ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3162
Скачиваний: 12
Международные организации и соглашения вне ООН
вооружением, защита прав человека, преодоление кризисов, а также установление Кодекса поведения, касающегося открытости и роли вооруженных сил в демократическом обществе. В соответствии с вышеизложенными принципами, ОБСЕ выступила в роли наблюдателя на выборах в Боснии и Герцеговине, в поддержку Дейтонского соглашения, в 1996 году.
Органами ОБСЕ являются: Саммит глав государств (правительств), который собирается раз в два года; Совет министров иностранных дел стран — участниц ОБСЕ, который собирается ежегодно; Высший совет по политическим вопросам, который собирается в Праге, и Постоянный парламентский совет, который собирается в Вене еженедельно. Парламентская ассамблея ОБСЕ, секретариат которой находится в Копенгагене, собирается ежегодно. Бюро по демократическим институтам и правам человека, которое находится в Варшаве, концентрирует свои усилия на проблемах прав человека и проведения демократических выборов на национальном уровне. Верховный комиссар по делам национальных меньшинств находится в Гааге, а Мировой и арбитражный суд — в Женеве. Еженедельно в Вене собирается Форум по сотрудничеству в области безопасности.
Фактором, придающим ОБСЕ особую значимость, является состав ее членов, включающий в себя всех бывших участников холодной войны. ОБСЕ действует, основываясь на принципе единогласия, и является единственной региональной организацией, предоставляющей возможность дискуссий и сотрудничества для создания Нового Европейского Порядка на континенте при участии Соединенных Штатов. Значимость миссии ОБСЕ как посредника в налаживании отношений между бывшими «Востоком» и «Западом» была подчеркнута в преамбуле Акта о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Россией. В ней, в частности, определялась роль ОБСЕ как «всеобъемлющей организации, способствующей взаимодействию, получению консультаций и принятию решений в тех сферах, которыми она занимается», а также как Регионального соглашения (в соответствии со статьей VIII Устава ООН, в которой гово-
162
Организация Североатлантического договора
рится о «региональных соглашениях или организациях, занимающихся проблемой поддержания мира и безопасности в международном масштабе, в той мере, в которой они касаются действий на региональном уровне»). Обе стороны поставили подписи в знак согласия «способствовать усилению роли ОБСЕ в Европе», в частности, в качестве основного инструмента превентивной дипломатии, предупреждения конфликтов, преодоления кризисов, постконфликтной реабилитации и регионального сотрудничества в области безопасности; кроме того, стороны согласились способствовать увеличению действующих возможностей ОБСЕ для успешного выполнения указанных задач.
Членами ОБСЕ являются Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Святейший Престол, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония, Югославия (членство Сербии и Черногории приостановлено). Партнерами по сотрудничеству являются Япония, Корея; средиземноморские партнеры — Алжир, Египет, Израиль, Марокко и Тунис. Секретариат расположен в Вене.
Организация Североатлантического договора
НАТО (NATO — сокращ. от North Atlantic Treaty Organisation. — Примеч. ред.) основана в 1949 году и вместе с СЕН-ТО (CENTO — сокращ. от Central Treaty Organisation — Организация центрального договора) и СЕАТО (SEATO — сокращ. от South-East Asia Treaty Organisation — Организация договора Юго-Восточной Азии. — Примеч. ред.) играла роль воен-
163
Международные организации и соглашения вне ООН
ного противостояния экспансионистской политике Советского Союза. Суть Североатлантического договора состоит в том, что военное нападение на одно и более государств, подписавших договор, означает военное нападение на всех (статья 5). Членами Альянса являются: Бельгия, Германия, Греция, Дания, Италия, Исландия, Испания, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки, Турция, Франция. В 1997 году были начаты переговоры с Чешской Республикой, Венгрией и Польшей об их вступлении в Североатлантический договор (вопрос требует ратификаций) в 1999 году1, когда НАТО одобрит процесс расширения и обсудит заявки о вступлении в члены других европейских нарождающихся демократий, которые способны придерживаться целей договора, особое упоминание было сделано в отношении Румынии и Словении.
Действие договора распространяется на любую часть Европы или Северной Америки; применение силы в любой части Европы или на островах, которые находятся под юрисдикцией стран НАТО, в любой части Североатлантической зоны к северу от Тропика Рака, или в отношении морских и воздушных судов в любой части этой зоны. Внезоновые операции, имеющие целью предотвращение конфликтов, укрепление и поддержание мира, в последующем развивались в пределах статьи 5. Основная задача НАТО — поддерживать оборонительные способности, обеспечивать безопасность, суверенитет и территориальную целостность членов, поддерживать безопасность и обороноспособность на минимально необходимом уровне. Более конструктивная роль НАТО состоит в том, чтобы добиваться через диалог, партнерство и сотрудничество нового и более мироустой-чивого порядка, базирующегося на признании того, что стабильность и безопасность в Евро-Атлантической зоне будут обеспечиваться на основе объединения и укрепления взаимных институтов.
1 В мае 1999 года Чехия, Польша и Венгрия стали полноправными членами НАТО. — Примеч. ред.
164
Организация Североатлантического договора
В 1991 году, реагируя на политическую и военную ситуацию в Европе, государства — члены НАТО вместе с бывшими членами Варшавского договора создали Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС, англ. соответствие — NACC). Инициатива была продолжена в 1994 году системой Партнерства во имя мира (Partnership for Peaces — сокращенно PfP. — Примеч. ред.), по которой страны — члены ССАС и ОБСЕ были приглашены принять участие в диалоге о совместных мерах усиления доверия, имея в виду введение «прозрачности» в национальное оборонное планирование и расходы; демократического контроля над вооруженными силами; поддержание способностей и готовности (что является предметом конституционных ограничений) вносить вклад в операции, проводимые под эгидой Объединенных Наций или ОБСЕ; развитие военного сотрудничества с НАТО; такое длительное усовершенствование вооруженных сил, чтобы они могли лучше взаимодействовать с армиями других членов НАТО. Участниками «Партнерства во имя мира» являются: Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония1.
В 1997 году преемником стал Совет Евро-Атлантического сотрудничества (англ. соответствие — ЕАСС), который имеет разветвленную структуру для реализации устремлений «Партнерства во имя мира» к расширению политического партнерства и практического сотрудничества. Отдавая должное деятельности ОБСЕ и ряду других родственных организаций, таких как Европейский союз, Западноевропейский союз и Совет Европы, и будучи наследником ССАС, Совет Евро-Атлантического сотрудничества создает структуру для консультаций между членами, а также по внешним вопросам, касающимся политики и безопасности.
1 Беларусь присоединилась к «Партнерству во имя мира» в 1996 году. — Примеч. ред.
165
Международные организации и соглашения вне ООН
«Партнерство во имя мира» есть конкретизированная форма, ясно определяемый элемент внутри этих гибких рамок. Усиление политического значения консультаций и сотрудничества, которое предоставляет СЕАС, позволяет партнерам, если они этого пожелают, развивать прямые политические отношения индивидуально или небольшими группами с Альянсом. Исключительность Совета состоит в том, что он, предлагая возможность политических консультаций и практического сотрудничества, одинаково открыт для всех — партнеров и союзников. Партнеры могут самостоятельно установить уровень и определить направление сотрудничества с НАТО, например, в вопросах политики и безопасности; управления кризисами; решения региональных проблем; нераспространения ядерного, биологического, химического оружия и проблем обороны; борьбы с международным терроризмом; оборонного планирования, бюджета и оборонной политики и стратегии, а также влияния безопасности на экономическое развитие. Кроме того, СЕАС — это пространство для консультаций и сотрудничества в таких вопросах, как гражданские беспорядки и преодоление катастроф; вооружение под эгидой Конференции руководителей национальных отраслей вооружения (англ. соответствие — CNAD); ядерная безопасность; оборона и проблемы окружающей среды; военно-гражданская координация в управлении и контроле за воздушным транспортом; наука и операции по поддержанию мира.
Параллельно с увеличением количества стран — участниц НАТО и возрастанием роли НАТО в процессе создания «европейской общности» в 1997 году был создан Постоянный совместный совет НАТО—Россия. Его цель — налаживание сотрудничества и проведение консультаций между двумя партнерами в области предупреждения конфликтов, миротворческой деятельности, политики безопасности, а также других сферах взаимных интересов. Акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией подразумевает твердое намерение усилить роль ОБСЕ как ведущей панъевропейской организации, а также повторяет соглашения, содержащиеся в Заключительном Хельсинкском акте, об уважении суверенитета, независи-
166