ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3124
Скачиваний: 48
собой «потолок» их дипломатической карьеры. Присвоение им 5-го ранга (также
соответствующего должности 1-го секретаря, но по политическим вопросам)
производится только на основании специального заключения персональной комиссии
Форин офиса о пригодности данного лица к выполнению работы политического и
руководящего характера. Сотрудникам, проходящим по разряду «А», 5-й ранг
присваивается непосредственно после 7-го без каких-либо предварительных условий.
При нормальном прохождении службы дипломаты разряда «А» получают 5-й ранг в
среднем в возрасте 29—30 лет, а раз» ряда «Е» — в возрасте 36—40 лет.
На уровне 5-го ранга происходит объединение обоих разрядов службы. Решение об
объединении персонала, начиная о уровня 5-го ранга, было принято в конце 60-х годов. До
этого перевод дипломатов из исполнительского в управленческий разряд был чрезвычайно
редок. Правительственный комитет по реформе Гражданской службы (комитет Фултона),
рекомендовавший вообще упразднить разряды на дипломатической службе, исходил
прежде всего из того, что торгово-экономический и информационный участки
деятельности британских дипломатических учреждений, на которых были заняты
дипломаты-«исполнители», не уступали по своему значению для английских
внешнеполитических интересов работе в сфере политического анализа, а в отдельных
случаях (например, в Посольстве в Токио) даже опережали последнюю. В этом свете
дискриминация дипломатов-«исполнителей» при присвоении им высших
дипломатических рангов представлялась неоправданной.
Правительство, рассмотрев рекомендации комитета Фултог; на, приняло упомянутое выше
компромиссное решение. В результате с начала 70-х годов на должности 1-х секретарей по
политической работе, а в ряде случаев и на должности начальников политических
канцелярий посольств (советников); стали назначаться дипломаты, ранее делавшие
карьеру по разряду «Е». Тем не менее, «потолком» для пробившихся в верхние эшелоны
дипломатической иерархии «исполнителей» являются должности генконсулов и в лучшем
случае посланников. На эти должности их назначают обычно по достижении; ими 55—57
лет, то есть накануне обязательного выхода в от« ставку (в 60 лет на британской
дипломатической службе). В то же время дипломаты разряда «А» получают назначение на
эти должности и соответствующие ранги в возрасте примерно 45 лет, а часто и раньше.
В целом структура служебных рангов и должностей на британской дипломатической
службе выглядит сегодня следующим образом:
Продвижение по службе с 9-го по 4-й ранг (примерно от должности атташе до советника)
определяется фиксированным сроком пребывания в каждом ранге и конкурсом
персональных характеристик на сотрудников, представляемых руководителями посольств
и департаментов Форин офиса. Судя по имеющимся данным, этот конкурс проводится
далеко не формально. В первые 13—15 лет службы ее вынуждена оставить примерно
четвертая часть дипсостава.
Перевод дипломатов в один из трех высших рангов (с назначением на соответствующие
должности) утверждается министром по рекомендации «высшей отборочной комиссии»,
26
составленной из руководящих сотрудников профессиональной службы. Глава службы
(постоянный заместитель министра) назначается премьер-министром.
Одним из обязательных требований для перевода дипломата в верхний эшелон службы
является его предшествующий опыт работы по 2—3 функциональным и 2-м
региональным специализациям. Изучение биографий дипломатов высшего звена
показывает, что едва ли не во всех случаях в их послужном списке присутствует годичная
стажировка в военном колледже НАТО в Риме и некоторых других высших военных
учебных заведениях.
Дипломаты 1—3-го рангов составляют руководящую верхушку профессиональной
дипломатической службы. Из их числа заполняются вакансии глав большинства
британских дипломатических представительств, первых заместителей и заместителей
министра. Глава профессиональной дипломатической службы — всегда дипломат первого
ранга.
Подводя итоги, отметим, что при приеме на дипломатическую службу и присвоении
рангов руководители британского профессионального дипломатического аппарата
руководствуются почти исключительно способностями и деловыми качествами
сотрудников. В расчет, судя по всему, принимаются личные связи дипломатов с
политическим и финансовым истеблишментом. Однако этот фактор может иметь
определенное значение лишь при наличии у дипломатов всех остальных требуемых
качеств.
Руководители службы, равно как и Комиссии по делам Гражданской службы, выступают
против предоставления существенных льгот национальным меньшинствам и отдельным
социальным группам. Они полагают, что принцип открытого и равного соревнования при
поступлении и прохождении службы наиболее оптимален для сохранения высокого уровня
профессионализма на дипломатической службе.
Продвижение по службе проходит в условиях конкуренции, в ходе которой часть
дипломатов вынуждена покинуть службу преждевременно, но с сохранением части
пенсии, начисляемой в зависимости от реального пройденного ими срока службы.
Назначение на руководящие дипломатические посты проводится почти исключительно из
числа кадровых сотрудников высших рангов, заслуживающих в результате длительной и
безупречной профессиональной службы. Руководство дипломатической службы по-
прежнему придерживается своей традиционной точки зрения, состоящей в том, что
политико-аналитическая работа является центральным наиболее ответственным и
трудоемким участком деятельности британских дипломатических учреждений. Именно
этим обосновывается предоставление ряда существенных преимуществ, в том числе и при
присвоении рангов, сотрудникам, специализирующимся в области политического анализа
и выделении их в частично обособленную категорию службы.
Организационные формы британской дипломатии по сути дела воплощают на практике
одно из классических определений дипломатии как деятельности профессиональных
дипломатов. На почве данного определения стоят не только классики дипломатической
теории (Г.Никольсон), но и многие современные исследователи (например, португальский
автор Ж. де Магальяеш)*. Как мы уже писали, в Великобритании все дипломатические
инструменты осуществления внешнеполитического курса правительства находятся в руках
сотрудников кадровой дипломатической службы. Ее место и роль в центральном аппарате
и в зарубежных представительствах столь весома, что у британских дипломатов имеются
27
практические возможности для осуществления функции, отсутствующей в Венской
конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., а именно функции разработки
внешнеполитического курса и подготовки соответствующих рекомендаций для
правительства. Исторически создалось положение, когда принятие важнейших
внешнеполитических решений политическим руководством страны без их одобрения
профессиональным Дипломатическим аппаратом практически невозможно.
Несменяемость дипломатических кадров — залог преемственности и стабильности
британской дипломатии. В пользу стабильности говорит тот факт, что британский МИД (в
отличие от большинства его аналогов в других странах) имеет постоянные цели,
рассчитанные на десятилетия.
* Christer Jonsson. Bargaining Negotiation and Diplomacy: A Research Overview // DSP
Discussion Papers. Leicester: Centre for the Study of Diplomacy, 2000. P. 2-3.
Отвечая на вызовы современного международного развития, Великобритания не пошла по
пути создания новых, параллельных дипломатической службе структур, а, напротив,
предпочла сконцентрировать решение новых задач в традиционных дипломатических
ведомствах. В результате дипломатический аппарат в целом остается довольно
компактным, маневренным и недорогостоящим.
Высокие профессиональные качества дипломатических кадров обеспечиваются не
жестким законодательством (конституция в Великобритании вообще отсутствует), а
обычным правом и традициями, исторически сложившимся высоким социальным
статусом дипломатов и общественным престижем их профессии. Немалую роль играют и
личные качества британских профессиональных дипломатов — честность,
добросовестность, увлеченность своей профессией, преданность своему делу. Следует
признать эффективным и основной принцип решения вопросов, а именно, стремление
решать их на возможно более низких уровнях.
Наряду с вышесказанным, следует отметить в то же время, что кадровая дипломатическая
служба Великобритании — элитарный, корпоративный институт, средоточие
«профессиональной бюрократии». За свой недемократический состав она периодически
подвергается критике в парламенте, на страницах печати. Как известно, какие-либо
формальные препятствия для поступления на службу граждан Великобритании в наши
дни отсутствуют. Однако, на деле таким препятствием можно считать сложность и
многоступенчатый характер вступительных экзаменов, иными словами, существование
своеобразного образовательного ценза. Очевидно, что демократизация профессионального
дипломатического состава (фактически она уже идет, хотя и медленными темпами) будет
происходить по мере расширения доступа более широких слоев населения страны к
элитарным высшим учебным заведениям.
Рекомендуемая литература
1. Матвеев В.М. Британская дипломатическая служба. М., 1990.
2. Попов В.П. Современная дипломатия: Теория и практика. М., 2000.
28
3. Clarke M. British External Policy-making in the 1990s. RIIA, 1992.
4. The actors in Europe's Foreign Policy / Ed. by Ch.Hill. L.—N.Y., 1996.
5. Zinkin M. Does The United Kingdom Need a Foreign Policy? // International Relations. Apr.
1995. No. 4.
6. Strang Lord. The Foreign Office // Greenwood Press. 1984.
Интернет-ресурсы
www.fco.gov.uk / (The Foreign & Commonwealth Office)
29
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ФРАНЦИИ
На протяжении столетий французы зарекомендовали себя мастерами дипломатического
искусства, умением использовать возможности дипломатии для увеличения веса и
влияния своей страны на международной арене. Видный немецкий специалист в области
истории дипломатии Р.Заллет отмечал, что «министерство иностранных дел и
дипломатическая служба Франции имеют вековую историю и блестящие традиции». «Ни
одна другая страна не может похвастаться чем-либо подобным в этой области»*. Другой
известный исследователь Г.Никольсон писал, что в XVII—XVIII столетиях французы в
дипломатии «дали пример, которому последовали все другие европейские государства»**.
Французская дипломатическая служба, была в те времена самой разветвленной по
сравнению с дипломатическими службами всех других стран, а французский язык стал, в
то время, общепринятым языком дипломатического общения, заменив в этом латынь.
* Заллет Р. Дипломатическая служба. Ее история и организация во Франции,
Великобритании и Соединенных Штатах. М, 1956. С. 25.
** Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1962. С. 74.
С момента рождения дипломатической службы во Франции придавалось большое
значение разработке и совершенствованию принципов ее организации, шлифовке
дипломатического искусства, определению и воспитанию качеств, необходимых
дипломату. Французскую дипломатию формировала большая плеяда выдающихся
личностей — государственных и политических деятелей, видных ученых, писателей,
поэтов. Со свойственной французскому складу ума критичностью, с укоренившейся во
французском типе мышления декартовской логикой, со смелым полетом воображения они
решительно отбрасывали устаревшие схемы и штампы дипломатической деятельности,
выдвигали взамен им новые.
Не раз на протяжении истории французская дипломатия показывала пример высокой
маневренности. Неоднократно она оказывалась способной круто менять курс, мобилизуя
максимум своих ресурсов для минимизации ущерба от неудач внешней политики или для
развития успеха.
Теоретические разработки, мемуары, высказывания наиболее видных представителей
французской дипломатии, отмеченные печатью глубокого профессионализма и
элегантностью подачи материала, во многом стали источниками и основой
дипломатической науки и искусства. «Французская дипломатия, — пишет российский
исследователь, посол В.И.Попов, — одна из основоположников современной мировой
дипломатии; она оказала огромное влияние на дипломатию сегодняшнего дня»*.
* Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. М, 2000.
И в настоящее время на берегах Сены продолжают высоко ценить значение дипломатии.
Как отмечал президент Франции Жак Ширак, «в XXI веке авторитет и престиж Франции
на международной арене будут основываться не только на том, что она будет страной
30