ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3123
Скачиваний: 48
начинает вызывать протесты в некоторых влиятельных политических кругах. В ответ на
эти новые «вызовы» в годы Второй мировой войны задумывается, а в 1946—1949 гг.
проводится «реформа Идена— Бевина», в соответствии с которой создается объединенная
кадровая дипломатическая служба (объединены кадры посольств и кадры консульств).
Прием вступительных экзаменов передается в ведение независимой Комиссии
Гражданской Службы, дабы минимизировать протекционизм Форин офиса. На службу
открыт доступ для женщин. Эти и другие мероприятия по демократизации кадрового
состава службы, тем не менее, оставили в неприкосновенности традиционные принципы
ее функционирования — внепартийность, прием исключительно через конкурс,
соревновательный характер прохождения карьеры.
17 октября 1968 г. — день рождения «нового» Форин офиса — Министерства
иностранных дел и по делам Содружества, объединившего в единое ведомство прежний
Форин офис, министерство Содружества и министерство колоний. Три кадровые
дипломатические службы, долгое время существовавшие раздельно (дипломатическая
служба, профессиональные кадры Форин офиса и заграничная служба торговых
комиссаров) были объединены в единую «Дипломатическую службу Ее Величества»
тремя годами ранее — 1 января 1965 г. Созданная в 60-е годы кадровая дипломатическая
система продолжает существовать в почти неизменном виде и в наши дни. Попытки (при
правительстве М.Тэтчер) создать альтернативные структуры (в частности, аппарат
специального советника премьер-министра по внешнеполитическим вопросам) не смогли
ослабить традиционно преобладающую роль профессионально дипломатии в процессе
осуществления внешней политики страны. Минимальным остается и значение
парламента, несмотря на создание в палате общин (в 1979 г.) комитета по иностранным
делам. Более того, в 90-е годы рекомендации по структурной и кадровой модернизации
Дипломатической службы разрабатывались уже ею самой, а не парламентскими или
правительственными комиссиями, как это было в 60—80-х годах. Уникальность
профессиональной дипломатической службы была подтверждена в 1994 г. в Белой книге
правительства по вопросам государственного управления в следующих словах:
«Дипломатическая служба — самостоятельная отрасль государственной службы со
своими собственными специальными нуждами и организацией»*.
* The Civil Service: Continuity and Change, Command 1617. London-HMSO, 1994.
Дипломатическая служба и современная внешнеполитическая система Великобритании
Министерство иностранных дел по делам содружества Великобритании (Форин офис)
вместе с зарубежными дипломатическими представительствами сохраняют свою
традиционно ключевую роль в разработке и осуществлении основных направлений
внешней политики страны: в поддержании политических связей с другими государствами;
в обеспечении участия Великобритании в международных организациях и в решении
проблем глобального характера; в информировании международного сообщества о
событиях в Великобритании; в распространении английского языка и британской
культуры; в защите за рубежом интересов граждан Соединенного Королевства.
Все вакансии оперативно-дипломатического характера как в центральном аппарате (Форин
офис), так и в зарубежных дипломатических представительствах (посольствах,
консульствах, постоянных миссиях при международных организациях) заполняются
сотрудниками карьерной «Дипломатической службы Ее Величества», за исключением
21
случаев, когда особые обстоятельства вызывают необходимость во временной кооптации в
аппарат сотрудников, не состоящих на службе. В основном это делается в случаях, когда
на службе отсутствуют специалисты требуемого профиля (пример: назначения персонала
в представительствах в новых государствах, образовавшихся на территории бывшего
СССР).
Персонал извне дипломатической службы используется (наряду с кадровыми
дипломатами) также в подразделениях, обеспечивающих участие Великобритании в
Европейском Союзе, и в некоторых исследовательских и аналитических департаментах
Форин офиса. Необходимость совместной работы дипломатов и их коллег из других
учреждений в представительствах при ЕС, а также в органах самого Союза обусловлена в
первую очередь характером деятельности самой организации, в повестке дня которой на
регулярной основе находятся специальные вопросы: финансы, промышленность, сельское
хозяйство и многие др. По данной причине примерно половина оперативного персонала
постоянного представительства Великобритании при ЕС в Брюсселе — сотрудники так
называемых «внутренних» министерств, другая половила — профессиональные
дипломатические служащие. Во главе представительства — всегда кадровый дипломат. На
более высоком уровне ответственность за политику в отношении ЕС разделена между
аппаратом кабинета министров (где создан специальных «евросекретариат») и Форин
офисом.
Штатное расписание Форин офиса и дипломатических и консульских представительств за
рубежом (по данным 1997 г.) составляло 6 тысяч человек (из них 3,5 тыс. — оперативные
сотрудники кадровой дипломатической службы, остальные — административный
персонал дипломатической службы, принимаемый на работу без прохождения конкурса).
Кроме того, в британских посольствах на вспомогательных должностях по контракту
работает примерно 7,5 тыс. иностранных граждан. Великобритания содержит за рубежом
более трехсот дипломатических и консульских учреждений в 182 государствах*. Число
персонала у англичан примерно вдвое меньше, чем в сопоставимых с Великобританией,
Германией, Францией, Италией. Кроме того, «Дипломатическая служба Ее Величества» в
основном обеспечивает деятельность восемнадцати постоянных представительств
Лондона при международных организациях, а также политическое направление работы на
зависимых территориях (всего 13 территорий).
* The Diplomatic Service List 1997. London: HMSO, 1997. P. 15-82.
В структурном отношении Форин офис состоит из политического руководящего звена
(министр, 3—4 государственных и младших министра, один из них — министр по делам
Евросоюза), из профессионального руководящего звена (постоянный заместитель
министра и одновременно глава «Дипломатической службы Ее Величества», его личный
секретариат и подчиненные постоянному заместителю непосредственно первые
заместители и заместители министра — директора. Все карьерные дипломаты).
Основанием «пирамиды» английского МИД являются департаменты (71 департамент в
1997 г.), объединенные в соответствии с кругом решаемых ими проблем, в более крупные
подразделения — директораты (их — 13).
В штатное расписание Форин офиса входит также значительная часть сотрудников
Британского Совета, Международной Службы Би-Би-Си. Их деятельность в основном
финансируется из бюджетных ассигнований, выделяемых МИД. Все затраты на
деятельность дипломатического аппарата Великобритании (включая информационно-
22
пропагандистскую работу, «культурную дипломатию», обеспечение представительства в
международных организациях, гранты неправительственным организациям) составили (в
1997 г.) 1,1 млрд фунтов стерлингов, т.е. менее 0,3% расходной части бюджета (в США —
более 1%).
Основной принцип работы в Форин офисе и загранучреждениях — решение вопросов на
возможно более низком уровне. По некоторым данным, 80—90% проблем разрешаются на
уровне департаментов, не «доходя» до заместителей министров — директоров. Последним
докладывают только по наиболее важным делам.
В случае разногласий между заместителями министра в роли арбитра выступает
постоянный заместитель. Лишь в ситуациях государственной важности, затрагивающих
интересы безопасности страны (например, Флоклендский кризис 1982 г.) к процессу
разработки решения подключаются политические руководители МИД, включая и
министра. В остальных случаях министр, как кабинет в целом, всецело полагаются на
мнение своего профессионального дипломатического аппарата. Таким образом, его роль
во внешнеполитическом процессе остается беспрецедентно высокой.
Дипломатические кадры: отбор, обучение, продвижение по службе, рангирование
Начавшийся в Великобритании после Второй мировой войны процесс демократизации
государственного аппарата, в первую очередь, расширение его социальной базы, затронул
и кадровую дипломатическую службу. В результате в наши дни только треть зачисляемых
на службу молодых дипломатов — выпускники элитарных колледжей Оксфорда и
Кэмбриджа (полвека тому назад они составляли 90—95%). В 1995 г. число женщин,
принятых на службу, впервые превысило число мужчин. Сегодня более четверти
профессиональных британских дипломатов — женщины, среди них — 9 послов. При всем
этом принципиальные требования к квалификации дипломатических кадров,
сформулированные уже в начале XX столетия, мало изменились. Тогда (в 1917 г.) Э.Сатоу
дал сжатое определение: дипломат должен быть «образованным джентльменом»*. Теперь
мы вправе к этому добавить — и «образованной леди».
* Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961. С. 130.
Обшегуманитарная подготовка классического образца, воспитанность и хорошие манеры,
способность к общению в различных слоях общества, устойчивость психики — вот
главные требования, которые предъявляются лицам, претендующим на поступление в
ряды дипломатической службы.
Образованный и способный человек, по мнению британских специалистов (например,
посла Питера Маршалла, в недавнем прошлом представителя Великобритании при штаб-
квартире ООН в Женеве), вполне может освоить специальные, профессиональные навыки
непосредственно во время работы, «набираясь собственного опыта и наблюдая за своими
старшими коллегами». Исходя из этих соображений, руководители британской
профессиональной дипломатии считают ненужным проведение специальной подготовки
или переподготовки дипломатических кадров в каком-либо учебном заведении
университетского или постуниверситетского уровня. Для того, чтобы выявлять людей,
23
способных освоить «премудрость» профессии, уже находясь на службе, в Великобритании
в конце 40-х годов была введена и поныне действует система строгого конкурсного отбора
кадров. По последним имеющимся данным, конкурс для поступления в высший разряд
службы составляет 120 человек на место, в другой, — «исполнительский», разряд — 86
претендентов на место*.
* David Allan. United Kingdom. The Foreign and Commonwealth Office. «Flexible, Responsive
and Proactive?» in Foreign Ministries. Change and Adaptation. London, 1999. P. 210.
Кадровый дипломатический персонал разделен на два основных разряда (или категории):
«А» (управленческая категория) «Е» (исполнительская). У сотрудников категории «А»
основным направлением работы является политический анализ. Они направляются в
заграничные представительства сразу на должности 3-х или 2-х секретарей. Их
продвижение по службе проходит примерно вдвое быстрее, чем у их коллег из разряда
«Е».
В нем состоит большая часть британских послов и профессиональных руководителей
Форин офиса. Сотрудники разряда «Е» работают в основном на консульском,
информационно-разъяснительном, торгово-экономическом, культурном и других
направлениях деятельности, прямо не связанных с «высокой политикой». Переход из
низшего разряда в высший возможен в середине карьеры (на уровне 5-ого внутреннего
ранга службы).
Для поступления на службу по управленческому разряду, являющемуся ее «элитой» (весь
его персонал — менее 1000 человек), претендент должен пройти через систему сложных
конкурсных испытаний (ежегодно зачисляется примерно 23— 25 человек, а число
претендентов — более 2,5 тыс. человек). Конкурс открывается и организуется Отборочной
комиссией Гражданской (государственной) службы при участии (на заключительном
этапе) чиновников высшего звена из МИД и загранучреждений. Претендент представляет
в комиссию следующие документы: о британском гражданстве; рекомендации и
поручительства из учебных заведений; любые другие документы по своему усмотрению.
Если отсутствует диплом об окончании высшего учебного заведения, то в этом случае
претендент должен сдать предварительный квалификационный экзамен. Возраст
поступающих — не более 32 лет для разряда «А», не более 45 лет — для разряда «Е».
Перед испытаниями претендентам сообщается, что их данные будут проверяться
спецслужбами («друзьями»), по терминологии Форин офиса.
Методика экзаменов, которые проводятся в течение нескольких дней, основана на
следующих принципах:
— непрерывность экзаменационного процесса;
— чередование различных видов испытаний: письменные работы (сочинения, тесты и
др.), решение задач ситуационного характера, учебные дискуссии в группах,
собеседования;
— прием экзаменов производится одновременно штатными сотрудниками комиссии,
психологами-профессионалами и кадровыми дипломатами.
24
Для приведения к единому знаменателю оценок по различным видам испытаний
используется шкала личных показателей, таких, как, например, «способность к
самостоятельному анализу», «коммуникабельность», «умение работать в стрессовой
ситуации» и др. (всего — 11). По каждому из показателей выставляется отдельный балл,
затем выводится суммарная оценка по конкретному экзамену, а в конце — по
совокупности всех экзаменов. Набравшие наибольшую сумму баллов претенденты (их
число не может превышать число объявленных вакансий) проходят собеседование в
Высшей Отборочной комиссии, которая и выносит окончательное суждение об их
профессиональной пригодности.
Принятые в ряды службы сотрудники, как правило, вскоре направляются в
дипломатические представительства Великобритании за рубежом на младшие
дипломатические должности (но не ниже уровня 3-го секретаря посольства). Подготовка
молодых дипломатов непосредственно перед назначением минимальна. Руководители
службы руководствуются как уже говорилось, следующим принципом: «Дипломатия —
это профессия, в которой нет четких границ и определений необходимых дипломату
знаний и навыков. То, что ему потребуется, становится известным и познается им в
процессе конкретной практической работы»*.
* Lenkins S., Sloman A. With Respect, Ambassador. An Enquiry into the Foreign Office. L:
BBC, 1985. P. 28.
Лишь в самом недавнем времени учебный отдел Форин офиса начал предлагать
начинающим дипломатам небольшие спецкурсы: а) по мировой экономике и финансам, б)
методике применения в дипломатии новых информационных технологий, в) новинкам
управленческой работы и некоторые др. В отдельных случаях их направляют на
стажировки в крупные фирмы, банковские учреждения или в университеты. Специальная
и языковая подготовка (как правило, в собственном лингвистическом Центре Форин
офиса) проводится исключительно в индивидуальном порядке и по индивидуальному
плану. Как правило, британский МИД старается обойтись собственными ресурсами.
Постоянных связей с вузами у него нет.
На британской дипломатической службе установлено десять служебных рангов. Набор в
низший, 10-й ранг, присваиваемый канцелярским служащим, проводится без конкурсных
экзаменов, в порядке замещения открывающихся вакансий (канцелярские служащие не
входят в состав оперативного дипломатического персонала и считаются вспомогательным
персоналом дипломатической службы).
9-й ранг присваивается лицам, прошедшим по конкурсу в исполнительский разряд службы
(соответствует должности атташе).
Молодым дипломатам, принятым по управленческому разряду, присваивается 8-й, либо 7-
й ранг, что соответствует Должностям 3-го и 2-го секретаря. 7-й ранг присваивается в
случае, если у зачисленного на службу молодого сотрудника имеется диплом об окончании
с отличием одного из престижных университетов, опыт практической или научной работы,
а его возраст — 26 лет и старше (но не старше 32 лет).
6-й ранг, соответствующий должности 1-го секретаря по консульским, торгово-
экономическим, информационным вопросам, присваивается только дипломатам,
проходящим службу по исполнительскому разряду. Для многих из них он представляет
25