Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2703

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Обычно   генеральные   консулы   в   больших   столичных   городах,   имеющих   важное 
политическое   и   экономическое   значение,   имеют   ранг   посланника   или   советника 
посольства.

Консульства, в свою очередь, подразделяются на категории. Консульства 1 категории, как 
правило,   возглавляются   карьерными   дипломатами,   консульства   2   категории   могут 
возглавляться обычным государственным чиновником.

Направляющиеся   за   границу   генеральные   консулы   и   консулы   получают   патенты, 
подписанные   президентом   республики.   Патенты   вице-консулов   1   категории 
подписываются министром иностранных дел, вице-консулов 2 категории и консульских 
агентов главой дипломатической миссии в данной стране.

Патент, выдаваемый генеральному консулу или консулу содержит следующий текст:

«Желая   развивать   и   укреплять   дружеские   и   торговые   отношения   Италии   с   ...,  решено 
назначить господина ... Генеральным консулом (Консулом) Италии, о чем свидетельствует 
настоящее письмо. Ему предоставляется право назначать Вице-консулов и Консульских 
агентов на основе целесообразности.

Всем итальянским гражданам предписывается признавать вышеназванного господина ... в 
качестве Генерального консула (Консула) Италии.

Просьба к правительству и местным властям ... позволить ему свободно выполнять свои 
функции и пользоваться консульскими привилегиями на основе принятой в данном случае 
взаимности».

Патент подписывается президентом, в левом нижнем углу — министром иностранных дел 
и скрепляется гербовой печатью.

Дипломаты   в   одной   стране   могут   работать   не   менее   двух,   но   не   более   четырех   лет. 
Обязательный выход на пенсию для дипломатов предусматривается в возрасте 65 лет. Для 
некоторых   послов   делается   исключение,   и   они   могут   еще   год—два   продолжать   свою 
работу   за   границей.   Если   же   дипломат   по   каким-либо   причинам   вынужден   оставить 
службу,   не   достигнув   пенсионного   возраста,   он   переходит   в   так   называемый   резерв. 
Пребывание   в   этом   качестве   не   может   превышать   двух   лет,   после   чего   дипломат 
отправляется   на   заслуженный   отдых.   Правда,   если   он   был   переведен   в   резерв   для 
выполнения   специального   задания,   он   остается   в   этом   качестве   столько,   сколько 
потребуется для выполнения работы.

Справочный материал по дипломатической службе Италии

Структура МИД Италии*

* Таблицы выполнены П.Б.Савиновым.

96


background image

Количество представительств Италии по всему миру за 1997-2000 гг.

Количество консульских учреждений по всему миру за 1998-2000 гг.

Количество зарубежных представительств Италии*

* В таблицу не включены  482 почетных консула, 83 военных атташе и представители 
Итальянского кредитного банка по внешней торговле, работающие в составе посольств.

Рекомендуемая литература

1. Зонова Т.В. Дипломатическая служба Италии. М., 1995.

2. Зонова Т.В. Архивы министерства иностранных дел Италии // Российская дипломатия в 
свете мирового исторического опыта. М., 1997.

3.   Зонова   Т.В.   Итальянский   парламент   и   механизм   принятия   решений   по   внешней 
политике // Из истории европейского парламентаризма. М., 1997.

97


background image

4. Зонова Т.В. Эволюция структур, форм и методов итальянской дипломатии // Мировая 
политика: Теория и практика. М., 1997.

5.   Зонова   Т.В.   Компаративный   анализ   становления   российской   и   европейской 
профессиональной   дипломатической   службы   //   Российская   дипломатия:   История   и 
современность. М., 2001.

6. Enrico Serra. La diplomazia in Italia. Milano, 1984.

7. Libro bianco. Nuove risposte per un mondo che cambia. MAE. Milano, 2000.

8. Stefano Brusadelli. Farnesina mon amour// Panorama 11.01.2002.

Интернет-ресурсы

http://www.esteri.it

98


background image

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ИСПАНИИ

Испанская   дипломатическая   служба   является   одной   из   старейших   в   мире,   однако   ее 
история,   современные   организационные   формы   и   методы   работы   остаются   довольно 
слабо   изученными   по   сравнению   с   дипломатическими   службами   других   ведущих 
европейских   государств.   В   значительной   степени   это   объясняется   многолетней 
международной   изоляцией   Испании,   в   которой   она   находилась   в   период   правления 
генерала Франко (1939—1975 гг.). В этот период немногочисленные работы, посвященные 
Испании,   в   целом   носили   критический   характер   и,   в   основном,   вели   идеологическую 
полемику с франкистской пропагандой.

Демонтаж франкистского режима не только открыл новый период в истории Испании и 
позволил занять ей подобающее место среди основных акторов мировой и европейской 
политики,   но   дал   возможность   также   начать   всестороннее   изучение   одного   из   самых 
самобытных и неповторимых государств Западной Европы.

Истоки испанской дипломатии

Народы,   населявшие   Пиренейский   полуостров,   сравнительно   давно   уже   использовали 
дипломатические методы при решении международных вопросов. Конечно, дипломатия 
того времени лишь отдаленно может напоминать нам современную дипломатию, однако, 
сам факт существования дипломатических отношений в глубокой древности, пусть и на 
примитивном   уровне,   служит   свидетельством   того,   что   современная   Испания   является 
наследницей и преемником богатых дипломатических традиций.

Не   располагая   надежными   источниками   по   древней   истории   Испании,   мы   можем 
предполагать, опираясь на теоретические работы по истории дипломатии, что уже во II—I 
вв.   до   н.э.   племена,   населявшие   Пиренейский   полуостров,   прибегали   к   своеобразным 
дипломатическим   методам   в   своей   повседневной   жизни.   Наличие   подобного   рода 
дипломатических контактов подтверждается тем фактом, что в конце второго тысячелетия 
до Рождества Христова на полуостров прибывают финикийцы, а несколько позже древние 
греки. Именно в это время (X—VIII в. до н.э.) и происходят первые контакты коренного 
населения Пиренеев (иберов, кельтов и басков) с греками и финикийцами. Древние греки 
и финикийцы, которые вели активную морскую торговлю, понимали важность наличия 
городов   на   пересечении   основных   средиземноморских   торговых   путей   и   поэтому 
стремились основать на территории современной Испании свои поселения.

Следующий важный период в развитии дипломатии на Пиренеях начался после захвата 
полуострова карфагенянами в 237 г. до н.э. Потерпев поражение от Рима в ходе первой 
Пунической войны, карфагеняне высаживаются на полуостров с севера Африки для того, 
чтобы   создать   себе   там   плацдарм   и   продолжить   борьбу   с   Римом.   Через   два   года   на 
Пиренеях   появляются   римляне.   С   этого   момента   мы   уже   располагаем   сравнительно 
надежными   источниками   и   фактами   о   дипломатической   деятельности   на   территории 
полуострова, которые оставлены нам римскими историками.

99


background image

Карфагеняне   умело   сочетали   военные   методы   с   дипломатическими   в   ходе   захвата 
иберийских   и   кельтских   земель.   Дипломатические   методы   были   использованы 
карфагенянами и в отношениях с более серьезным и изощренным противником — Римом.

В 231 г. до н.э. римляне направили посольство на Пиренеи, захваченные карфагенянами. 
Во главе посольства был консул Папирио. Он должен был выяснить дальнейшие планы 
карфагенян   и   предупредить   о   возможности   их   нападения   на   греческие   поселения   в 
Испании, с которыми у римлян был заключен союз*.

* Ochoa Brun M. Historia de la diplomacia espanola. V. 1. MAE, Madrid, 1991. P. 49.

В 226 г. до н.э. карфагеняне подписывают с римлянами договор, установивший по реке 
Эбро границу сфер влияния на полуострове*. Однако, несмотря на все дипломатические 
усилия, непримиримая вражда карфагенян и римлян привела к началу второй Пунической 
войны (218—201 гг. до н.э.). Поводом к войне послужил захват карфагенянами греческого 
города   Сагунто.   Римляне,   гарантировавшие   безопасность   гре   ческим   поселениям, 
воспользовались данным поводом для начала военных действий. С момента окончания 
войны, в ходе которой карфагеняне во главе с вождем Ганнибалом были окончательно 
разбиты римлянами, начинается римский период в истории Испании.

* Antonio Dominguez Ortiz: Espana. Tres milenios de Historia. MarcialPons. Madrid, 2000. P. 
16.

Подробное рассмотрение влияния данного периода на дальнейшее развитие Испании не 
входит в цель настоящего исследования. Тем не менее, следует признать, что влияние Рима 
явилось   ключевым   фактором   во   всей   последующей   истории   страны.   Испания   стала 
окончательно и бесповоротно неотъемлемой частью западной цивилизации.

С   падением   римской   империи   открывается   новая   страница   в   истории   Испании. 
Характерно, что средневековье богато на события, повлиявшие и на развитие дипломатии. 
Для   изучения   испанской   дипломатии   этот   период   интересен,   прежде   всего,   тем,   что 
дипломатия   как   политический   институт   в   средние   века   получает   новый   импульс. 
Прекращает   существование   римская   концепция   об   исключительном   положении   и   роли 
Рима   в   международных   отношениях.   Рим   являлся   центром   «вселенной»,   своего   рода 
цивилизованным островом во вражеском окружении варваров, с которыми и нормальных 
отношений нельзя было поддерживать. Рим делал свою ставку на военную мощь, при этом 
во многом пренебрегая дипломатическими методами.

После   падения   римской   империи   на   ее   бывшей   территории   постепенно   начинают 
образовываться   многочисленные   государства,   вступающие   между   собой   в   активный 
диалог.   Одним   из   таких   государств   стало   Вестготское   королевство,   образованное   на 
территории   современной   Испании   и   ставшее   первым   национальным   испанским 
государством.

Вестготы   вели   активную   внешнеполитическую   деятельность   и,   несмотря   на   скудность 
источников   по   этому   периоду,   до   нас   дошли   сведения   о   многочисленных   визитах 
вестготских   посланников   в   близлежащие   государства.   На   заре   появления   королевства 
вестготов у них уже существовала система принятия внешнеполитических решений, хотя с 

100