Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2455

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международное право и практика

Прибрежные государства имеют суверенные права на ис­ключительную экономическую зону (ИЭЗ, англ. соответствие — EEZ) протяженностью в 200 морских миль в отношении природных ресурсов и большинства видов экономической деятельности, а также имеют право на некоторую степень юрисдикции в отношении научных исследований и охраны окружающей среды. Все остальные государства обладают свободой мореплавания и полетов в данной зоне, а также свободой прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Когда прибрежные государства не могут в полной мере ис­пользовать имеющиеся ресурсы, они должны обеспечить доступ других государств, с некоторыми привилегиями для государств, не имеющих выхода к морю.

Делимитация совпадающих экономических зон осущес­твляется по соглашению на основании международного пра­ва с целью достижения справедливого решения.

Прибрежные государства осуществляют суверенные права над континентальным шельфом (национальной территорией морского дна) в целях его исследования и разработки; эти права не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами. Шельф про­стирается не менее чем на 200 морских миль от берега и до 350 миль в определенных обстоятельствах. Комиссия по гра­ницам континентального шельфа выдает государствам ре­комендации по внешним границам шельфа. Прибрежные государства обязаны выделять международному сообщес­тву часть прибыли, получаемой ими от добычи нефти и дру­гих природных ресурсов в любой части принадлежащего им шельфа, выходящей за пределы протяженности в 200 мор­ских миль. Конвенция 1982 года предусматривает делими­тацию совпадающих участков шельфа на условиях, иден­тичных условиям в отношении ИЭЗ.

Все государства пользуются традиционной свободой мо­реплавания, полетов, научного исследования и рыболовства в открытом море. У них есть обязательства по принятию мер или сотрудничеству с другими государствами для при­нятия мер по управлению и сохранению живых природных ресурсов.

202


Пределы суверенитета и юрисдикции государства

Территориальные воды, исключительные экономические зоны и континентальный шельф островов должны опре­деляться в соответствии с нормами, применимыми к суше, но скалы или утесы, которые не могут обеспечить суще­ствование человека или экономическую деятельность, не будут обладать экономической зоной или континентальным шельфом.

Предполагается, что государства, расположенные на гра­нице внутренних или полузакрытых морей, будут сотрудни­чать в области управления живыми природными ресурсами, охраны окружающей среды и научно-исследовательской по­литики и деятельности.

Государства без выхода к морю имеют право доступа к мо­рю и от моря и пользуются свободой транзита через терри­торию транзитных государств всеми видами транспорта, под­лежащими согласованию.

«Параллельная система» (с поправками от 1994 года) обеспечивает исследование и эксплуатацию международ­ного района морского дна. Все виды деятельности в данном районе подлежат контролю со стороны Международного агентства по морскому дну, которое несет ответственность за осуществление надзора за добычей минералов с морского дна, штаб-квартира Агентства находится в Кингстоне, Ямайка.

Государства обязаны предотвращать и контролировать загрязнение морской среды из любых источников с помощью наилучших практических средств, имеющихся в их распо­ряжении. Прибрежные государства, портовые государства и государства флага несут ответственность за меры по пред­отвращению загрязнения и наказывают нарушителей, осо­бенно если загрязнение происходит с борта судна. Государ­ства несут материальную ответственность за ущерб, выз­ванный нарушением ими своих международных обязательств по борьбе с загрязнением морской среды. Они обязаны сот­рудничать в мировом и региональном масштабах при фор­мулировании правил и норм охраны окружающей среды и берут на себя обязательства по предоставлению развива­ющимся странам технической помощи в данной сфере.

203


Международное право и практика

Все морские научные исследования в исключительной эко­номической зоне и на континентальном шельфе должны быть согласованы с прибрежным государством, и в обычных об­стоятельствах такие государства дают свое согласие инос­транным государствам, если научные исследования прово­дятся в мирных целях, как изложено в статье 246 Конвен­ции по морскому праву. Прибрежное государство может отказать в разрешении на такого рода исследования или настаивать на их прекращении, но только в обстоятельс­твах, установленных Конвенцией. В случае возникновения спора государство, проводящее исследования, может пот­ребовать от прибрежных государств проведения междуна­родной согласительной процедуры на основании, что их действия не совместимы с Конвенцией.

Государства обязаны способствовать развитию, разработке и передаче морской технологии на справедливых и разумных основаниях, что осуществляется с должным учетом всех за­конных интересов, включая права и обязанности владель­цев, поставщиков и получателей технологии.

Государства обязаны мирными средствами урегулировать свои споры по толкованию или применению Конвенции. При невозможности достижения согласия в отношении средств урегулирования они должны представить спорные вопросы для проведения обязательной процедуры, решения кото­рой будут обязательны для обеих сторон. Им предоставля­ются четыре варианта выбора: Международный трибунал по морскому праву, учрежденный в рамках Конвенции; Международный суд; арбитраж и специальный арбитраж. Некоторые виды споров подлежат согласительной процеду­ре, результат которой не является обязательным для сторон.

Юрисдикция

Обычно считается, что юрисдикция государства распрос­траняется на всех лиц, собственность, действия и события на его территории, и с этой целью в его территорию вклю­чаются территориальные воды. Однако обычно государства

204


Гражданство

вводят ограничения при применении юрисдикции в отно­шении преступлений, совершенных на борту иностранных судов иностранными гражданами, при условии, что не на­рушается общий порядок и что преступление не относится к категории тяжких, особенно если консульский предста­витель данного иностранного государства явно контроли­рует ситуацию. Юрисдикция также распространяется на воз­душные суда, зарегистрированные в данном государстве, морские суда, плавающие под его флагом, и на его граждан за рубежом, кроме этого, всеобщей юрисдикции подлежат пираты и военные преступники.

Гражданство

Гражданство обеспечивает гражданину привилегии и соот­ветственно налагает обязательства:

«Каждое государствчо само определяет в соответствии со своим законом, кто является его гражданами. Данный закон признается другими государствами в той степени, в которой он согласуется с международными конвенци­ями, международным обычаем и общепризнанными при­нципами права, касающимися вопросов гражданства.

Любой вопрос о том, обладает ли лицо гражданством конкретного государства, решается в соответствии с за­конодательством данного государства».

Данные фундаментальные принципы, заложенные в Гааг­ской конвенции от 1930 года о некоторых вопросах, относя­щихся к коллизии законов о гражданстве, были модифици­рованы принятым впоследствии принципом: если государ­ство предоставляет статус гражданина лицу, связь которого с данным государством настолько слаба, что не образует «истинных уз», другие государства не обязаны признавать такого рода гражданство; в иных случаях вышеуказанные принципы продолжают применяться.

Обычно гражданство получают по праву рождения на территории (jus soli) или в качестве потомка гражданина

205


Международное право и практика

(jus sanguinis), иногда посредством натурализации, вступ­ления в брак или по заявлению, а также в редких случа­ях — как последствие завоевания, передачи или другого изменения статуса государства. Гражданство часто утра­чивается при получении другого гражданства и может ут­рачиваться в результате отказа, особого государственного законодательного акта или, в некоторых случаях, вступле­ния в брак либо долгого отсутствия. Двойное гражданство может иногда иметь место в результате частичного совпа­дения законодательств двух государств по данному пред­мету или в исключительных обстоятельствах. Лицо стано­вится лицом без гражданства, когда оно лишается своего гражданства и не получает иного.

Законы, касающиеся гражданства, сложны и разнооб­разны, но имеют важное значение для дипломатов в целом и консульских работников в частности. Например, государ­ство имеет право предоставлять дипломатическую защиту за рубежом своим гражданам, но не другим; лицо обычно имеет право на восстановление владения недвижимостью в государстве, гражданином которого оно является (и, сле­довательно, prima facie право на транзитную визу для про­езда через соседнее государство в направлении своего госу­дарства), или оно может подлежать призыву на военную службу либо экстрадиции. Должным образом оформленный паспорт обычно повсеместно признается как prima facie до­казательство гражданства.