ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 2463
Скачиваний: 1
Глава 9
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ПРАКТИКА
«Право, существование которого зависит от согласия его субъектов, право без законодательных органов для его создания или изменения, при отсутствии эффективного механизма его применения, сложное для определения и регулярно игнорируемое совсем не является правом. Обсудите»1.
Определение и обшие принципы
Международное право является результатом попыток человека внедрить в сферу межгосударственных отношений нормы права и уважение к порядку, существующему внутри государства. Однако период после окончания холодной войны не вселял надежду приверженцам международного права. Как в области признания и выдачи преступников, так и в отношении применения силы международное право игнорировалось, нарушалось или, что еще хуже, им злоупотребляли в политических интересах.
В основном — и традиционно — международное право определяется как совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Однако в связи с эволюцией понятий о социальной и межгосударственной ответственности, вследствие влияния послевоенных факторов и событий (например, возникновение новых государств и возросшая роль личности в государстве), потребовалось более ши-
1 Тема еженедельного сочинения, заданная профессором Морисом Мендельсоном слушателям программы по дипломатической службе Оксфордского университета.
182
Определение и общие принципы
рокое определение международного права, что нашло свое отражение в создании и развитии Организации Объединенных Наций. Ниже приводится определение Дж.Дж.Старка, содержащееся в его «Введении в международное право».
Международное право можно определить как совокупность норм права, по большей части состоящую из принципов и норм поведения, соблюдение которых государства считают для себя обязательным и которые, следовательно, обычно соблюдают в отношениях друг с другом. Совокупность норм права также включает:
-
нормы права, относящиеся к функционированию
международных институтов или организаций, их от
ношениям друг с другом, государствами и отдельны
ми гражданами; и -
определенные нормы права, касающиеся отдельных
граждан и негосударственных субъектов права в той
мере, в которой права и обязанности таких отдельных
граждан или негосударственных субъектов права пред
ставляют интерес для международного сообщества.
Несмотря на то что международное право является предметом множества споров и противоположных точек зрения, существуют некоторые области почти полного единодушия (например, пиратство в открытом море и дипломатические иммунитеты), наряду с которыми на другом конце спектра имеются области существенных разногласий. Поскольку существуют сложившиеся нормы права, нельзя сказать, чго данный предмет — тема для обсуждения учеными юристами, но, с другой стороны, можно аргументированно доказать, что «международное право», в некотором смысле, противоречиво в терминах. Оно является своего рода парадоксом, привлекающим как сторонников, так и скептиков: тех, кто с миссионерским пылом видит в нем путь к миру и справедливости во всем мире, и тех, кто считает, что без законодательных органов и международных санкций не может быть международного права. Оба взгляда до некоторой степени верны, и их значимость в дипломатических взаи-
183
Международное право и практика
моотношениях подтверждается тем, что положения международного права в действительности оказывают реальное влияние на правительства и представляют стандарты международного поведения, которое правительства признают идеальным, хотя им не всегда удается жить в соответствии с ними. Но, как и все благие намерения, международное право часто используется для злых начинаний, и политики всего мира не замедлят сослаться на его принципы, а при необходимости и исказить их, если это может послужить их целям, или отрицать их, если окажется, что они мешают. Следовательно, это предмет, с которым дипломаты должны быть знакомы, но обращаться с ним следует осторожно. Источниками международного права являются: договоры, обычаи, общие нормы права, юридические прецеденты, документы руководящих органов власти и др.
Следующие темы выбраны как представляющие интерес для дипломатов и в качестве основы для последующего изучения. Не хотелось бы создать впечатление, что вопросы международного права можно свести к простым обобщениям и терминологии, не являющейся юридической.
Договоры и их заключение Обшие принципы
Государства вступают в договорные отношения, когда они договариваются друг с другом или с группой других государств взять на себя определенные обязательства. Договоры неизменно принимают форму документов, хотя может утверждаться, что устная договоренность обладает той же юридической силой, что и письменный договор.
Договоры (используя общий термин) могут заключаться в различной форме, например, договоры между главами государств, между государствами, между правительствами (в некоторой степени выбор формы договоров зависит от их важности и формальных требований, но часто — от желания или по обычаю). Такие договоры в равной степени
184
Договоры и их заключение
обязательны для государств-участников, даже если они составлены в форме соглашения между главами государств или правительствами.
Вилы договоров
Документы, регистрирующие международные соглашения, носят различные названия: соглашение, договоренность, конвенция, декларация, обмен нотами, генеральный акт, временное соглашение {modus vivendi), протокол (proce's-verbale), дипломатический протокол или статут. Все они обладают одинаковой юридической силой, но различаются по форме и формулировкам. Что же касается практики в США, то в отношении договоров требуется ратификация сенатом, а соглашения могут заключаться после получения согласия конгресса или по конституционному правомочию. В целом двусторонние документы составляются в форме договора, соглашения, обмена нотами или modus vivendi (в зависимости от их важности и формальных требований), а многосторонние документы облекаются в форму договоров или конвенций, за исключением случаев, когда они носят масштабный характер, тогда применяются такие термины, как генеральный акт или статут. Заключительный акт представляет собой ряд соглашений или договоров, принятых в результате проведения конференции, причем каждый из них требует отдельного согласования.
Протокол о подписании, ныне редко используемый, обладает особым назначением: он может применяться в качестве «постскриптума» к договору. Договаривающиеся стороны считают его частью договора, но он составляется и подписывается как отдельный документ. Он менее официален по сравнению с договором, к которому прилагается, и может содержать оговорки подписывающих сторон, пояснения пунктов договора или иные вспомогательные положения. Через короткий промежуток времени в Протокол о подписании может быть внесен дополнительный пункт соглашения.
185
Международное право и практика
Протокол, который применяется часто, является международным соглашением, нередко представляющим собой дополнение или поправку к договору. Обмен письмами может прилагаться к договору примерно с аналогичными целями, но он представляет собой гораздо менее официальную регистрацию намерений, причем их подписание договаривающимися сторонами необязательно. Однако обмен нотами (или письмами) обычно производится независимо от договора в качестве менее официального средства регистрации соглашения между государствами.
Процесс заключения договоров
(а) Аккредитация и полномочия
Процесс заключения договоров требует, чтобы лица, проводящие переговоры от имени заинтересованных государств, могли подтвердить, что они уполномочены на ведение переговоров, то есть они должны предъявить свои верительные грамоты. Обычно верительные грамоты составляются в виде письма, подписанного лично министром иностранных дел или от его имени.
Если договор или иной международный документ должен составляться и подписываться в ходе двусторонних переговоров или многосторонней конференции, представители (за исключением случаев, когда они являются главами правительств или министрами иностранных дел) должны быть наделены полномочиями. (Если договор заключается между главами государств, то полномочия должны подписываться главой государства, если между правительствами — то министром иностранных дел.)
Ниже приводится стандартный образец полномочий, выдающийся делегату полномочной конференции.
Принимая во внимание, что для наилучшего рассмотрения и согласования определенных вопросов, которые могут возникнуть в ходе дискуссии между Правительством
[страна] и Правительствами некоторых других
держав и государств, представленных на предстоящей
186