Файл: Molchanov_Diplomatia_Petra_Pervogo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3226

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Случилось это в годы правления Софьи, когда главной заботой правительницы было обуревавшее ее желание любой ценой остать­ся у власти. Уже говорилось о том, как ей удалось узурпировать эту высшую власть с помощью интриг и кровавого заговора. Поло­жение Софьи оставалось шатким не только потому, что Русь еще никак не могла признать женского правления. Подрастал Петр, и регентству близился конец. Она уже начала именоваться наравне с Иваном и Петром великой государыней и заказала гравюру, где ее изобразили в шапке Мономаха. Сама внешняя политика инте­ресовала царевну только тем, насколько она может помочь достиг­нуть ее заветных чаяний. Здесь-то мы и встречаемся с князем Ва­силием Васильевичем Голицыным, которого в какой-то мере можно считать одним из духовных предшественников Петра. Собственно, слово «предшественник» звучит, пожалуй, слишком сильно. Про­сто Голицын был одним из первых «западников», то есть людей, осознавших значительную отсталость России и необходимость по­скорее перенимать достижения западной культуры и техники. Он знал латинский, немецкий и польский языки, обставил свой дворец в Охотном ряду европейской мебелью, увешал зеркалами и карти­нами, а главное предавался довольно смутным мечтаниям о преоб­разованиях, которые нам известны из сомнительных по достовер­ности рассказов иностранцев. Орудием осуществления своих за­мыслов он сделал интригу, притом любовную. Дело в том, что Софья без памяти влюбилась в щеголеватого князя Василия. Сам по себе он был человеком нерешительным, не обладал ни сильной волей, ни характером. Вся его карьера, неразрывно связанная с двусмысленным положением Софьи, была чистейшей авантю­рой. Это значило, что если падет Софья, то и ему конец. Правда, он начал выдвигаться еще при царе Федоре, когда ему поручили дела по реорганизации армии, слабость, отсталость которой бросались в глаза. Но полководцем он оказался неудачливым. Зато как дипло­мата его и по сей день порой оценивают высоко, что, впрочем, до­вольно спорно. Деятельность В. Голицына полностью подчинялась прихотям Софьи, а для нее внешняя политика была в основном средством решения главной задачи: превратить временное и неза­конное регентство-узурпацию в постоянное и надежное царствова­ние. В октябре 1683 года Василий Голицын был назначен Софьей «царственные большие печати и государственных великих посоль­ских дел сберегателем». Первым дипломатическим мероприятием стала поездка русских послов в Стокгольм, Варшаву, Копенгаген и Вену. Повсюду они объявили, что Москва подтверждает все су­ществующие договоры, то есть признает законными грабительские захваты, оторвавшие от России огромные земли с многими миллио­нами православных жителей. Особенно порадовался шведский ко­роль Карл XI подтверждению Кардисского договора, отрезавшего Русь от Балтики. Это был отказ «сберегателя» от главных нацио­нальных внешнеполитических задач — от объединения русского православного населения, от возвращения исконных русских за­падных земель, от борьбы за выход к морю. «Западник» Голицын начал с того, что признал и закрепил пагубное отделение Москов­ского государства от Западной Европы.


Понадобилось три года, чтобы Софья и Голицын дождались, наконец, дипломатического успеха, достигнутого не столько сво­ими стараниями, сколько изменениями в Европе. Турция пытает­ся сокрушить своих врагов — турки идут на Вену. Однако всту­пившие в союз Австрия и Польша побеждают. К ним присоединя­ется Венеция, и под покровительством папы римского возникает Священный союз против Турции, к которому решено было при­влечь и Москву, чтобы она отвлекла на себя хотя бы крымского хана. Послы цесаря и польского короля начинают переговоры с Го­лицыным, но он решительно требует: Россия пойдет на Крым толь­ко при условии заключения «вечного мира» с Польшей, согласно которому Киев, полученный по Андрусовскому перемирию лишь на два года, должен окончательно перейти к России. Долгие сложные переговоры завершились уступкой поляков, терпевших пора­жения в войне с турками. «Вечный мир» был подписан 21 апреля 1686 года.

Как только Софья ни прославляла этот «славный вечный мир»! Еще бы, польский король Ян Собесский утвердил его даже со сле­зами на глазах, оплакивая потерю древнего Киева, будто это Вар­шава или Краков, а не «матерь городов русских». К тому же «веч­ный договор» так и не был ратифицирован сеймом. При тогдашних польских порядках это означало, что Речь Посполитая не обязана его соблюдать. Россия же должна была уплатить большую денеж­ную компенсацию, пойти в поход на Крым, будучи совсем к этому не готовой. А главное «навечно» решалась не только судьба Киева. Столь же «вечным» явился и отказ от Правобережной Украины и Белоруссии.

Летом 1687 года князь Василий Голицын во главе стотысячного войска выступил в поход на Крым. В пути к нему присоединились украинские казаки во главе с гетманом Самойловичем. Гетман дол­го отговаривал Москву от новой войны с турками, но под нажимом посланцев Софьи все же присоединился к походу. Однако его при­шлось прервать, далеко не дойдя до Крыма: степь на огромных пространствах горела. Сначала говорили, что сухую траву подо­жгли татары, а потом пошли слухи, что это дело рук казаков. Го­лицын сместил Самойловича и провел избрание нового гетмана — Мазепы, получив от него за это 10 тысяч рублей. Хотя не произо­шло никаких сражений, войско Голицына потеряло от голода, болезней и пожаров 40 тысяч человек.

Однако в Москве Софья встретила своего возлюбленного как победителя. Она наградила его драгоценными подарками и поме­стьями с полутора тысячами крестьян. Но этим нельзя было скрыть жалкий конец похода, тем более что дошли вести о больших побе­дах австрийцев, поляков и венецианцев над турками.

Крымский хан, соблазненный слабостью русской рати, в 1688 году возобновляет опустошительные набеги на Украину, угрожает Киеву. К тому же «союзники», приберегая свои силы, требовали выполнения условий «вечного мира». Софья же крайне нужда­лась хотя бы в видимости успеха своего правления. И она при­казывает готовиться к новому походу. Опьяненная любовью, она слепо верит в военный гений Василия Голицына. Ранней весной князь снова ведет войско на Крым, хотя мало кто разделяет на­дежды Софьи на победу. Осенью 1689 году он уже стоит перед укреплениями Перекопа. Однако, не решаясь на штурм, соглаша­ется на переговоры с ханом, который предложил их, дабы выиграть время. Снова запаздывают обозы с продовольствием, стоит жара, нет пресной воды и солдаты мрут от голода и болезней. В письмах к Софье он уповает на божью милость и сообщает, что намерен вернуться от Перекопа. Но царевне и этого довольно, чтобы ликовать по причине воображаемой победы. «Свет мой батюшка, — пишет она князю, — надежда моя, здравствуй на многие лета! Зело мне сей день радостен... Батюшка ты мой, чем платить за такие твои труды неисчетные? Радость моя, свет очей моих! Мне не ве­рится, сердце мое, чтобы тебя, свет мой, видеть. Велик бы мне день тот был, когда ты, душа моя, ко мне будешь... Как сам пишешь о ратных людях, так и учини». Кроме этого и подобных писем, в которых бездна любви и никаких военно-стратегических указа­ний, Голицыну по велению Софьи послали благодарственное послание еще и от имени двух государей, Ивана и Петра. Они поздравляли его с победой «никогда не слыханной», в результате которой враги «поражены и побеждены и прогнаны». В заключе­ние этой царской грамоты Голицына поздравляли, «что ты со всеми ратными людьми к нашим границам с вышеописанными славными во всем свете победами возвратились в целости — ми­лостиво и премилостиво похваляем».


А стотысячное войско Голицына, с трудом отражая набеги та­тарской конницы, не достигнув успехов, вернулось отнюдь не в це­лости: из стотысячной рати потеряно было убитыми 20 тысяч человек и 15 тысяч пленными. Плоды второго похода оказались еще плачевнее первого.

Люд московский недоумевал и роптал. Ведь в довершение всего изрядно потрепанная рать Голицына была встречена пышными триумфальными чествованиями. Звоном колоколов, громом пушек приветствовали «героя». Потоком наград осыпали «победителей». Голицын получил три тысячи рублей, золотой кубок, кафтан, ши­тый золотом и отделанный соболями, и деревни со множеством крепостных...

И вот здесь-то на московскую сцену выступает Петр. В январе 1689 года царица Наталья Кирилловна женила его на Евдокии Лопухиной. А по тогдашним обычаям женитьба означала возму­жание, когда юный царь уже не нуждался в регентстве старшей сестры. Еще до этого, весной 1688 года, в Москве толковали о пере­ходе власти к Петру. 16 марта того же года Петр посетил и осмот­рел Посольский приказ, находившийся в Кремле. Этим, как и но­выми требованиями оружия для «потешных» отрядов Петра, был очень недоволен князь Василий Голицын. 8 июля 1689 года про­изошел первый публичный скандал. Во время крестного хода царевна Софья пошла со святой иконой вместе с двумя государя­ми, что было неслыханным делом. Петр потребовал, чтобы царевна не выступала наравне с царями. Софья наотрез отказалась, Петр гневно покинул церемонию и уехал в Коломенское.

Назревала решающая схватка в борьбе за власть, и произошла она по внешнеполитическому поводу, Петр отказался подписать манифест о наградах за злополучный второй крымский поход. С большим трудом, после многочисленных просьб, все же удалось уговорить его утвердить манифест. Но когда Голицын и его при­ближенные явились в Преображенское благодарить за награды, то Петр отказался принять их. Атмосфера накалилась до предела, Софья была вне себя от ярости и от вожделения овладеть всей самодержавной властью. Но для этого надо было устранить Петра. Как это сделать? Семь лет се правления дали неутешительный итог. Авторитета и славы она не приобрела. Попытки же выдать провалы за победы лишь опозорили ее.

Дипломатия ее фаворита князя Голицына не укрепила между­народных позиций Московского государства. Очередной диплома­тической «победой» был объявлен Нерчинский договор 1689 года с Китаем, вернее с правившей там маньчжурской династией Цинь. До этого русские люди уже освоили территории по берегам Аму­ра, вышли к Тихому океану. Но московское правительство не рас­полагало силами, чтобы поддержать инициативу русских землепро­ходцев, прежде всего казаков. А Цинская династия выдвинула агрессивные притязания и на все земли за Байкалом, которые никогда не были китайскими. Переговоры в Нерчинске, к которому подошло 17-тысячное китайское войско, были ультимативными, и русские вынуждены были отказаться от обширных земель При­амурья (от зааргуньской части Албазинского воеводства; все остальное оставили без разграничения) и надолго ликвидировать существовавшие там русские поселения. Правда, началась тор­говля с китайцами, и русские постепенно научились и полюбили пить чай...


Но если эту неудачу еще как-то можно понять и объяснить крайней отдаленностью русского Дальнего Востока, то неудачи главы Посольского приказа В. Голицына в Европе понять труд­нее, учитывая его репутацию хорошего дипломата, к тому же «за­падника». Много написано о том, что он преклонялся перед Запад­ной Европой, что его кумиром и идеалом был Людовик XIV. Но именно в связи с этим королем произошел казус, когда обна­ружилась поразительная некомпетентность Голицына-дипломата.

А дело было так. Заключив упоминавшийся «вечный мир» с Польшей и обязавшись за это воевать с турками, Голицын решил привлечь к войне против басурманов еще и Францию. Поэтому в 1687 году князей Якова Долгорукого и Якова Мышецкого напра­вили в Париж. Неприятности начались уже в Дюнкерке, где воз­ник скандал из-за отказа послов показать свою поклажу в тамож­не. Дело в том, что русские дипломаты еще и приторговывали «мягкой рухлядью», то есть везли с собой соболей и другие меха. А платить пошлину они не хотели. Потом началась сложная пе­ребранка из-за того, что послы хотели иметь дело лично с самим королем. Протокольные распри продолжались несколько недель. Но к этим обычаям старой русской дипломатии на Западе уже привыкли. Главное же заключалось в том, что послы предложили Франции вступить в союз с Россией и Австрией и начать войну против Турции. Они обосновывали свое предложение цитатами из... Евангелия. Иначе говоря, Францию просили оказать помощь ее исконному врагу — австрийским Габсбургам и объявить войну ее давнему традиционному союзнику — Турции! Как видно, Голи­цын и возглавляемый им Посольский приказ имели довольно туманные представления о внешней политике крупнейших евро­пейских держав. Дело кончилось тем, что московских послов про­сто-напросто выслали из Франции...

Уже сказано, как смотрел Петр на внешнеполитические и воин­ские «успехи» Софьи и ее «таланта» Василия Голицына. Видел он и наглые притязания Софьи на власть, чувствовал страшную опасность от ее головорезов вроде Федора Шакловитого. Он слиш­ком хорошо помнил резню 1682 года и знал, что не только цар­ствование, но и сама его жизнь висят на волоске. Однако теперь это уже другой Петр, а не тот десятилетний ребенок, на глазах ко­торого убивали его близких. Царь, который стал двухметровым богатырем, зря времени не терял.

Не только страха ради без устали занимался он «марсовыми потехами». Из «потешных» постепенно формировались два отлич­ных боевых полка — Преображенский и Семеновский. А село Преображенское превратилось в укрепленный воинский гарнизон. Петр не давал отдыха от «экзерциций» ни своим «потешным», ни самому себе. Он проходил солдатскую науку с самых азов, начи­ная с барабанщика. Позже, уже будучи императором Петром Ве­ликим, он, порой забавляясь, виртуозно бил в барабан, вызывая зависть профессионалов. И предпочитал этот музыкальный инстру­мент всем другим: ведь барабан никогда не фальшивит...


Главное, что побуждало его к воинским делам, было рано про­снувшееся осознание факта международной беззащитности, слабо­сти России. Он видел, каково московское войско: стрельцы, на которых нельзя положиться, дворянское ополчение — порой беспо­рядочная толпа, воеводы тоже храбростью не отличались. Совре­менник Петра, сторонник его преобразований Иван Посош­ков так описывал русское воинство: «У пехоты ружье было плохо, и владеть им не умели, только боронились ручным боем, копьями и бердышами, и то тупыми, и на боях меняли своих голов по три, по четыре и больше на одну неприятельскую голову. На кон­ницу смотреть стыдно: лошади негодные, сабли тупые, сами скуд­ны, безодежны, ружьем владеть не умеют; иной дворянин и заря­дить пищали не умеет, не только что выстрелить в цель; убьют двоих или троих татар и дивятся, ставят большим успехом, а своих хотя сотню положили — ничего! Нет попечения о том, чтоб непри­ятеля убить, одна забота — как бы домой поскорей. Молятся: дай, боже, рану нажить легкую, чтоб немного от нее поболеть и от вели­кого государя получить за нее пожалование. Во время боя того и смотрят, где бы за кустом спрятаться; иные целыми ротами пря­чутся в лесу или в долине, выжидают, как пойдут ратные люди с бою, и они с ними, будто также с бою едут в стан. Многие говори­ли: дай, бог, великому государю служить, а саблю из ножен не вынимать!»

Но рано осознанная Петром потребность в современном сухо­путном войске — это не диво. Такая крайняя нужда давно всем умным людям была ясна, как божий день: иначе Руси погибель! Любопытней другое — его стремление к энергичному освоению новейших технических западных достижений, а также рано про­будившийся интерес уроженца сугубо сухопутной страны к морю, к флоту. Когда князь Яков Долгорукий собирался по указу Васи­лия Голицына в свое злополучное посольство к французскому королю, он рассказал четырнадцатилетнему Петру, что имел занят­ный инструмент, которым можно измерять расстояние до места, не доходя до него. «Купи мне инструмент во Франции», — сразу потребовал Петр. Князь и привез ему астролябию. Это, кажется, был единственный положительный результат его посольства.

Но как пользоваться чудесным инструментом? Нашелся в Моск­ве знающий голландец Франц Тиммерман и научил. Петр» потре­бовал, чтобы этот иностранец учил его и всему другому, что знал. Так начал юный царь по своей охоте изучать математику, геомет­рию, фортификацию, артиллерию. Никогда ни один из русских ца­рей и не помышлял о таких науках. Немало нужного узнал Петр от иностранных офицеров, которые потребовались для органи­зации и обучения петровских «потешных». Все они жили в Немец­кой слободе — странном кусочке европейского мира, расположенном на Яузе.

Сначала в слободе на Яузе стали селиться немцы-протестанты. Потом приехало много голландцев, англичан. Шотландцы — ро­ялисты и католики, бежавшие от Кромвеля, тоже получили здесь убежище. После отмены во Франции Нантского эдикта появились здесь и французы-гугеноты. Жили в слободе датчане, шведы, итальянцы. Общая судьба эмигрантов объединяла их вопреки раз­личиям языка и веры. В основном это были люди, владевшее мас­терством, еще редко доступным русским: врачи, аптекари, ювели­ры, инженеры; особенно много было наемных офицеров. Слобода резко отличалась от остальной в основном полудеревенской Москвы аккуратными, часто каменными, домами, шпалерами деревьев, цветниками. Всего в слободе проживало в годы юности Петра около трех тысяч иностранцев. Они поддерживали связь с родными стра­нами. Голландский резидент Ван Келлер принимал каждую не­делю курьера из Гааги, доставлявшего новости из-за границы. Здесь о мировых событиях узнавали раньше, чем в Кремле. В Не­мецкой слободе Петр и нашел своих учителей, таких как Франц Тиммерман.