ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 2706
Скачиваний: 3
остальной мир, то есть подавляющее большинство человечества, на жестокую
эксплуатацию, отсутствие безопасности и войны.
Мирное сосуществование, которое не охватывало бы все народы, было бы опасным и
бесперспективным... Мир неделим. Он должен быть глобальным и затрагивать не только
отношения между великими державами, но и отношения этих последних с малыми
странами».
В Хартии определено место Алжира среди развивающихся стран и отношение его к
политике неприсоединения. «Будучи страной третьего мира, — говорится в Хартии, —
Алжир солидарен со всеми народами Азии, Африки и Латинской Америки, борющимися
за свое политическое освобождение, укрепление своей независимости, экономическое и
социальное развитие... Неприсоединение — это постоянная политическая линия Алжира.
Такая внешняя политика является наиболее подходящим выражением нашей политики
национальной независимости».
Хартия определяла отношение Алжира к политике мира, к развитию отношений с
государствами социализма, капитализма, с европейским континентом. «Алжир является
страной, стремящейся к миру. Он хочет развивать отношения дружбы со всеми странами
мира. С промышленно развитыми странами он будет стараться поддерживать
дружественные и плодотворные отношения на базе уважения суверенитета,
невмешательства во внутренние дела и равновесия интересов.
С социалистическими странами политика сотрудничества постоянно развивается и
расширяется во всех областях. Ускоряемое развитие мира будет постоянно давать этой
политике новые возможности, тем более, что она основана на общности борьбы против
колониализма, неоколониализма и империализма. Алжир будет стремиться к еще
большему упрочению своих отношений с социалистическими странами на основе дружбы
и равновесия интересов.
Сотрудничество с Европой может получить еще более широкий размах, если только
укрепится тенденция некоторых европейских стран к установлению отношений нового
типа, свободных от методов и практики безвозвратно ушедшего прошлого».
19 ноября 1976 г. на всеалжирском референдуме была принята новая Конституция
Алжирской Народной Демократической Республики, которая отразила в форме основного
закона главные направления внутренней и внешней политики Алжира с учетом
государственного опыта последних лет и определила четко формы государственного
устройства и функции органов государственной власти страны.
В гл. VII раздела «О принципах внешней политики» Конституция определила, что
«Алжирская Республика разделяет принципы и цели, изложенные в Уставах Организации
Объединенных Наций, Организации африканского единства и Лиги арабских государств»
(ст. 96), и что, «будучи верным принципам и целям неприсоединения, Алжир борется за
мир, мирное сосуществование и невмешательство во внутренние дела государств» (ст. 90).
Говоря далее о главных направлениях внешней политики страны, Конституция заявляет:
«Борьба против колониализма, неоколониализма, империализма и расовой дискриминации
представляет собой главное направление революции. Солидарность Алжира со всеми
народами Африки, Азии и Латинской Америки в их борьбе за политическое и
экономическое освобождение, за их право на самоопределение и независимость является
основной линией национальной политики» (ст. 92). Наконец, «укрепление
171
международного сотрудничества и развитие дружественных отношений между
государствами на основе равноправия, взаимной заинтересованности и невмешательства
во внутренние дела являются основными принципами государственной политики» (ст. 93).
В гл. II раздела «Об исполнительной власти» Конституции записано, что Президент
Республики, избираемый на 6 лет, «определяет в соответствии с Национальной Хартией и
положениями Конституции общую политику страны как во внутреннем, так и во внешнем
плане, направляет и исполняет эту политику... назначает и отзывает послов и
чрезвычайных посланников Республики за границей». «Он принимает верительные и
отзывные грамоты иностранных дипломатических представителей, заключает и
ратифицирует международные договоры согласно условиям, определенным в
Конституции».
Статья 122 определяет, что «после консультации с руководящей инстанцией партии,
совещания с правительством и ознакомления с мнением Высшего Совета Безопасности
Президент Республики в случае происходящей или неминуемой агрессии объявляет
состояние войны в соответствии с положениями Устава ООН».
Согласно ст. 124, «Президент Республики заключает перемирие и мир».
В гл. III раздела «О законодательной власти» Конституция определяет, что «по требованию
Президента Республики или Председателя Национального Народного Собрания последнее
может открыть дебаты по вопросам внешней политики». «В случае необходимости эти
дебаты могут закончиться принятием Национальным Народным Собранием резолюции,
которую Председатель Собрания передает Президенту Республики» (ст. 157).
В ст. 158 говорится, что «политические договоры, так же как и договоры, изменяющие
законы, ратифицируются Президентам Республики после их непременного одобрения
Национальным Народным Собранием». В ст. 160 говорится, что, «если все или часть
положений какого-либо договора противоречат Конституции, разрешение на ратификацию
договора может быть дано лишь после пересмотра Конституции»*.
* Зорин В.А. Основы дипломатической службы. М., 1977.
Национальная хартия и Конституция АНДР четко определили главные направления
внешней политики Алжира на ближайшие годы с учетом существовавшей в тот период
международной обстановки.
На этой основе и строилась деятельность дипломатии Алжира, которая в течение почти
двадцати лет после завоевания страной политической независимости неизменно
проводила курс, основанный на принципах позитивного нейтралитета, неприсоединения к
блокам, поддержки национально-освободительных движений, стремилась развивать
двусторонние отношения Алжира со всеми государствами на основе полного и реального
равноправия, уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела других стран.
Алжир является принципиальным противником сионизма и расизма, не признает
государство Израиль. АНДР выступает за объявление Африки и Ближнего Востока
безъядерными зонами, за превращение в зоны мира районов Средиземного и Красного
морей, Персидского залива и Индийского океана.
172
Алжир активно участвовал в деятельности целого ряда авторитетных международных
организаций. С 1962 г. он является членом Организации Объединенных наций (ООН) и с
1963 г. Организации Африканского Единства (ОАЕ), в которых алжирские дипломаты
выступали за ликвидацию колониальных и расистских режимов, за оказание практической
помощи народам и странам, боровшимся за национальное освобождение. Как одна из
стран арабского мира Алжир — член Лиги Арабских Государств (ЛАГ), участвует в работе
Организации Исламской Конференции (ОИК), играет важную роль в Организации Стран
— Экспортеров Нефти (ОПЕК).
Алжир был одним из признанных лидеров Движения Неприсоединения (ДН). Именно на
IV конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран,
состоявшейся в столице АНДР в 1973 г., алжирским президентом Х.Бумедьеном была
впервые сформулирована идея о выработке программы перестройки международных
экономических отношений и установления нового международного экономического
порядка (НМЭП).
На XXIX сессии Генеральной Ассамблеи ООН, председателем которой являлся министр
иностранных дел АНДР Абде-льазиз Бутефлика, алжирская делегация добивалась
принятия положительных решений по таким актуальным проблемам, как запрещение
воздействия на природную среду и климат в военных целях, созыв Всемирной конвенции
по разоружению, определение агрессии и др. Алжир высказывался за укрепление ООН и
придание ей большей эффективности путем повышения роли малых стран.
Позиции Алжира по наиболее важным международным проблемам совпадали или были
близки к советским позициям*. Он практически поддерживал все инициативы Советского
союза в этой области, в том числе и при обсуждении в ООН. Прежде всего это относилось
к вопросам войны и мира, укрепления международной безопасности, снижения уровня
ядерного противостояния, разоружения, политического урегулирования региональных
конфликтов, установления НМЭП.
* Бенджедид Ш. Речи президента. На арабском языке. Алжир, 1980. С. 59-65.
Вместе с тем, голосуя на сессиях ГА ООН в поддержку предложений, направленных на
укрепление международной безопасности, алжирские дипломаты не проявляли особого
интереса к этому кругу вопросов. Алжирское руководство считало, что политика разрядки
между Востоком и Западом, направленная на достижение международной безопасности,
принесет реальную пользу лишь развитым государствам, а не «третьему миру», так как
может быть использована западными державами для усиления политического и
экономического нажима на развивающиеся страны*.
* Revolution africaine. 1984. № 1036. P. 18.
Алжир выступал за превращение Средиземного моря в «озеро мира и сотрудничества»
путем ликвидации там иностранных баз, вывода военных флотов несредиземноморских
стран и установления равноправного сотрудничества между всеми государствами
региона*. Большое внимание он уделял налаживанию сотрудничества стран западного
Средиземноморья, (так называемой «десятки»): Франции, Испании, Италии, Португалии,
Мальты, Алжира, Марокко, Туниса, Ливии, Мавритании.
173
* Аш-Шааб. 07.04.1985.
Особое место в системе дипломатической деятельности Алжира продолжали занимать
отношения с Францией. Основой сотрудничества двух стран являлось существование
тесных политических и экономических связей между ними. Алжир стремился уйти от
зависимости за счет диверсификации связей, однако на данном этапе он был не в
состоянии оторваться от Франции, остававшейся его партнером номер один и в экономике,
и в торговле*. Алжирцы особенно рассчитывали на французскую помощь в связи с
осуществлением своих планов социально-экономического развития страны. Франция, со
своей стороны, была заинтересована в поддержании выгодных отношений с Алжиром, и в
первую очередь это относилось к французским нефтяным монополиям, интересы которых
неизменно учитывались руководством страны. Однако, несмотря на эту
заинтересованность, в отношениях между двумя странами оставались значительные
противоречия, вызывавшиеся как объективными, так и субъективными причинами, в
частности сохранявшимся взаимным недоверием, которые тормозили развитие отношений
между Францией и Алжиром.
* L'Algerie en quelques chiffres. Alger, 1982. P. 8.
Что касается связей Алжира со странами ЕС, то этот вопрос возник еще до завоевания
алжирским государством своей независимости. Даже оставаясь французской колонией,
Алжир, в силу своих колоссальных природных богатств, вызывал большой интерес со
стороны европейских государств, именно поэтому статья 227 Римского договора о
создании ЕЭС предусматривала распространение на Алжир основных положений
договора*. После получения Алжиром в 1962 г. независимости его отношения с ЕЭС
строились на условиях «временного статус-кво». Несмотря на неоднократные попытки
алжирских дипломатов провести переговоры с ЕЭС о возможности заключения какого-
либо соглашения взамен временного статус-кво, существенного прогресса не было
достигнуто. Двусторонние связи АНДР с государствами — членами ЕЭС продолжали
расширяться в данный период и занимали существенные позиции во всем комплексе
внешнеэкономических и внешнеторговых контактов Алжира. Достаточно сказать, что 70—
80% внешнеторгового оборота Алжира приходилось на страны ЕЭС. Европейские страны
оказывали существенную помощь АНДР в вопросах научно-технического прогресса,
подготовки кадров, в культуре и т.д.
* La documentation francaise. Articles et documents. P., 1962—1968.
С первых дней после достижения независимости Алжир стал устанавливать и развивать
свои отношения с Советским Союзом и другими социалистическими странами. Развитию
этих отношений способствовал тот факт, что алжирский народ и его руководители в
период борьбы за независимость всегда чувствовали моральную и материальную
поддержку в своей борьбе со стороны государств социалистического содружества. После
подписания в 1962 г. Эвианских соглашений в связи с массовыми выездами французских
специалистов и без того подорванные восьмилетней войной экономика и хозяйство
Алжира оказались в тяжелом положении. Алжир нуждался в серьезной помощи для
174
ликвидации последствий колониализма и длительной войны, для восстановления своей
экономики и развития ее на независимой основе. Первыми, кто оказал Алжиру помощь в
этом деле, были Советский Союз и другие социалистические страны.
В 1960—1970-е гг. советско-алжирское сотрудничество значительно расширилось и
укрепилось во всех областях — в политике, экономике, науке и культуре.
В соответствии с конституцией страны президент Алжира объединял в своих руках
основные вопросы внешней политики страны, хотя повседневное руководство ею
осуществлял министр. В рассматриваемый период, в 1963—1979 гг., министром
иностранных дел Алжира являлся Абдельазиз Бутефли-ка, известный политический
деятель, активный участник национально-освободительной борьбы, член высших
партийных и государственных органов Алжира.
Министерство иностранных дел Алжира являлось основным государственным аппаратом
практического осуществления внешней политики страны. Во главе его стоял министр и
генеральный секретарь со своим заместителем. Они являлись основным руководящим
звеном Министерства, постоянно связанным с пятью дирекциями, ведающими основными
отраслями и направлениями внешнеполитической деятельности. Это — генеральная
дирекция по делам политики, экономики, культуры и социальным, (с двумя дирекциями:
по политическим делам и по делам экономики, культуры и социальным, а также отдел
международных организаций); дирекция по французским делам; дирекция по делам
юридическим и консульским, дирекция общей администрации.
Министр и генеральный секретарь Министерства непосредственно поддерживали
контакты с посольствами и консульствами Алжира за границей и направляли деятельность
генеральной инспекции по дипломатическим постам.
В Дирекцию по политическим делам входили территориальные отделы, занимавшиеся
вопросами сотрудничества со странами: арабскими, африканскими, европейскими и
Северной Америки, Азии и Латинской Америки, социалистическими странами.
В Дирекцию по делам экономики, культуры и социальным имелись два отдела: по делам
экономики и финансов, по делам культурным и социальным.
В Дирекцию по французским делам входили три службы: политическая служба,
экономическая и финансовая, служба технического и культурного сотрудничества.
Дирекция по юридическим и консульским делам имела национальное бюро по делам
беженцев и апатридов и три службу: служба конвенций административных и социальных,
а также международных союзов.
Дирекция общей администрации состояла из двух подди-рекций: поддирекции персонала
и поддирекции бюджета и материальной.
Такова была в этот период структура Министерства иностранных дел — основного
центрального органа повседневного руководства внешней политикой АНДР, направляемой
Революционным советом и Фронтом национального освобождения Алжира.
Дипломатия Алжира на рубеже веков
175