Файл: DIPLOMATIYa_KITAJSKOJ_NARODNOJ_RESPUBLIKI_1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 245

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В китайской дипломатии придается большое значение теории балансов — двусторонних, многосторонних — и конфликтным ситуациям, которые — самое главное — не ударили бы по национальным интересам Китая. Так в настоящее время Китай развивает экономические, торговые, научные связи с Соединенными Штатами, хотя в их взаимоотношениях немало политических неувязок, которые — чего успешно добивается китайская дипломатия — не приводят к такому нарушению баланса, который повредил бы Китаю.


Другой пример баланса в китайско-советских отношениях. Эти отношения в 1969 г. практически дошли до состояния войны, но теория баланса позволила китайской дипломатии откликнуться на предложение Советского Союза и о встрече в Пекинском аэропорту глав правительств СССР и Китая 11 сентября 1969 г., которая положила начало пограничным^ переговорам между Китаем и Советским Союзом. Тот же баланс соблюдался и на самих переговорах 1969—1978 гг., которые, к сожалению, также оказались безрезультатными. Китайская дипломатия, выступая с неприемлемой для СССР концепцией так называемых «спорных районов», не делала ничего для достижения реального пограничного урегулирования с Советским Союзом, но в то же время не делала ничего и для срыва переговоров. Более того она проявляла заинтересованность в продолжении диалога — несмотря на его бесплодность — с тем, чтобы не дать Советскому Союзу использовать сложившуюся на переговорах ситуацию во вред Китаю, особенно в военном отношении, поскольку в тот период СССР в военной области был намного сильнее Китая.


Советская сторона не пошла в 1964 г. на признание «неравноправности» пограничных договоров между Россией и,| Китаем конца XIX — начала XX в., ибо это не соответствовало действительному ходу событий, не приняла на переговорах 1969—1978 гг. концепцию «спорных районов», ибо на переговорах о границе должен сначала решаться вопрос о прохождении линии границы, а затем — лишь на этой основе — о территориальной принадлежности того или иного участка территории. Тем самым китайской дипломатии было четко и твердо дано понять, что продолжать выступать с такими требованиями к Советскому Союзу — значит загонять пограничное урегулирование в безвыходный тупик. К чести китайской дипломатии надо сказать, что, видимо, она учла подобный вывод и на пограничных переговорах 1987—1991 гг. не выдвигала упомянутые две концепции, что позволило сторонам заняться практической работой по конкретному рассмотрению прохождения линии границы и привело к успеху переговоров.


После развала Советского Союза китайская дипломатия в течение последнего десятилетия выстраивала баланс по всей сухопутной границе Китая, поскольку для Китая возникли сложности, особенно из-за действий США, Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а в последнее время — действий США в Афганистане. Если брать отношения Китая с Россией, то характерны такие ступени формирования баланса: решение пограничного вопроса подписанием 16 мая 1991 г. Соглашения о советско-китайской границе на ее Восточной части, создание двухсоткилометровой полосы доверия и сокращение вооруженных сил вдоль границы Китая с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, завершение демаркации границы с Россией, обозначение впервые за 300 лет на местности четкой и ясной границы и, наконец, заключение многопрофильного базового Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем от 16 июля 2001 г. И здесь надо подчеркнуть, что с инициативой заключения Договора выступила китайская дипломатия. Нельзя не сказать, что такого базового многопрофильного международно-правового документа у Китая нет ни с одной другой страной.



Министерство иностранных дел КНР


В Китайской Народной Республике дипломатические функции возложены на Министерство иностранных дел. Оно представляет государство в целом за границей через свои зарубежные представительства, отвечает за официальные дипломатические отношения с иностранными государствами, включая назначение, отзыв послов и других дипломатических представителей, за ведение переговоров о подготовке международных договоров и соглашений. МИД Китая заявляет официальные протесты иностранным правительствам. Оно руководит дипломатическими представительствами за границей, а также обеспечивает или оказывает помощь в наборе, обучении и назначении китайского дипломатического персонала, включая переводчиков. МИД готовит информацию для ЦК КПК и правительства и свои предложения по внешнеполитическим вопросам, реализует принятые решения. МИД руководит разработкой архивных материалов и изданием официальных документов в области внешней политики.


Министерство иностранных дел является основным рабочим органом дипломатии, представляет собой оперативный орган китайского правительства, ведающий делами межгосударственных отношений, делами соотечественников, проживающих за границей, и выполнением консульских функций внутри страны и за рубежом.


Министерству иностранных дел подведомственны Канцелярии иностранных дел на уровне провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, которые курируют вопросы внешних связей в своих районах. Их оперативная работа ведется под руководством и при координирующей роли МИД. МИД выполняет определенные координирующие функции также по отношению к ведомствам, которые в своей работе вступают в контакты с зарубежными партнерами. В особом административном районе Сянган (Гонконг) создано управление уполномоченного МИД, ведающее делами, входящими в компетенцию центрального правительства и касающимися Сянгана. Управление служит каналом связи между правительством Сянгана и центральным правительством.


Структура центрального аппарата МИД КНР, важнейшим звеном которого остаются оперативные дипломатические департаменты — территориальные и функциональные, равно как и структура зарубежных органов внешних сношений, претерпевала некоторые изменения по мере трансформации внешнеполитических приоритетов, однако в целом, оказалась достаточно устойчивой и не отличается от общепринятой в большинстве стран.


Руководящее звено министерства состоит из министра, Парткома министерства (нынешний министр иностранных дел Тан Цзясюань, как и его предшественники, является одновременно и министром и секретарем Парткома министерства), комиссии контроля за соблюдением партийной дисциплины, отдела по работе с более чем 160 партийными организациями загранучреждений, заместителей министра, количество которых варьировалось от 12 до 5, помощников министра, его юридических советников и Канцелярии, которая обеспечивает проведение 2 раза в неделю заседаний «Руководящей группы МИД», носящих характер консультационных совещаний под председательством министра.



Повседневной оперативной и аналитической работой в МИД занимаются следующие департаменты: восемь территориальных департаментов — Азии; Западной Азии и Северной Африки; Африки; Восточной Европы и Центральной Азии (он курирует и Россию); Западной Европы; Северной Америки и Океании, Латинской Америки; по делам Гонконга, Макао и Тайваня; шесть функциональных департаментов — Протокольный; Информации; Международных организаций и конференций; Договорно-правовой; Контроля над вооружениями; Консульский.


Технико-административным обслуживанием МИД занимаются: управления — Административное; Валютно-финансо-вое; Контрольно-ревизионное; Кадров; Образования и подготовки кадров; Бюро переводов; Редакционно-издательское бюро; Бюро по работе с ветеранами; Отдел по делам китайских миссий за рубежом.


Научно-исследовательская служба министерства представлена работающим в оперативном режиме непосредственно на приемную министра Отделом исследований в области политики. Функционируют также два ведомственных НИИ международных проблем в Пекине и Шанхае. К центральному аппарату относятся также несколько постоянных делегаций, уполномоченных представлять КНР на двусторонних переговорах.


При МИД имеется филиал Высшей партийной школы при ЦК КПК, где с отрывом от производства в течение полугода занимаются до 100 дипломатических сотрудников рангом до 1 секретаря включительно. Ежегодно 3—4 работника на уровне заместителя министра и руководителя отделов и управлений направляются на учебу в Центральную ВПШ сроком на 6 месяцев. Партийность — важнейшее требование к каждому сотруднику МИД КНР, и без системы партийной работы и учебы немыслима карьера дипломата.


Однако МИД КНР не является единственным дипломатическим органом. Высший эшелон китайских руководителей, партийных, государственных и военных осуществляет дипломатические функции — особенно при визитах за рубеж и приеме иностранных представителей высшего и высокого уровня — не в меньшей мере, чем аппарат Министерства иностранных дел. Кроме того, существует и достаточно разветвленный аппарат Министерства внешней торговли, осуществляющий экономические связи КНР, в которых дипломатия играет не малую роль.


В интересах внешней политики КНР широко используются различные общественные организации, реализующие цели так называемой «народной дипломатии». Это — Китайское народное общество дружбы с зарубежными странами, которое имеет свои отделения в большинстве провинций городов Центрального подчинения и автономных районов страны. Это — Китайское общество по изучению международных отношений, целью которого является развивать и устанавливать связи с политическими деятелями, видными учеными-международниками и политологами, организовывать и участвовать в двусторонних и многосторонних научных конференциях и симпозиумах. Задачей Китайского общества по международному обмену, созданного в 1981 г., является осуществление сотрудничества с подобными ему зарубежными организациями, политическими партиями, учеными, видными общественными деятелями путем обмена визитами, участия в международных конференциях и т.п. «Народная дипломатия» реализуется и некоторыми другими организациями.



Внешнеполитическое ведомство Китая придает большое значение выработке дипломатического имиджа своей страны. При этом за 52 года существования КНР дипломатический имидж Китая претерпел существенные качественные изменения. Но в его основе всегда лежало представление о Китае как об одном из важнейших мировых центров сил. Китайская внешнеполитическая пропаганда была нацелена в первую очередь на создание такого имиджа КНР, который позволял бы руководству КНР с наименьшими затратами осуществлять свои цели на международной арене. В этих целях МИД оказывает влияние на деятельность печати и средств внешней пропаганды. С недавних лет МИД стал регулярно проводить пресс-брифинги по самому широкому кругу вопросов для аккредитованных в Пекине иностранных журналистов. Особую роль, помимо Отдела информации МИД КНР, играет агентство Синьхуа, Главное управление по радио и телевидению при Государственном совете КНР, имеющие представительства за рубежом, и крупнейшая газета «Жэньминь жибао» с ее корреспондентскими пунктами за границей.


Само собой разумеется, что в условиях, когда руководящей партией в Китае является КПК, Министерство иностранных дел КНР отнюдь не главный творец внешней политики, а с ней и дипломатической стратегии и тактики.


Кардинальные решения по международной политике Китая принимаются на высшем уровне — на съездах Компартии Китая, на заседаниях Политбюро ЦК КПК. В последнее время при ЦК КПК создана специальная «руководящая группа по внешним делам», а при Госсовете КНР — «консультативно-исследовательская группа по внешней политике». Эти группы являются совещательными органами. В них входят ведущие авторитетные специалисты по международным делам, представители практических ведомств, ответственные работники Отдела международных связей ЦК КПК. На заседаниях групп обсуждаются важнейшие внешнеполитические проблемы Китая, готовятся аналитические материалы. Важное значение в формировании внешнеполитической стратегии КНР имеет Военный Совет ЦК КПК — орган, осуществляющий на самом высоком уровне увязку шагов на международной арене с задачами обеспечения национальной безопасности страны.


В начале 90-х годов XX в. в Китае была начата административная реформа всех государственных органов управления. В рамках проводимой реформы было принято решение — ввиду важности внешнеполитического ведомства не сокращать численный состав персонала МИД. Среди главных целей реформы Министерства были названы совершенствование его центрального аппарата и загранучреждений, упорядочение административной структуры, разграничение административных и партийных функций. В МИД КНР предусматриваются активные меры по насыщению его подразделений высокоскоростными копировальными машинами и электронными средствами связи и хранения информации. Серьезное внимание уделяется повышению эффективности деятельности каждого работающего в системе МИД КНР, для чего в 80-е годы была введена система «профессиональной должностной ответственности», имеющая целью определить служебные функции сотрудников, начиная с референтов и кончая заместителями министра.



Помимо подобной «аттестации рабочих мест», осуществляется широкомасштабная служебная аттестация сотрудников Министерства. Для ее проведения была образована комиссия е составе представителей Парткома и Управления кадров. Критерии, выработанные для оценки аттестуемого сотрудника, включают в себя идейно-теоретическую подготовку, аналитические способности, работоспособность, дисциплинированность, организаторские способности, навыки руководителя, умение писать и четко излагать свои мысли, компьютерная грамотность. Периодическая (обычно ежегодная) аттестация как в центральном аппарате МИДа, так и в загранучреж-дениях, проходит в обстановке «открытости и деловой доброжелательности» в несколько этапов, включающих в себя «индивидуальный отчет, доклад непосредственному начальнику, обсуждение массами, итоговую оценку руководителями», которая выставляется по схеме «отлично, хорошо, нормально, посредственно». Теоретически предусмотрено даже право сотрудника опротестовывать оценку начальника в случае несогласия с ней. Пока трудно судить о том, насколько подобные аттестации позволили повысить ответственность, активность и инициативность работников.


При назначении на руководящие должности в МИД КНР в последнее время постепенно вводятся элементы конкурса, схожие с аттестацией. Практически каждый сотрудник центрального аппарата имеет возможность выставить свою кандидатуру. С начала 90-х годов в Министерстве действует тесно увязанная с аттестацией система мер поощрения за хорошую работу и санкций за неудовлетворительную. Для передовиков учреждена Доска почета, а отдельным сотрудникам вручаются 1 почетные грамоты, выдаются премии, достигающие 30% от должностного оклада. Случаев, когда администрация была вынуждена уволить нерадивого сотрудника, не прошедшего аттестацию, крайне мало, ибо существующее в КНР трудовое законодательство затрудняет эту процедуру. Лишь в последние годы в Китае разрабатывается «Положение о государственной службе», затрагивающее и дипломатическую карьеру, которое предусматривает практику заключения на основе конкурсного экзамена трудовых соглашений и полный переход на контрактную систему.


Продвижение по службе сотрудников МИД КНР и присвоение дипломатических рангов зависит, прежде всего, от стажа работы. Например, ранг атташе присваивается младшему специалисту через 3 года после поступления на службу, 3-го секретаря — еще через 3 года, а ранг 2-го секретаря по прошествии последующих 4-х лет. Таким образом, уже к 33 годам китайский дипломат может стать 2-м секретарем. Начиная с этого ранга, сроки присвоения очередных дипрангов не установлены. В последнее время стало практиковаться досрочное (обычно за 1 год до истечения установленного срока) присвоение рангов за успешную работу.