ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 2459
Скачиваний: 1
Международное право и практика
Ошибка в отношении факта или ситуации, которые заинтересованное государство считало существующими на мо,-мент заключения договора и которые составляли основу его согласия быть связанным договором (за исключением случаев, когда данное государство своим поведением внесло вклад в возникновение ошибки или если обстоятельства могли дать повод государству предположить возможность ошибки).
Обман, когда государство вынудили заключить договор посредством деятельности мошеннического характера другого государства, участвовавшего в переговорах.
Коррупция представителя государства.
Принуждение представителя государства.
Принуждение государства угрозой применения или применением силы.
Общее международное право: договоры, вступающие в противоречие с императивной нормой общего международного права. В данном контексте «императивная норма» означает норму, принятую и признанную международным сообществом государств в целом в качестве нормы, ограничение которой не допускается и которую можно изменить только последующей нормой общего международного права аналогичного характера.
Невозможно привести общее правило в отношении случаев, когда добросовестно подписанный договор оказывается несовместимым с условиями договора, заключенного ранее, — ситуация, которая может возникнуть между двусторонним и многосторонним соглашениями, возможно, по недосмотру архивариуса. Что касается положений Устава ООН, то статья 103 предусматривает, что в случае конфликта обязательства по Уставу ООН приоритетны по отношению ко всем прочим.
Прекращение действия международных договоров
Действие договора может быть юридически завершено по соглашению между заинтересованными сторонами; по истечении срока действия, указанного в договоре, или вследствие применения сторонами предусмотренного в договоре
192
Политическое убежище и выдача преступников
положения о его расторжении. При отсутствии любого из данных положений он может быть (на практике, хотя по закону — сомнительно) отменен или денонсирован в одностороннем порядке, если заинтересованная сторона считает, что политические последствия (при их наличии) такого действия будут менее тягостными и обременительными, чем соблюдение положений договора. Различные степени легитимности могут потребоваться для такого одностороннего действия в случаях:
-
коренного изменения обстоятельств, существовавших на
момент составления договора; -
прекращения существования другой стороны по дого
вору как государства (в случае двустороннего договора),
при котором государство-правопреемник не наследует
права или обязательства по данному договору; -
возникновения войны;
-
денонсации многостороннего договора таким количест
вом сторон, которое приведет к его недействительности; -
существенного нарушения договора другой стороной по
договору.
Политическое убежише и выдача преступников
Традиционная интерпретация международного права в отношении лиц, которые просят политического убежища, перестала применяться в последние годы в основном потому, что политически сложно установить новые отдельные нормы для лиц, обратившихся с просьбой об экономическом убежище. Тем не менее следует отметить, что существуют две категории политического убежища: территориальное убежище (предоставляемое государством иностранцу, пребывающему на его территории) и экстерриториальное или дипломатическое убежище (в помещениях дипломатической миссии или других помещениях, имеющих право на неприкосновенность). Случаи первого достаточно многочисленны, и группы «политических беженцев» можно обнаружить в большинстве государств, но поскольку они проживают в другой стране, то не представляют большой заботы для собственного правительства.
13 Зак 235 193
Международное право и практика
Иная ситуация возникает в случаях дипломатического убежища, когда политический правонарушитель может жить -под защитой и неприкосновенно в собственной стране среди своих соратников-соотечественников, которых он предположительно пытается восстановить против собственного правительства.
По общему правилу государство имеет право предоставить убежище иностранцам, пребывающим на его территории («территориальное убежище»), и бремя представления доказательств обоснованности их выдачи лежит на государстве, желающем их экстрадиции (выдачи). С другой стороны, если государство предоставило убежище в одной из своих миссий гражданину государства, в которой она расположена («экстерриториальное убежище»), то обосновывать это действие надлежит главе данной миссии или его правительству.
Особые положения, касающиеся inter alia экстрадиции, были внесены в отношении преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в Конвенцию ООН по предотвращению и наказанию за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических представителей, от 14 декабря 1973 года (Нью-Йоркская конвенция).
Дипломатическое убежише
Неприкосновенность помещений дипломатической миссии традиционно приводила к их рассмотрению в качестве места для убежища. Вопрос о существовании и юридической силе права на получение убежища от политического преследования (как правило, не применимого в отношении обычных уголовных дел) долгое время остается нерешенным, являясь лишь темой периодических ожесточенных споров. В Европе данная практика почти прекратилась. Сложившуюся ситуацию можно разрешить только путем переговоров, потому что Венская конвенция о дипломатических сношениях, хотя и обеспечивает неприкосновенность помещений дипломатической миссии (и тем самым всех, на-
194
Политическое убежище и выдача преступников
ходящихся внутри), не содержит положений о выезде любого лица, на которое не распространяется действие Конвенции, с гарантией неприкосновенности и безопасности. В других регионах практика предоставления дипубежища продолжается, даже несмотря на то, что в рамках обычного международного права дипломатическое убежище не признано существующим. Практику Латинской Америки можно обобщить следующим образом на основе Конвенции по дипломатическому убежищу, принятой Десятой межамериканской конференцией, которая проводилась в городе Каракас в 1954 году:
-
Каждое государство имеет право предоставлять убежи
ще и самостоятельно определять характер правонару
шения и мотивы преследования лица, обратившегося
с просьбой о предоставлении убежища. -
В контексте предоставления убежища дипломатическое
представительство включает не только место нахождения
постоянной дипломатической миссии и место жительства
главы миссии, но и любые иные помещения, предостав
ляемые миссией лицам, обратившимся за убежищем,
если их число превышает обычную вместимость зданий. -
Убежище может не предоставляться, за исключением слу
чаев крайней необходимости, и строго на срок, требую
щийся для выезда лица, обратившегося за убежищем, из
страны с гарантиями правительства государства, на тер
ритории которого расположена миссия. -
Под случаями крайней необходимости понимаются, сре
ди прочих, случаи, когда гражданина разыскивают лица
или толпа, над которыми власти утратили контроль, или
сами власти и он подвергается опасности лишиться жиз
ни или свободы в связи с политическим преследовани
ем и не может без риска обеспечить свою безопасность
каким-либо иным способом. Право на определение сте
пени срочности случая остается за государством, пред
оставляющим убежище. -
Незаконно предоставлять убежище лицам, которым на
время подачи просьбы об убежище было предъявлено
обвинение или которые находились под судом по об-
195
Международное право и практика
щим правонарушениям или были осуждены компетентным судом общей юрисдикции и не отбыли свой срок, а также дезертирам из наземных, морских и воздушных военных сил, за исключением случаев, когда действия, повлекшие за собой просьбу о предоставлении убежища, носят явно политический характер.
-
Непосредственно после предоставления убежища об этом
факте должно быть извещено Министерство иностран
ных дел государства лица, получившего убежище, или
местные административные органы власти, если действие
произошло за пределами столицы. -
Правительство государства имеет право потребовать, что
бы данное лицо, получившее убежище, было выслано за
пределы национальной территории в кратчайшие сро
ки; дипломатический же представитель страны, пред
оставившей дипломатическое убежище, в свою очередь,
имеет право потребовать, чтобы данному лицу было доз
волено покинуть территорию данного государства. В обо
их случаях должны быть предоставлены гарантии без
опасности и неприкосновенности. -
Лица, которым предоставлены убежище и гарантии не
прикосновенности, не могут размещаться в какой-либо
точке на или вблизи территории, с которой они попро
сили убежища. -
После получения убежища беженцам нельзя позволять
совершать какие-либо действия, нарушающие общес
твенный порядок. -
Если вследствие разрыва дипломатических отношений
дипломатический представитель, который предоставил
убежище, вынужден покинуть страну пребывания, ему
должно быть позволено покинуть ее с лицами, которым
предоставлено убежище, или, если это невозможно, он
может передать их дипломатической миссии третьего го
сударства. -
Тот факт, что правительство страны пребывания не при
знано государством, предоставляющим убежище, не пре
пятствует применению вышеизложенных общих принци
пов, и их применение также не означает признания.
196