Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3163

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международные организации и соглашения вне ООН

к 40-процентному снижению тарифов на промышленные товары, ввозимые в развитые промышленные страны. В сред­нем ставки снизятся с 6,3% до 3,8%.

Члены ВТО также приняли целый ряд обязательств, выте­кающих из национальных нормативных актов, регулирую­щих деятельность в сфере услуг. Эти обязательства, как и тарифные ставки, были занесены в соответствующие наци­ональные документы. Помимо этого, ВТО проводит работу по расширению и уточнению тех положений ГАТТ, исходя из которых правительства могут вводить компенсационные пошлины на два вида товаров, входящих в категорию так называемых «ложно» конкурентоспособных. Это демпинго­вые товары и дотируемые. Соглашение по сельскохозяйст­венной продукции, заключенное в рамках ВТО, направлено на придание торговым отношениям в этой сфере большей справедливости. Соглашение в области интеллектуальной собственности направлено на совершенствование условий состязательности в сферах знаний и изобретений. Анало­гичное соглашение действует в сфере предоставления ус­луг. В рамках ВТО сохранены все положения, направлен­ные на создание благоприятных условий для развивающих­ся стран, которые действовали в рамках ГАТТ, и особое внимание уделено тем положениям, в которых развитым странам предписывалось помогать развивающимся странам налаживать торговые отношения. Развивающимся странам был определен срок для того, чтобы адаптироваться к более жестким требованиям ВТО. К наименее развитым странам применяется гибкий подход, и они имеют возможность из­влекать выгоду из того, что их товарам обеспечен самый легкий доступ на рынки капиталистических стран.

Высшим органом ВТО является Конференция министров, которая созывается раз в два года, в то время как повседнев­ная деятельность осуществляется рядом рабочих органов, в основном Всеобщим советом, который функционирует как арбитражный комитет и как комитет по наблюдению за реа­лизацией торгового законодательства. Всеобщий совет наде­ляет полномочиями три других главных органа — Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Со-

142


Вышеградская группа

вет по охране авторских прав. В подчинении Всеобщего со­вета находятся еще четыре органа, создаваемые Конферен­цией министров, — Комитет по торговле и развитию, Ко­митет по платежам, Комитет по торговле и экологии и Комитет по бюджету, финансам и администрации. За ис­полнением многосторонних соглашений в рамках ВТО в об­ластях гражданской авиации, правительственных поставок, торговли молочными продуктами и говядиной следят дру­гие структуры, подотчетные Всеобщему совету.

Во главе ВТО стоит генеральный директор, у которого есть четыре заместителя. На секретариат возлагается обя­занность по обеспечению органов ВТО всем необходимым для проведения переговоров и реализации соглашений. Од­ной из его основных функций является оказание эксперт­ной помощи развивающимся странам и особенно — наиме­нее развитым странам. Экономисты и статистики ВТО го­товят аналитические материалы по торговым отношениям и торговой политике, в то время как на юристов организа­ции возлагается ответственность за разрешение торговых споров, требующих толкования положений ВТО и имею­щихся прецедентов. Кроме того, секретариат занимается воп­росами приема новых членов и оказывает экспертные услу­ги правительствам, намеревающимся вступить в организа­цию. Бюджет ВТО равен приблизительно 83 миллионам долларов США, а индивидуальные взносы рассчитываются на основании долевого участия каждого члена в общем объеме торговых сделок, совершаемых всеми партнерами. Часть бюджета перечисляется в Международный торговый центр. Секретариат базируется в Женеве.

Вышеградская группа

Вышеградская группа — это региональная организация по сотрудничеству в сфере общих интересов; ее членами явля­ются Венгрия, Польша, Словакия и Чешская Республика. Основной инициативой является зона свободной торговли Центральной Европы, к которой позже присоединились Словения и Румыния.

143


Международные организации и соглашения вне ООН

Европейская ассоциация свободной торговли/ Европейское экономическое пространство

ЕАСТ (англ. соответствие — EFTA) бала создана на основе Конвенции, подписанной в Стокгольме в 1960 году семью западноевропейскими государствами, которые не вошли в Ев­ропейское экономическое сообщество, с целью создания сво­бодной зоны торговли промышленными товарами на базе установленных правил. Данная цель была достигнута в 1966 году, и уже в 1972—1973 годах были заключены согла­шения о свободной торговле с Европейским сообществом, что привело к образованию западноевропейской системы сво­бодной торговли. В 1992 году ЕАСТ заключила договор с Ев­ропейским союзом о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП, англ. соответствие — ЕЕА), создав сис­тему для свободного (с определенными ограничениями) пе­редвижения промышленных товаров, услуг, капитала и лю­дей. Органы ЕАСТ — Совет министров, Постоянный коми­тет, Комитет членов парламента, Консультативный комитет и Суд — дополнены совместными организациями ЕАСТ и ЕС. В Ассоциацию входят Исландия, Лихтенштейн, Норве­гия и Швейцария. Генеральный секретариат находится в Же­неве. ЕЭП состоит из государств — членов Европейского союза, в том числе Норвегии, Исландии и Лихтенштейна.

Европейский союз

ЕС (англ. соответствие — EU) состоит из пятнадцати госу­дарств-членов: Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Соединенного Королевства, Финляндии, Фран­ции, Швеции. Все они были участниками подписания или же затем присоединились к Римскому договору 1957 года, Единому европейскому акту 1986 года, Маастрихтскому до­говору о Европейском союзе 1992 года, Амстердамскому до­говору 1997 года и различным договорам о вступлении и ас­социирующим соглашениям, предлагающим условия доступа

144


Европейский союз

и перспективы членства в будущем для различных стран региона. Страны-участницы вместе с Исландией, Лихтенштей­ном и Норвегией создали европейское экономическое про­странство со свободным передвижением промышленных то­варов, капитала, услуг и людей из всех восемнадцати госу­дарств. ЕС также образовал зону свободной торговли с Турцией и провел диалог с двенадцатью государствами Ев­ро-Средиземноморского региона, включая Иорданию, ба­зируясь на решениях Барселонской конференции 1996 года. Римский договор, который не только «призвал другие народы Европы, имеющие общие идеалы, объединить их усилия», но и установил цель «снижения различий, сущест­вующих между различными регионами и заброшенными, отсталыми регионами», парадоксально ограничивает, вплоть до настоящего времени, перспективы членства стран, кото­рые могли бы внести финансовый вклад в этот процесс, и пока исключает тех, которые могли бы конкурировать в ре­сурсах с существующими странами-реципиентами. Следо­вание принципу «зависимости» (имеется в виду: от многих условий. — Примеч. ред.) исключает любое реальное расши­рение, но эта политика была радикально изменена в июле 1997 года, когда президент Комиссии ЕС представил «По­вестку 2000», в которой отмечалось, что «обстановка быстро меняется внутри и вне Союза» и что Союз должен пред­принять шаги по собственному развитию и реформирова­нию. Расширение представляет переломный момент в ис­тории Европы, которым следует воспользоваться в интере­сах укрепления европейской безопасности, экономики, культуры и положения в мире. Из десяти ассоциированных стран Центральной и Восточной Европы, которые подали заявки на членство, Комиссия рекомендовала начать пере­говоры о вступлении Венгрии, Польши, Эстонии, Чешской Республики, Словении, а также Кипра. В последующем пе­реговоры о вступлении должны быть начаты с Болгарией, Латвией, Литвой, Румынией и Словакией. Следующая меж­правительственная конференция должна обсудить, среди прочего, институциональные реформы и реорганизацию, а также общую аграрную политику.

ЮЗак 235 145


Международные организации и соглашения вне ООН

Цель шести первых членов Римского договора состояла в преодолении барьеров в торговле, организации процесса, ведущего к «более тесному союзу» (преамбула договора), и, что было наиболее принципиальным достижением, «установ­лении общего рынка и прогрессирующего сближения эконо­мических политик государств-членов» (статья 2). Как сказал Жан Моне, создатель Сообщества, «мы создаем не ассоциа­цию государств, мы создаем союз народов», и потому адми­нистративные процедуры, принятие решений в Европейском экономическом сообществе структурно были созданы так, чтобы способствовать процессу, ведущему к цели объединения.

Этот политический замысел был озвучен в 1969 году в Га­аге, где цель «прокладывание пути к объединенной Евро­пе» была признана и затем подтверждена в 1983 году в Штут-гратской торжественной декларации, а в 1986 году в Едином европейском акте государства-члены взяли на себя обяза­тельства по «трансформации отношений в целом среди го­сударств внутри Европейского союза» (преамбула) и поста­вили условие, что «европейские сообщества и европейская политическая кооперация (то есть гармонизация внешней политики) будут иметь своей целью совместный вклад в соз­дание прогресса по направлению к европейскому единству» (статья 1). Основное положение разработанного акта, про­должающего процесс объединения, состояло в уменьшении силы права вето отдельных членов правительств на основе расширения системы квалифицированного большинства при голосовании в Совете министров.

Процесс создания экономической вовлеченности и зави­симости зашел так далеко для большинства государств-чле­нов, что движение к европейскому объединению перешло в следующую стадию, наступившую в 1992 году с подписа­нием Маастрихтского договора, который установил цель — «учреждение Европейского союза как нового уровня в про­цессе создания более тесного союза между народами Евро­пы». Это обусловило то, что Союз стал обретать реальность, среди прочего, через установление экономического и фи­нансового союза, включавшего создание единой валюты и введение гражданства ЕС. Кроме того, Союз начал стре-

146