первом издании «Истории дипломатии».
Многие из его оценок и выводов сохранят свою силу и сегодня.
Политика и дипломатия Германии во второй половине XIX в. во многом складывались под
воздействием князя Отто фон Бисмарка, занимавшего в течение 28 лет пост канцлера
Пруссии, а затем и Германской империи. Как политик и дипломат он обладал
выдающимися качествами, поставившими его в ряд самых влиятельных государственных
деятелей века, наряду с Талейраном, Меттернихом и Горчаковым. Его отличали огромная
сила воли, последовательность и непреклонность в достижении поставленной цели,
жесткость и неразборчивость в средствах, глубокая проницательность и личная честность,
которые позволяли ему переигрывать своих соперников на международной арене.
Бисмарк однажды сказал, что разница между дипломатом искусным и бездарным
заключается в том, что первый успевает вовремя ухватиться за край одежды пролетающей
мимо фортуны, а бездарный непременно прозевает и упустит этот момент. Сам Бисмарк
никогда не терялся в подобных ситуациях и не останавливался перед самыми
рискованными действиями, если впереди ему виделся успех. Впрочем, современники
говорили, что в наиболее сложные моменты своей карьеры, он на всякий случай держал в
кармане яд, чтобы не подвергать себя позору гонений в случае провала своих планов. Так
было в начале войны с Австрией. Но яд ему не понадобился.
70