Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2698

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Декрет   председателя   Совета   министров   от   1980   г.   подтвердил   «исключительную 
компетенцию   МИДа   в   вопросах   внешней   политики»*.   При   проведении   реформы 
Министерства иностранных дел Италии особое внимание было уделено координирующей 
роли МИДа в вопросах, касающихся международной деятельности Областей.

* Atti parlamentari. Senato della Repubblica — 2025 (1991, 25 luglio).

Для   более   эффективной   информации   по   вопросам   внешней   политики   в   секретариате 
президента   республики   была   учреждена   должность   дипломатического   советника.   С 
течением времени этот институт стал расширяться, в связи с чем появилась целая группа 
советников. На должность дипломатического советника могут претендовать, как правило, 
дипломаты ранга посла или советника-посланника 1 класса, имеющие опыт практической 
работы в Министерстве иностранных дел. Каждый из советников имеет свой небольшой 
аппарат, состоящий из чиновников, компетентных в вопросах внешней политики.

Должность   дипломатического   советника   существует   и   при   председателе   Совета 
министров и даже при его заместителе.

В послевоенной Италии принятие новой республиканской конституции и необходимость 
избавиться   от   наследия   тоталитаризма   поставили   на   повестку   дня   вопрос   о   реформе 
дипломатической   службы.   В  1962   г.   Институт   по   документации   и  правовым  вопросам 
поручил изучить проблему реорганизации дипломатической службы смешанной комиссии, 
в   состав   которой   входили   ученые,   дипломаты   и   эксперты.   Во   многом   на   основе   этих 
исследований   в   1967   г.   был   подготовлен   декрет   президента   республики   о   «Структуре 
министерства иностранных дел».

Декретом   предусматривался   ряд   нововведений.   В   частности,   дипломатическая   карьера 
распространялась теперь на сотрудников отдела печати, внешней торговли и эмиграции. 
При   каждом   управлении   учреждался   отдел   по   научным   исследованиям   и 
программированию.   Впервые   женщины   получили   возможность   применить   свои 
способности на дипломатическом поприще*. В последующие годы был принят еще ряд 
законодательных актов, вносивших те или иные изменения в структуру министерства.

* В настоящее время в Министерстве около 50 женщин-дипломатов. Ежегодно на работу 
принимают по 4—5 женщин.

Дипломатическая служба Италии перед лицом новых вызовов

За десятилетия, прошедшие с 1967 г., на международной арене появились  совершенно 
новые   реалии,   МИД   Италии   уже   не   соответствовал   требованиям   современного 
международного положения — нехватка персонала, невыгодные условия для работающих 
по   контракту,   слабая   подготовленность   и   нечеткие   мотивировки   в   работе   у   кадровых 
сотрудников,   отсутствие   современной   технической   базы.   Бюджет   Фарнезины   не 
соответствовал   нуждам   министерства:   в   1998   г.   на   нужды   Министерства   труда   и 
соцобеспечения выделялось 7,19%; Министерства образования — 5,75%; Министерства 
иностранных дел — 0,28% государственного бюджета*.

86


background image

* В Великобритании этот бюджет составляет 0,33, в Германии — 0,81, во Франции — 
0,92% от государственного бюджета.

Еще   в   начале   90-х   годов   встал   вопрос   об   очередной   реформе   внешнеполитической 
службы. Парламентом  была создана специальная комиссия, готовящая  проект  закона о 
реформе.   На   страницах   специализированных   журналов,   в   прессе,   в   научных   кругах 
развернулась оживленная дискуссия по этому поводу. В практику вошли периодические 
конференции дипломатов высшего ранга, обсуждавшие насущные вопросы современной 
дипломатической службы.

Закон 266/99 «О реформе внешнеполитической службы», принятый парламентом в 2000 г., 
затрагивает практически все структуры Фарнезины. Реформа предусматривала:

а)   приведение   бюджетного   финансирования   МИД   Италии   в   соответствие   с   уровнем 
финансирования министерств иностранных дел основных европейских стран;

б)   качественное   улучшение   деятельности   на   традиционных   направлениях,   а   также 
развитие   экономической   и   социальной   дипломатии,   проведение   более   действенных 
мероприятий, нацеленных на распространение итальянского языка и культуры за рубежом, 
на эффективную организацию системы голосования соотечественников, проживающих в 
других странах;

в) решение проблемы нехватки кадров;

г)   повышение   роли   министерства   в   координации   международной   деятельности   других 
государственных институтов, в частности областных, провинциальных и муниципальных 
органов власти;

д)   публикация   исчерпывающей   информации   о   функционировании   подразделений 
министерства;

е) увеличение количества кадрового персонала и персонала, работающего по контракту.

Законом   266/99   удовлетворялись   возросшие   финансовые   запросы   дипломатического 
персонала, на 4-летний срок на его содержание выделялась бюджетная сумма в 178.451 
млрд лир (ЮО млн долларов). Важным явилось также и увеличение штата министерства 
на   20%.   Предусматривается,   в   первую   очередь,   создание   более   эффективной   системы 
повышения   квалификации   и   подготовки   молодых   кадров.   Особое   внимание 
предполагается   уделить   подготовке   специалистов   в   области   финансов,   юристов, 
специалистов по арабскому, китайскому, славянским языкам.

В русле предусмотренной реформой «рационализации» консульско-дипломатической сети 
был закрыт целый ряд консульств, например в 1999 г. было закрыто 6 консульств в Европе 
(Клагенфурт,   Антверпен,   Сион,   Нюшатель,   Локарно,   Люцерна)   и   одно   в   Канаде 
(Хамильтон). Было упразднено генеральное консульство в Берлине, одно консульство в 
Австрии   (правда,   при   посольстве   был   учрежден   консульский   отдел)   и   консульство   в 
Гренобле. С другой стороны, было открыто посольство в Тбилиси и в Ереване, чем было 
усилено   присутствие   Италии   на   Кавказе,   богатом   энергетическими   ресурсами.   Был 
увеличен состав посольства Италии в Тиране, учитывая политические и экономические 

87


background image

интересы Италии в Албании. В условиях развития экономических связей с Китаем было 
открыто генеральное консульство в Кантоне.

Особое внимание было уделено развитию экономической дипломатии. При этом следует 
учитывать,   что   в   итальянских   посольствах   существует   должность   экономического 
советника, обычно чиновника Министерства внешней торговли, и должность советника по 
финансовым вопросам. Последний, как правило, является представителем Банка Италии. 
Переговоры по наиболее важным вопросам финансового и коммерческого плана ведутся 
чаще всего приезжающими из Рима функционерами высокого ранга.

Непосредственно   развитием   экономического   сотрудничества   и   продвижением 
национального   бизнеса   занимается   государственный   Итальянский   коммерческий 
институт, имеющий 80 своих представительств, функционирующих при посольствах. Они, 
однако, не зависят непосредственно от посольства, и их персонал (700 человек, из которых 
около 600 не являются гражданами Италии) не пользуется дипломатическим статусом. 
Экономическую дипломатию осуществляют также 59 Торговых палат, присутствующих в 
69 странах.

В   то   же   время   в   отличие   от   ряда   других   входящих   в  G-8   стран,   в   Италии   именно 
Министерство   иностранных   дел   является   главным   координирующим   органом   всей 
внешнеэкономической деятельности.

Стоит также упомянуть о новой инициативе, предпринятой МИД Италии в 2000 г. Вышел 
в   свет   первый   статистический   сборник   «МИД   в   цифрах».   Реализация   этого   проекта 
осуществлена   отделом   статистики   при   Совете   по   анализу   и   программированию. 
Опубликование   первого   статистического   ежегодника   ставило   перед   собой   цель   создать 
инструмент   для   оперативной   и   научной   работы   и   соответствовать   новым   критериям 
гласности в деятельности внешнеполитического ведомства.

С приходом в Министерство иностранных дел премьер-министра Италии С.Берлускони, 
который взял себе и портфель министра иностранных дел adinterim, ожидалось довольно 
радикальное реформирование дипломатической службы*. Берлускони заказал разработку 
этого   реформирования   двум   консалтинговым   фирмам,   одна   из   которых   дает   советы 
британским чиновникам по вопросам функционирования государственного аппарата.

* В ноябре 2002 г. портфель министра иностранных дел был передан Ф.Фраттини.

В   результате   был   сделан   вывод   о   том,   что   Фарнезина   страдает   «фрагментарностью   и 
импровизацией   в   продвижении   внешней   политики   Италии   на   международной   арене, 
недостаточным вниманием к  вопросам  экономического  плана  и крайней  кастовостью». 
Консультанты   рекомендовали   Берлускони   осуществить   слияние   Министерства 
иностранных дел с Министерством внешней торговли (по примеру Канады), достигнув, 
таким   образом,   сосредоточения   рычагов   управления   в   области   политического, 
экономического, социального и культурного направлений во внешних связях (по примеру 
британского   Форин   офис).   Фарнезина   вследствие   этих   преобразований   должна   стать 
своего рода «катализатором бизнеса».

Предлагается   также   провести   дальнейшее   сокращение   числа   посольств   и   консульств, 
сконцентрировать дипломатическую деятельность в тех странах, отношения с которыми 
сулят   наибольшую   выгоду,   не   тратить   чрезмерные   средства   на   содержание 

88


background image

многочисленного персонала за границей, а активнее прибегать к найму специалистов на 
местах.   Кроме   того,   в   рекомендациях   содержалось   предложение   ввести   систему 
мониторинга   над   расходами,   четче   определить   задачи   внешней   политики,   установить 
возможные   пределы   разрыва   между   поставленными   целями   и   достигнутыми 
результатами.

Сам Берлускони заявил, что задача дипломатии прежде всего заключается в продвижении 
бизнеса,   поэтому   все   итальянские   посольства   должны   быть   «на   передовой   линии   по 
экономическому  присутствию   в   других   странах».   Поэтому   он   предложил,   по   примеру 
США,   направлять   послами   в   наиболее   важные   для   Италии   страны   не   карьерных 
дипломатов, а представителей делового мира и бизнесменов.

В полемику с Берлускони вступил самый влиятельный среди дипломатов профсоюз. С 
одной стороны, руководители профсоюза положительно отнеслись к идее сосредоточить в 
Фарнезине   основные   полномочия   в   области   внешних   сношений,   которые   сейчас 
распылены между различными государственными институтами. С другой стороны, они 
заявили,   что   отказ   от   наличия   посольств   и   консульств   в   малых   странах   приведет   к 
негативным   последствиям.   В   частности,   Италия,   претендующая   на   место   постоянного 
члена Совета Безопасности ООН, лишится голосов этих стран.

Возражения   раздавались   и   по   поводу   найма   на   местах   большого   количества 
контрактников, ибо это «заставит поступиться национальными интересами». Вспомнили 
также   и   о   том,   что   американская   система   послов-бизнесменов   в   самих   Соединенных 
Штатах в настоящее время подвергается серьезной критике.

Трудно сказать, насколько далеко может зайти дальнейшее реформирование Фарнезины, 
учитывая, что это одно из самых мощных и влиятельных ведомств Италии.

Современная структура МИД Италии

С учетом произведенных в 2000 г. изменений внешнеполитическая служба Итальянской 
Республики выглядит следующим образом.

Во   главе   Министерства   иностранных   дел   стоит   министр   иностранных   дел.   Министр 
иностранных дел принадлежит к той партийной коалиции, которая, одержав победу на 
очередных   парламентских   выборах,   формирует   правительство.   В   то   же   время   аппарат 
министерства не зависит от смены правительств, а его сотрудники не афишируют свои 
политические пристрастия.

Во   главе   всей   администрации   министерства   стоит   генеральный   секретарь.   Он 
непосредственно сотрудничает с министром в осуществлении деятельности министерства. 
Генеральный   секретарь   при   частой   смене   правительств   обеспечивает   координацию   и 
преемственность политики, хотя в настоящее время он уже не настолько всесилен, как это 
было раньше.

Сам   министр   опирается   в   своей   деятельности   на   кабинет   министра.   Этот   кабинет 
помогает   министру   осуществлять   возложенные   на   него   функции,   занимается 
конфиденциальными   вопросами,   осуществляет   связь   с   президентом   республики   и   с 
Советом   министров.   Сотрудники   кабинета   поддерживают   контакт   с   парламентом   и   с 
89


background image

дипломатическим корпусом. Помимо этого они ведут всю переписку министра и следят за 
движением документов.

У министра есть также личный секретариат.

Заместители   министра   (sottosegtetaridistato)   отвечают   за   конкретные   направления 
деятельности   министерства:   кадры,   ЕС,   эмиграция   и   т.д.   В   свою   очередь   каждый 
заместитель министра имеет свой личный секретариат.

Координационный   совет,   Совет   по   анализу   и   планированию   и   Совет   по   кризисным 
ситуациям   осуществляют   научное   обеспечение   и   согласование   внешнеполитического 
курса.

В  современной   структуре  министерства   значительная   часть   главных  управлений   носит 
функциональный   характер,   причем   их   число   постоянно   возрастает.   Их   значимость 
подтверждается наличием внутри этих управлений большего числа отделов по сравнению 
с территориальными.

Так, главные управления по европейской интеграции, по многостороннему политическому 
сотрудничеству и правам человека, по многостороннему финансовому и экономическому 
сотрудничеству,   по   культурному   развитию   и   сотрудничеству,   по   делам   итальянцев   за 
границей и миграционной политике включают в себя по 6 отделов, а главное управление 
по сотрудничеству во имя развития — целых 12 отделов.

Территориальные   главные   управления   (стран   Европы,   Америки,   Средиземноморья   и 
Ближнего Востока, Африканских государств к югу от Сахары, и Азии, Океании, Тихого 
Океана и Антарктиды) состоят из четырех отделов каждый.

Чрезвычайно   важное   место   занимает   Главное   управление   дипломатического   протокола 
республики.   Глава   протокольной   службы,   как   правило,   имеет   ранг   посла.   В   его 
компетенцию   входит   обеспечение   протокольной   стороны   официальных   церемоний,   в 
которых  принимают   участие   главы   иностранных   государств,  иностранные   министры   и 
послы.   Он   представляет   послов   и   полномочных   министров   президенту   республики, 
обеспечивает соблюдение протокола при заграничных визитах президента, премьера или 
государственных деятелей высокого ранга.

У главы протокольной службы есть личный секретариат. Три подчиненных ему отдела 
обеспечивают   процедуры   вручения   верительных   грамот,   следят   за   соблюдением   норм 
дипломатического   иммунитета   и   привилегий.   В   их   компетенцию   входит   также 
аккредитация и завершение миссии глав дипломатических представительств.

Его сотрудники осуществляют связь с дипкорпусом и консульствами, международными 
организациями   и   специальными   миссиями,   обеспечивают   выдачу   экзекватуры,   виз   и 
дипломатических карточек. Следует отметить, что ни президент республики, ни премьер-
министр не имеют своей собственной службы протокола. Поэтому решение связанных с 
этим вопросов тоже относится к этому управлению.

Главные управления, занимающиеся вопросами персонала, административными делами, 
бюджетом и имуществом, дипломатическим церемониалом республики, информационной 
пресс-службой, правовым разрешением споров и договорами, архивами и документацией, 
информатикой, связью и шифрованием насчитывают от 3 до 7 отделов.

90