Файл: Kholliev_i_Tatybaev_Istoria_MO_i_diplomatii.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 585

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

покровительством византийского императора перешли теперь под опеку Карла. 

В  год  его  коронации  иерусалимский  патриарх  передал  ему  ключи  от  «гроба 

Господня» вместе с ключами и знамёнами Иерусалима. 
 

К Карлу в его столицу Ахен стекались послы из Дании, Англии и других 

стран. К нему направляли посольства Альфонс II, король Астурии, шотландские 

короли. Все они искали союза и дружбы с императором Запада. Карл Великий 

также обменивался посольствами и с багдадским халифом Харун-ар-Рашидом. 
 

В  течении  столетия,  начиная  с  30-х  годов  VII  в.,  создавалась  огромная 

держава арабов. Внешние связи Арабского халифата простирались от Китая до 

крайнего  запада..  Дамаск,  резиденция  Омейядов,  был  одним  из  величайших 

столиц мира. Культура, методы правления,. а также приёмы внешних сношений 

государства  Омейядов  складывались  под  сильнейшим  влиянием  традиций 

Византии и отчасти сасанидской Персии.  
 

Огромный халифат Омеядов начиная с середины  VIII в. стал распадаться. 

Первое место среди арабских держав занял Багдадский халифат Аббасидов, при 

дворе  которых  преобладали  иранские  традиции.  В  сложной  системе 

государственного  управления  аббасидского  халифата  внешними  сношениями 

ведал  «диван-ар-расаиль»  -  министерство  корреспонденции.  В  нём 

выработались определённые формы делопроизводства и церемониала.  
 

Несколько более поздние источники - политические трактаты и мемуары 

XI 

в.  -  могут  быть  использованы  для  характеристики  приёмов  аббасидской 

дипломатии и международных отношений. Особенно интересны мемуары Абу-

л-Фазла  Бейхаки  (995-1086гг),  в  течении  19  лет  служившего  в  «диван  ар-

рисаиль»  у  султанов  -  Газневидов,  правителей  сильного  мусульманского 

государства, образовавшегося в Х в. на территории нынешнего Афганистана и 

Северо-западной  Индии.  Другим  источником  ХI  в.  является  трактат  «Сиёсат-

наме» Низам-аль-Мулька, знаменитого визира Сельджукидского государства. В 

этом трактате есть главы, специально посвящённые посольскому делу. 
 

В целом можно сказать, что традиции византийской дипломатии и очень 

близкой  к  ней  по  приёмам  дипломатии  сасанидской  Персии  расцвели  на 

Востоке пышным цветом.  
 

В 1Х в. в Приднестровье и в примыкающих к нему областях сложилось 

могущественное  древнерусское  государство.  В  результате  войн  и  завоеваний 

уже  к  концу  IX  в.  древнерусское  государство  достигло  такой  силы  и 

могущества, что соседние народы не могли не считаться с ним. 
 

Древнерусское  государство  очень  рано  вступило  в  сложные 

международные отношения. 
 

Русь  имела  связи  на  юге  с  Византией  и  Болгарским  государством 

придунайских  славян,  на  востоке  с  Хазарским  каганатом  и  Волжской 

Болгарией, на севере со Скандинавией. С последней киевских князей связывали 

давнейшие династические отношения. Оттуда черпали князья наёмные военные 

силы,  оттуда  шёл  непрерывный  приток  варяжских  искателей  приключений. 

Через  Хазарию  проходила  торговая  дорога  в  страны  Центральной  Азии,  куда 

 

16 


background image

руссы  сплавляли  пушнину  и  рабов.  Одно  время  хазарские  каганы  пытались 

оспаривать у князей древней Руси сбор дани с населения Приднепровья. 
 

Большое влияние на историю восточного славянства оказало соседство с 

Византией. 
 

Для древней Руси Византия служила рынком, куда князья и дружинники 

сбывали меха, рабов и откуда они получали тканные золотом материи, а также 

другие  предметы  роскоши.  В  Царьграде  «языческая  Русь»  знакомилась  с 

великолепием  культуры  Византии.  Богатства  и  роскошь  Царьграда  служили 

постоянной приманкой для завоевателей: Ряд опустошительных походов Руси 

на черноморские владения Византии и самый Константинополь тянется с IX до 

XI века. 
 

Византия  очень  рано  стала  стремиться  втянуть  могущественную  Русь  в 

свою  политическую  систему  и  тем  самым,  во-первых,  ослабить  опасность, 

грозившую  империи  с  её  стороны,  а  во-вторых,  -  использовать  Русь  в 

собственных интересах. 
 

Крещение  рассматривалось  византийскими  императорами  и  политиками 

как косвенное признание вассальной зависимости Руси от империи. Однако эта 

политика Византии в отношении Руси не увенчалась успехом. Киевские князья 

всякий раз сохраняли свободу действий. 
 

После крещения международные связи Руси значительно расширились и 

окрепли.  Древнерусское  государство  вступило  в  сношения  не  только  с 

Византией,  но  и  с  католическими  странами  Европы  как  их  равный  и 

полноправный  партнёр.  Внешнеполитические  связи  Руси  не  ограничивались 

лишь  с  соседними  странами  (Венгрией,  Чехией,  Болгарией,  Скандинавскими 

странами и др.), но и развивались и с такими странами как Германия, Франция 

и т д. 
 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА: 

1. 

 

Бартольд В.В. Мусульманский мир. П., 1922 

2. 

 

Васильев А.А. Византия и арабы. 1925

 

3. 

 

Сказкин  С.Д. История международных отношений и дипломатии в средние 

века. М., 1948

 

4. 

 

Шейнман М.М. Краткие очерки истории папства. М., 1952

 

5. 

 

История дипломатии. М., 1959 Т.I

 

6. 

 

История средних веков. М., 1990 Т.I

 

7. 

 

Турский Г. История франков. М., 1987

 

8. 

 

Международные  связи  стран  Центральной,  Восточной  и  Юго-Восточной 

Европы и славяно-германские отношения. М., 1956.

 

9. 

 

Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956

 

10. 

История стран Азии и Африки в средние века. Часть 1 М., 1987.

 

 
 
 

ТЕМА 6: Международные отношения и дипломатия периода феодальной 

раздробленности. 

 

17 


background image

 
 

 

 

 

 

ПЛАН: 

1. 

 

Распад империи Карла Великого. 

2. 

 

Феодальная раздробленность Европы.

 

3. 

 

Право частной войны.

 

 
 

Варварские  государства,  возникшие  на  основе  завоеваний,  оказались 

непрочными.  Держава  Карла  Великого  не  надолго  пережила  своего  первого 

императора.  Приближение  распада  чувствовалось  и  в  последние  годы  жизни 

Карла. Разложение империи быстро прогрессировало в царствовании его сына 

Людовика Благочестивого(814-840). Людовик разделил империю между своими 

сыновьями, сохранив за собой верховную власть. Сыновья начали войну против 

отца. После его смерти (840) они воевали между собой. Карл Лысый и Людовик 

Немецкий  заключили  в  Страсбурге  договор  против  старшего  брата  Лотаря,  к 

которому перешла императорская корона  и который хотел на деле осуществить 

свои  императорские  права.  Страсбургская  присяга  -  это  первый 

дипломатический документ, составленный не по латыни и не по гречески, а на 

немецком  и  французском  языках.  Потерпевший  поражение  Лотарь  пошёл  на 

уступки,  и  в  843  г.  в  Вердене  был  заключён  знаменитый  договор  о  разделе 

империи  между  тремя  братьями.  Формально  признавалось  существование 

империи,  или,  вернее,  сохранялся  императорский  титул,  который  достался 

старейшему  -  Лотарю.  Но  земли  империи  были  разделены  на  три  части. 

Западные  земли  империи  -  «королевство  западных  франков»,  которое  потом 

стало  называться  Францией,  -  получил  Карл;  восточную  часть  -  «королевство 

восточных  франков»,  которое  позже  стало  называться  Германией,  -  получил 

Людовик; Лотарю досталась территория между владениями Карла и Людовика - 

обширная полоса от устья Рейна до устья Роны и Италия. 
 

Империя  Карла  Великого  окончательно  распалась  на  ряд 

самостоятельных государств - Францию, Германию, Италию и Бургундию, или 

Арелат.  Но  это  были  государства  лишь  по  названию.  В  IX-XI  вв.  на  всей 

территории  Западной  Европы  господствовала  политическая  раздробленность. 

Сила является в конце концов решающим моментом в установлении отношений 

между  отдельными  феодальными  владениями,  и  нередко  сюзерен  трепетал 

перед сильным вассалом. 
 

При таком положении в сущности терялась граница между государством 

и  частным  владением,  между  публичным  и  частным  правом,  между 

внутренними отношениями и международными. 
 

Обладая  правом  суда  и  управления,  сбора  налогов  и  чеканки  монеты, 

располагая военной силой, каждый достаточно сильный сеньор мог чувствовать 

себя самостоятельным государем, мог воевать с кем хотел, мог заключить с кем 

хотел  мирные  договоры  и  союзы.  Понятие  о  международных  отношениях 

запутывалось  ещё  тем,  что  при  крайней  феодальной  раздробленности,  при 

множестве  мелких  границ,  разделявших  Европу,  стирались  рубежи  между 

крупными государствами. Понятие сеньории вытесняет понятие государства. 

 

18 


background image

 

Крупный земледелец является государем, государство является вотчиной. 

 

Право  частной  войны  устанавливается  повсеместно.  В  связи  с  этим 

можно  говорить  и  о  частной  дипломатии.  Два  феодальных  сеньора  ведут 

переговоры  как  главы  самостоятельных  государств.  Крупные  сеньоры 

чувствуют себя независимыми и в качестве таковых поддерживают отношения 

как с иностранными, так и со своими королями. Это одинаково относится и к 

светским  и  к  духовным  сеньорам.  Выработались  формальные  приёмы 

объявления  войны  и  заключения  мира через особых вестников, передававших 

поручения  устно  или  при  помощи  известных  символических  действий.  Эти 

вестники  потом  стали  называться  герольдами.  Они  носили  гербы  своих 

сеньоров, и их личность считалась неприкосновенной как личность посла. 
 

Церковь,  интересы  которой  часто  страдали  от  феодальной  анархии, 

тщетно  стремилась  установить  известный  порядок  в  этом  хаосе.  Делались 

попытки ввести некоторые правила, ограничивающие или хотя бы смягчающие 

право частной войны. 
 

Несмотря  на  все  стремления  королевской  власти  в  разных  странах 

покончить  с  частными  войнами,  они  упорно  продолжались  на  протяжении 

всего  средневековья.  Выступление  на  историческую  арену  городов  в 

феодальной  Европе  в  ряде  случаев  лишь  осложняло  раздробленность  власти. 

Добавившиеся  политической  самостоятельности  города  делаются  своего  рода 

коллективными  сеньорами  со  всеми  их  атрибутами  вплоть  до  права  частной 

войны. 
 

Процессу  феодального  распада  подвергалась  и  церковь,  делавшая 

бесплодные  попытки  задержать  стремительное  распадение  франкской 

монархии. 
 

Начавшийся  в  середине  IX  в.  решительный  разрыв  между  Западной  и 

Восточной  церковью,  между  католичеством  и  православием  закончился 

«разделением церквей» в 1054 г. 

ЛИТЕРАТУРА:. 

1. 

 

История дипломатии. М., 1959, Т. 1. 

2. 

 

История средних веков. М., 1990, Т. 1.

 

3. 

 

Сказкин  С.Д.  История  международных  отношений  и  дипломатии  в  средние 

века. М., 1948.

 

4. 

 

Григорий Турский. История франков / Изд. Подгот. В.Д. Савукова. М., 1987.

 

 

 

 

 

Тема 7:  Международные отношения и дипломатия в XI-XV вв. 

 

ПЛАН: 

1. 

 

Характерные черты международных отношений. 

2. 

 

Западная Европа и страны Востока.

 

3. 

 

Баланс сил на международной арене (XIV-XV вв.).

 

4. 

 

Крестовые походы.

 

 

19 


background image

5. 

 

Вселенские сборы.

 

6. 

 

Зачатки науки международного права.  

 

 

 

В течении XI-XV столетий в Европе складывается определённая система 

международных  отношений;  постепенно  вырабатываются  некоторые 

дипломатические нормы и традиции. 
 

Однако  международные  отношения  этого  периода  не  приняли  ещё 

достаточно  регулярного  характера:  не  было  постоянных  послов  и 

дипломатических представительств, не сложилось ещё и международное право. 
 

На  развитие  международных  отношений  этого  периода  повлияло 

несколько факторов: экономический подъём Европы, связанный с появлением 

городов, расширением внутренней и внешней торговли, стремление правителей 

крупных государств подчинить себе другие страны, выступая с претензиями на 

мировое  владычество  и  пытаясь  создать  универсалистское  (всеобъемлющее) 

государство  под  своей  гегемонией;  процессы  формирования  народностей  и 

складывания государств и др. 
 

В  XI-XIII  вв.  расширялись  и  укреплялись  многоканальные  связи  между 

странами  Европы  и  Востока.  Этому  способствовали  и  крестовые  походы,  и 

торговая деятельность итальянских морских республик, Генуи, Пизы, Венеции, 

а также посредническая роль Византии. 
 

В  40-е  годы  XIII  века  Центральная  Европа  оказалась  перед  опасностью 

монгольского  завоевания.  Передовые  монголо-татарские  отряды  дошли  до 

Адриатики.  Ослабленная  крестовыми  походами  и  внутренними  раздорами 

Западная  Европа  казалась  беззащитной  перед  надвигающейся  грозной 

опасностью.  Однако  монголы,  основательно  истощённые  к  этому  времени 

сопротивлением Руси, повернули в степи Причерноморья и Заволжья.  
 

К  концу  XIII-началу  XIV  вв.  Священная  Римская  империя  перестала 

играть  ведущую  роль  в  международной  политике.  Ослабело  и  политическое 

могущество папства. Главное место в международной политике занимали такие 

страны,  как Англия, Франция, Кастилия, Арагон.  
 

Самым  крупным  из  международных  конфликтов  этого  времени  явилась 

Столетняя  война  между  Францией  и  Англией  (1337-1453).  Столетняя  война, 

закончившаяся  в  конце  концов  победой  Франции  имела  важные 

международные  последствия.  В  результате  неё  завершилась  политическая 

консолидация  Франции  ;4  она,  как  XII-XV  вв.  и  Англия,  стала  оказывать  всё 

большее влияние на европейскую международную политику.  
 

Большое  влияние  на  международную  обстановку  XI-XIII  вв.  оказали 

крестовые  походы.  Крестовые  походы  представляли  собой  захватнические 

войны западноевропейских феодалов в странах Восточного Средиземноморья, 

продолжавшиеся  почти  два  столетия  -  с  1096  по  1270  гг.  Их  организатором 

являлась Католическая церковь, которая предала им характер религиозных войн 

борьбы  христианства  (символизируемого  знаком  креста)  против 

мусульманства. Крестовые походы были порождены, в первую очередь, ростом 

агрессивности  западноевропейских  феодалов,  их  стремлением  к  захвату 

 

20