Файл: Nastolnaya_Kniga_Diplomata_R_Dzh_Feltkhem.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3162

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Международные организации и соглашения вне ООН

вооружением, защита прав человека, преодоление кризи­сов, а также установление Кодекса поведения, касающе­гося открытости и роли вооруженных сил в демократичес­ком обществе. В соответствии с вышеизложенными при­нципами, ОБСЕ выступила в роли наблюдателя на выборах в Боснии и Герцеговине, в поддержку Дейтонского согла­шения, в 1996 году.

Органами ОБСЕ являются: Саммит глав государств (пра­вительств), который собирается раз в два года; Совет ми­нистров иностранных дел стран — участниц ОБСЕ, кото­рый собирается ежегодно; Высший совет по политическим вопросам, который собирается в Праге, и Постоянный пар­ламентский совет, который собирается в Вене еженедельно. Парламентская ассамблея ОБСЕ, секретариат которой нахо­дится в Копенгагене, собирается ежегодно. Бюро по демо­кратическим институтам и правам человека, которое нахо­дится в Варшаве, концентрирует свои усилия на проблемах прав человека и проведения демократических выборов на национальном уровне. Верховный комиссар по делам наци­ональных меньшинств находится в Гааге, а Мировой и ар­битражный суд — в Женеве. Еженедельно в Вене собира­ется Форум по сотрудничеству в области безопасности.

Фактором, придающим ОБСЕ особую значимость, явля­ется состав ее членов, включающий в себя всех бывших участников холодной войны. ОБСЕ действует, основываясь на принципе единогласия, и является единственной регио­нальной организацией, предоставляющей возможность дис­куссий и сотрудничества для создания Нового Европейского Порядка на континенте при участии Соединенных Штатов. Значимость миссии ОБСЕ как посредника в налаживании отношений между бывшими «Востоком» и «Западом» была подчеркнута в преамбуле Акта о взаимоотношениях, сот­рудничестве и безопасности между НАТО и Россией. В ней, в частности, определялась роль ОБСЕ как «всеобъемлющей организации, способствующей взаимодействию, получению консультаций и принятию решений в тех сферах, которы­ми она занимается», а также как Регионального соглашения (в соответствии со статьей VIII Устава ООН, в которой гово-

162


Организация Североатлантического договора

рится о «региональных соглашениях или организациях, за­нимающихся проблемой поддержания мира и безопаснос­ти в международном масштабе, в той мере, в которой они касаются действий на региональном уровне»). Обе стороны поставили подписи в знак согласия «способствовать усиле­нию роли ОБСЕ в Европе», в частности, в качестве основ­ного инструмента превентивной дипломатии, предупреж­дения конфликтов, преодоления кризисов, постконфликтной реабилитации и регионального сотрудничества в области бе­зопасности; кроме того, стороны согласились способство­вать увеличению действующих возможностей ОБСЕ для ус­пешного выполнения указанных задач.

Членами ОБСЕ являются Австрия, Азербайджан, Алба­ния, Андорра, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Бос­ния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Монако, Ни­дерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румы­ния, Сан-Марино, Святейший Престол, Словакия, Слове­ния, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Аме­рики, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Рес­публика, Швейцария, Швеция, Эстония, Югославия (член­ство Сербии и Черногории приостановлено). Партнерами по сотрудничеству являются Япония, Корея; средиземно­морские партнеры — Алжир, Египет, Израиль, Марокко и Тунис. Секретариат расположен в Вене.

Организация Североатлантического договора

НАТО (NATO — сокращ. от North Atlantic Treaty Organisa­tion. — Примеч. ред.) основана в 1949 году и вместе с СЕН-ТО (CENTO — сокращ. от Central Treaty Organisation — Орга­низация центрального договора) и СЕАТО (SEATO — сокращ. от South-East Asia Treaty Organisation — Организация дого­вора Юго-Восточной Азии. — Примеч. ред.) играла роль воен-

163


Международные организации и соглашения вне ООН

ного противостояния экспансионистской политике Совет­ского Союза. Суть Североатлантического договора состоит в том, что военное нападение на одно и более государств, подписавших договор, означает военное нападение на всех (статья 5). Членами Альянса являются: Бельгия, Германия, Греция, Дания, Италия, Исландия, Испания, Канада, Люк­сембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки, Турция, Франция. В 1997 году были начаты переговоры с Чешской Республикой, Венгрией и Польшей об их вступлении в Се­вероатлантический договор (вопрос требует ратификаций) в 1999 году1, когда НАТО одобрит процесс расширения и обсудит заявки о вступлении в члены других европейских нарождающихся демократий, которые способны придержи­ваться целей договора, особое упоминание было сделано в отношении Румынии и Словении.

Действие договора распространяется на любую часть Ев­ропы или Северной Америки; применение силы в любой части Европы или на островах, которые находятся под юрис­дикцией стран НАТО, в любой части Североатлантической зоны к северу от Тропика Рака, или в отношении морских и воздушных судов в любой части этой зоны. Внезоновые операции, имеющие целью предотвращение конфликтов, укрепление и поддержание мира, в последующем развива­лись в пределах статьи 5. Основная задача НАТО — поддер­живать оборонительные способности, обеспечивать безо­пасность, суверенитет и территориальную целостность чле­нов, поддерживать безопасность и обороноспособность на минимально необходимом уровне. Более конструктивная роль НАТО состоит в том, чтобы добиваться через диалог, партнерство и сотрудничество нового и более мироустой-чивого порядка, базирующегося на признании того, что ста­бильность и безопасность в Евро-Атлантической зоне бу­дут обеспечиваться на основе объединения и укрепления взаимных институтов.

1 В мае 1999 года Чехия, Польша и Венгрия стали полноправными членами НАТО. — Примеч. ред.

164


Организация Североатлантического договора

В 1991 году, реагируя на политическую и военную ситуа­цию в Европе, государства — члены НАТО вместе с бывшими членами Варшавского договора создали Совет Североатлан­тического сотрудничества (ССАС, англ. соответствие — NACC). Инициатива была продолжена в 1994 году систе­мой Партнерства во имя мира (Partnership for Peacesсокращенно PfP. — Примеч. ред.), по которой страны — члены ССАС и ОБСЕ были приглашены принять участие в диа­логе о совместных мерах усиления доверия, имея в виду введение «прозрачности» в национальное оборонное пла­нирование и расходы; демократического контроля над воо­руженными силами; поддержание способностей и готовнос­ти (что является предметом конституционных ограничений) вносить вклад в операции, проводимые под эгидой Объе­диненных Наций или ОБСЕ; развитие военного сотрудни­чества с НАТО; такое длительное усовершенствование воо­руженных сил, чтобы они могли лучше взаимодействовать с армиями других членов НАТО. Участниками «Партнер­ства во имя мира» являются: Австрия, Азербайджан, Алба­ния, Армения, Болгария, Венгрия, Грузия, Казахстан, Кыр­гызстан, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Словения, Таджикистан, Узбе­кистан, Украина, Финляндия, Чешская Республика, Швей­цария, Швеция, Эстония1.

В 1997 году преемником стал Совет Евро-Атлантического сотрудничества (англ. соответствие — ЕАСС), который имеет разветвленную структуру для реализации устремлений «Парт­нерства во имя мира» к расширению политического пар­тнерства и практического сотрудничества. Отдавая должное деятельности ОБСЕ и ряду других родственных организа­ций, таких как Европейский союз, Западноевропейский союз и Совет Европы, и будучи наследником ССАС, Совет Ев­ро-Атлантического сотрудничества создает структуру для консультаций между членами, а также по внешним вопро­сам, касающимся политики и безопасности.

1 Беларусь присоединилась к «Партнерству во имя мира» в 1996 году. — Примеч. ред.

165


Международные организации и соглашения вне ООН

«Партнерство во имя мира» есть конкретизированная форма, ясно определяемый элемент внутри этих гибких рамок. Уси­ление политического значения консультаций и сотрудни­чества, которое предоставляет СЕАС, позволяет партнерам, если они этого пожелают, развивать прямые политические отношения индивидуально или небольшими группами с Аль­янсом. Исключительность Совета состоит в том, что он, предлагая возможность политических консультаций и пра­ктического сотрудничества, одинаково открыт для всех — партнеров и союзников. Партнеры могут самостоятельно установить уровень и определить направление сотрудничес­тва с НАТО, например, в вопросах политики и безопаснос­ти; управления кризисами; решения региональных проблем; нераспространения ядерного, биологического, химическо­го оружия и проблем обороны; борьбы с международным терроризмом; оборонного планирования, бюджета и обо­ронной политики и стратегии, а также влияния безопас­ности на экономическое развитие. Кроме того, СЕАС — это пространство для консультаций и сотрудничества в таких вопросах, как гражданские беспорядки и преодоление ката­строф; вооружение под эгидой Конференции руководителей национальных отраслей вооружения (англ. соответствие — CNAD); ядерная безопасность; оборона и проблемы окружа­ющей среды; военно-гражданская координация в управлении и контроле за воздушным транспортом; наука и операции по поддержанию мира.

Параллельно с увеличением количества стран — участ­ниц НАТО и возрастанием роли НАТО в процессе создания «европейской общности» в 1997 году был создан Постоян­ный совместный совет НАТОРоссия. Его цель — налажива­ние сотрудничества и проведение консультаций между двумя партнерами в области предупреждения конфликтов, миро­творческой деятельности, политики безопасности, а также других сферах взаимных интересов. Акт о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией подразумевает твердое намерение усилить роль ОБСЕ как ведущей панъевропейской организации, а также повторяет соглашения, содержащиеся в Заключительном Хельсинкском акте, об уважении суверенитета, независи-

166