ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 2709
Скачиваний: 3
Большую роль китайцы отводят использованию посредников для предварительного
изложения партнерам своей позиции на предстоящих переговорах. Немалое значение
придается такому общепринятому приему как «закулисная дипломатия» — активная
«психологическая обработка» отдельных членов делегации другой стороны (в частности, с
целью провоцирования внутренних расхождений у партнера). Те «встречи без галстуков»,
которые получили распространение в последнее десятилетие, давно применяются и в
переговорной практике китайцев.
В закулисной дипломатии, на «встречах без галстуков», при использовании посредников
главная цель, которая преследуется китайцами, — это «сохранить лицо». Другими
словами, китайскому дипломату важно заблаговременно изложить свою позицию, если это
позволяется инструкциями, в таком духе, чтобы она на официальных переговорах была
доброжелательно встречена партнером. Если же китайцы, излагая заранее свою позицию,
знают, что она неприемлема для партнера, то цель такой «закулисной дипломатии»
состоит в том, чтобы смягчить ответную отрицательную реакцию партнера, не сделать ее
излишне жесткой. На это же нацелена организация «утечки» информации в ходе
переговоров для достижения пропагандистского эффекта в глазах общественности.
Применение вышеперечисленных приемов не мешает китайским дипломатам делать все,
чтобы произвести благоприятное впечатление и с каждым партнером на переговорах быть
именно таким, каким, как китайцу кажется, его хотела бы видеть другая сторона. С
некоторых пор стандартным поведением китайских переговоровщиков стало стремление
выглядеть непринужденными и остроумными.
«Сохранение лица» — это главное как для переговорной практики китайцев, так и для
дипломатии Китая в целом. С такой специфичной чертой китайской дипломатии
необходимо — нравится она или не нравится кому-то — считаться. И снова приходится
говорить, что «сохранить лицо» стремится каждый дипломат, но для китайца «сохранение
лица» — это жизненно важный принцип. Те иностранцы, которые усвоили этот постулат,
пользуются особым уважением у китайцев.
Переговоры, даже если они в какой-то период закончились неудачей, рано или поздно
будут продолжены, и если вы, как партнер китайца, действовали на предыдущем этапе
переговоров с уважением к этой черте китайского представителя, то это неизбежно
скажется на общей атмосфере последующих переговоров. Жизнь переговорщика не
ограничивается одним раундом переговоров: переговоры могут продолжаться длительное
время. И чем лучше складываются личные отношения между переговорщиками, тем
больше появляется возможностей для достижения договоренностей — разумеется, без
отступления от собственных национальных интересов.
Рекомендуемая литература
1. Китай в мировой политике. М, 2001.
2. Границы Китая: История формирования. М., 2001.
3. Трояновский О. Через годы и расстояния. М., 1957.
161
4. Верещагин Б.Н. В старом и новом Китае. М., 1999.
5. Энциклопедия Нового Китая. Пекин, 1987.
162
ДИПЛОМАТИЯ АЛЖИРА
Зарождение алжирской дипломатии
Дипломатическая служба Алжира зародилась и начала формироваться в ходе войны за
независимость, за обретение государственной самостоятельности. Ее главной задачей на
том этапе была мобилизация мировой общественности на поддержку борьбы алжирского
народа против французского господства, обеспечение постоянных контактов с
дружественными иностранными государствами, создание благоприятных международных
условий для национально-освободительной революции.
Ярким показателем успехов молодой нарождающейся алжирской дипломатии могут
служить результаты борьбы, развернувшейся вокруг признания Временного правительства
Алжирской Республики (ВПАР). О создании Временного правительства официально было
объявлено 19 сентября 1958 г. Немедленно об этом событии алжирцы уведомили все
иностранные государства, которые имели свои дипломатические представительства в
Каире. Получив известие об этом важном событии, Министерство иностранных дел
Франции, в свою очередь, обратилось к странам, поддерживающим дипломатические
отношения с Францией, с предупреждением о том, чтобы они не предпринимали шагов к
признанию ВПАР.
Несмотря на угрозы со стороны Франции, около 30 стран, в большинстве своем имеющих
дипломатические отношения с Парижем, признали ВПАР. Все арабские государства
признали его немедленно, за исключением Ливана, который принял решение по вопросу о
признании лишь 14 января 1959 года.
В первые годы борьбы за независимость дипломатическая деятельность Фронта
национального освобождения, руководившего с ноября 1954 г. вооруженной борьбой
алжирского народа, была направлена, прежде всего, на противодействие попыткам
Франции изолировать алжирских патриотов на мировой арене. Международные позиции
ФНО в этот период серьезно укрепляются. Большую работу в этом направлении
проводила Делегация внешних сношений (прообраз МИД), созданная ФНО уже в 1954 г.
Ее представители принимали активное участие в работе различных всеафриканских
форумов, в т.ч. в Аккре (декабрь 1958 г.), Монровии (август 1959 г.), Тунисе (январь I960
г.), Касабланке (январь 1961 г.) и др.
Вторая конференция народов Африки (Тунис, 1960 г.) обратилась с призывом ко всем
африканским странам оказать Алжиру помощь добровольцами. За всемерную поддержку
борьбы алжирского народа высказалась и Касабланкская конференция глав африканских
государств, проходившая в январе 1961 года.*
* Ланда Р. Г. Национально-освободительное движение в Алжире (1939-1962 гг.). М., 1962.
С. 261.
Рост международного авторитета ВПАР, его активная дипломатическая деятельность и
требования мировой общественности прекратить войну в Алжире сказались и на ходе
обсуждения алжирского вопроса в ООН. XV сессии ГА ООН в декабре 1960 г. приняла
163
специальную резолюцию по Алжиру, в которой признавалось право алжирского народа на
самоопределение и независимость и говорилось о необходимости обеспечить успешное
осуществление этого права на основе соблюдения единства и территориальной
целостности Алжира*.
* Правда. 17 декабря 1960.
Серьезным успехом дипломатии борющегося Алжира явилось участие его делегации в
работе I конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран
(Белград, сентябрь 1961 г.). ВПАР было официально признано Афганистаном, Камбоджей
и Югославией. Несколько раньше его признали Куба и Пакистан*.
* Фараг Муса. Дипломатическая служба арабских государств. М., 1962.
Под влиянием военных, политических и дипломатических успехов ФНО французское
правительство было вынуждено начать поиски выхода из затянувшейся войны в Алжире.
Первая франко-алжирская встреча состоялась в Мелёне (близ Парижа) с 25 по 29 июня
1960 г. Несмотря на сопротивление французских «ультра», через год переговоры
возобновились в Эвиане. В ходе них французская сторона потребовала прекращения всех
военных действий со стороны ВПАР, обеспечения особых привилегий для европейцев,
отторжения от Алжира, входивших в его состав участков Сахары, потенциально богатых
нефтью, и некоторых других районов. Этот диктат был отвергнут представителями ВПАР,
и 13 июня 1961 г. переговоры были вновь прерваны.
Такое поведение Франции, выразившееся в срыве двух туров переговоров, вызвало
широкое движение протеста общественности как в самой Франции, так и в Алжире.
Участники движения осуждали Францию за ее позицию и выступали в поддержку
требования ВПАР о необходимости немедленного возобновлении переговоров. В защиту
своей позиции алжирская дипломатия также проводила активную кампанию на
международной арене. Третий тур переговоров начался 20 июля 1961 г. в Люгрэне (близ
Эвиана), но вскоре и он был прерван (31 июля) из-за отказа Франции признать суверенитет
Алжира над так называемой алжирской Сахарой.
Не приведя к заключению какого-либо соглашения, все эти переговоры явились, тем не
менее, значительной дипломатической победой ВПАР, так как означали фактическое
признание Францией ФНО и способствовали выяснению и уточнению позиций сторон.
18 марта 1962 г. был подписан комплект различного рода документов, получивших
впоследствии название Эвианских соглашений. Он охватывал практически все стороны
франко-алжирских отношений. Главным в этих соглашениях было то, что они
фиксировали согласие сторон на немедленное прекращение военных действий и
определяли условия самоопределения алжирского народа.
Подписав Эвианские соглашения, дипломатия ВПАР еще более активизировала свою
внешнеполитическую деятельность. Соглашения предусматривали, что «после
провозглашения независимости алжирское государство будет осуществлять свой полный
суверенитет как во внутренней, так и внешней политике».
164
К началу марта 1962 г. Алжирская Республика была признана де-юре почти всеми
арабскими государствами и рядом стран Азии. После заключения Эвианских соглашений
на протяжении переходного периода ее признала де-юре новая большая группа государств,
в том числе СССР и другие социалистические страны. В ответ на решение советского
правительства о признании Алжирской республики де-юре Франция отозвала из Москвы
своего посла. Советскому послу было заявлено, что он «должен вступить в прямой контакт
со своим правительством». Эта элегантная формула означала требование отъезда посла из
Парижа. Отношения были, таким образом, снижены до уровня поверенных в делах*.
Когда же5 июля 1962 г. была провозглашена независимость Алжира, вслед за Францией
Алжирскую Республику признали США, Англия, ФРГ, Италия и большинство других
западных государств**.
* Дубинин Ю.В. Дипломатическая быль (Записки посла во Франции). М., 1997. С. 118.
* Шведов А.А. Независимая Африка: Внешнеполитические проблемы, дипломатическая
борьба. М., 1983.
Аппарат внешних сношений ФНО и ВПАР
Как прообраз алжирского министерства иностранных дел можно рассматривать
функционировавшую с 1954 по 1957 г. делегацию внешних сношений ФНО. В задачи этой
организации входило обеспечение постоянных контактов ФНО с иностранными
государствами и мировой общественностью. Ее члены постоянно выезжали для участия
как в региональных, так и в международных конференциях. Местом пребывания
делегации был город Каир — столица Египта.
Когда в 1957 г. Исполнительный и координационный комитет ФНО обосновался в Каире,
делегация внешних сношений утратила свое значение и была заменена в начале 1958 г.
департаментом иностранных дел. Именно в это время были также созданы департаменты
прессы и информации, внутренних дел, снабжения и вооружения. Однако строгого
разграничения функций не было, нередко тот или иной департамент брал на себя функции
другого.
С момента формирования Временного правительства Алжирской республики (ВПАР)
название «департамент» было упразднено и заменено «министерством». ВПАР состояло
из десяти министерств. Одним из них стало Министерство иностранных дел.
Вопросы, которые обычно входят в компетенцию Министерства иностранных дел, были
переданы в ведение двух других министерств. Так, Министерство по североафриканским
делам занималось вопросами, касавшимися отношений с Тунисом и Марокко, а
Министерство информации курировало проблемы пропаганды и участия Алжира в работе
международных совещаний, конференций и других форумов, включая Организацию
Объединенных Наций.
После сессии Национального совета революции Алжира (НСРА) в Триполи (декабрь 1959
— январь 1960 г.) Министерство по североафриканским делам было упразднено, а
вопросы, входившие в его компетенцию, перешли в ведение Министерства иностранных
дел. Кроме того, было решено, что из ведения Министерства информации будут изъяты
165