ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 4895
Скачиваний: 49
нидам самой северной в державе области "саков, которые за Согдом" (Вайнберг, Ле-
вина, 1993, с. 95). Где-то в конце III — начале II в. до н.э. жители чирикрабатских
городищ и поселений под давлением экологической ситуации вынуждены были по-
кинуть рассматриваемый регион и уйти, судя по археологическим данным, в основ-
ном на юго-запад, в районы Парфии, и небольшой частью на восток, где в районе г.
Алма-Ата оставили нам несколько своих поселений.
Однако и в силу географического положения наиболее важные в регионе миг-
рационные пути и торговые дороги, зоны межэтнических и межкультурных контак-
тов в I тыс. до н.э., как и в I тыс. н.э., проходили севернее Жаныдарьинского русла,
в бассейне древних северных сырдарьинских протоков — Кувандарьи и Пракуван-
дарьи (Эскидарьялыка), где в рассматриваемый период развивалась джетыасарская
культура (с конца эпохи бронзы и по VIII-IX вв. н.э.). Памятники последней и ста-
нут основным объектом нашего внимания в данной книге.
Хотя упоминание о низовьях Сырдарьи и названия некоторых городов данного
региона находим в весьма древних источниках, говорить об историко-геогра-
фическом изучении этих областей можно лишь начиная с середины XVIII в., а вер-
нее, с XIX в. Ряд крупных городов в сырдарьинских низовьях изредка отмечается на
европейских географических картах уже с XIII в. Намного лучше эти места были
известны аль-Бируни, Ибн Хаукалю, Идриси. С середины XVIII в. и особенно на-
чала XIX в. начинается все более интенсивное обследование территорий Северного
и Центрального Казахстана, а частично и отдельных областей Средней Азии. Так,
еще в 1740 г. по дороге в Хиву в низовьях Сырдарьи побывали Гладышев и Мура-
вин, видевшие развалины Джанкента (Ханыков, 1850). Упоминают о некоторых
развалинах в сырдарьинских низовьях и С.Ремезов, П.Рычков (последнему были
известны результаты поездки Гладышева и Муравина), А.И.Левшин, М.Мейер,
А.И.Макшеев и др. (Ремезов, 1882, с. 316-319; Рычков, 1762; Левшин, 1832, с. 212;
Макшеев, 1856, с. 69). Но при этом, несмотря на упоминания отдельных развалин
Нижней Сырдарьи, интересующие нас в настоящий момент регионы фактически
целиком оставались вне поля деятельности крупнейших географов того времени. И
лишь в 1867 г. П.И. Лерх посетил некоторые памятники сырдарьинских низовий и
произвел первые раскопки на одном из них — городище Джанкенте, который он
отождествлял с Янгикентом (Лерх, 1870, с. XXII-XXXI).
На протяжении последующих двух десятилетий низовья Сырдарьи исследова-
лись лишь случайно проезжавшими там военными топографами, географами и др.
Изредка отдельные памятники подвергались таким же бессистемным и случайным
раскопкам (например, раскопки В.В. Верещагина на уже упомянутом выше горо-
дище Джанкент, об этом см. Лыкошин, 1896). В 1895 г. в Ташкенте был создан Тур-
кестанский кружок любителей археологии, деятельность членов которого затронула
и районы нижней Сырдарьи. Во время своих поездок по Средней Азии и Казахстану
члены кружка не только фиксировали вновь открытые ими многочисленные посе-
ления и городища, но и пытались отождествлять их с упомянутыми у древних авто-
ров (Смирнов, 1897, с. 11-12; Каллаур, 1904; Лунин, 1958; Бартольд, 1897). Однако
можно считать, что историко-географическое изучение низовьев Сырдарьи в Во-
сточном Приаралье началось все же в конце 60-70-х годов XIX века и базировалось
как на данных античных и средневековых географов и путешественников, так и на
путевых записках купцов и исследователей XVIII в., проезжавших через эту область
на пути в Бухару (краткий обзор и литературу см. Левина, 1971, с. 8-9).
С 1946 г. Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция АН СССР под ру-
ководством С.П.Толстова начала археологическое изучение данного региона
(подробно об исследованиях жаныдарьинского и инкардарьинского бассейна см.
Вайнберг, Левина, 1993, с. 5 и ел.).
6
Первое исследование джетыасарских памятников было проведено С.П.Толсто-
вым в том же, 1946 г. (Толстое, 19476, с. 55-107; он же, 1948, с. 125-140). В 1948,
1949, и 1951 гг. велись раскопки городищ Джеты-асар 3 (Алтын-асар), Джеты-асар 9
и отдельных курганов в окрестностях Джеты-асар 3 (Толстов, 1949, с. 246-254; он
же, 1950а, с. 521-531; он же, 1952, с. 16-19; он же, 1954, с. 258-262; он же, 1958,
с. 235-252; он же, 1962а, с. 186-198). Разведывательные работы в этом же районе
продолжались в 1958, 1962-1963, 1966, 1971 гг. (Толстов, Жданко, Итина, 1963, с. 31;
Андрианов, 1969, с. 13-14; Левина, 1971, с. 19).
С 1973 г. возобновились раскопки джетыасарских городищ (Левина, 1974,
с. 471-472; она же, 1975, с. 42-46), продолженные в 1976, 1978 гг. (городище Джеты-
асар 2), затем в 1979-1981 и 1983-1984 гг. (городище Джеты-асар 12) (Левина, 1977,
с. 517-518; она же, 1979а, с. 537; она же, 1980, с. 434-435; она же, 1981а, с. 438-439;
она же, 1983, с. 441-442; она же, 1985, с. 512-513; она же, 1986, с. 447-448). Тогда же
вблизи изучаемых городищ проводились раскопки погребений (Левина, 1974, с. 472;
она же, 1981а, с. 438; она же, 1983, с. 442; она же, 1985, с. 513; она же, 1986, с. 447;
Яблонский, 1983, с. 447-448). С 1986 г. развернулись широкие охранные работы в
урочище, в результате которых было изучено около 700 курганов в окрестностях го-
родищ Джеты-асар 3 (Алтын-асар), Джеты-асар 12 (Томпак-асар), Джеты-асар 11 и
13 (Кос-асар Большой и Кос-асар Малый) (Левина, 1988, с. 485-486; она же, 1987, с.
179-180; она же, 1992а, с. 150-157, 258-259; она же, 19926; она же, 1993а; она же,
19936; она же, 1994).
Большей частью работы производились комплексно, с привлечением исследо-
ваний географов, почвоведов, геоморфологов, ландшафтников, биологов, антропо-
логов, палеодемографов (1973 г.) и последующим исследованием полученных аэро-
фотоснимков при изучении памятников, древних русел и т.п. (см. например, Тол-
стов, 1948; Андрианов, Итина, Кесь, 1975; Левина, Птичников, 1991; Левина, Га-
лиева, 1993а; они же, 19936; они же, 1995; Бужилова, Медникова, 1995 и мн. др.).
Несмотря на то что раскопки на джетыасарских городищах велись с 1948 года,
хотя и с многолетними перерывами, в литературе они освещались чрезвычайно ску-
по, часто упоминались лишь сами факты работ. Однако уже в 1948 г. С.П.Толстов
дал общую характеристику и первую классификацию джетыасарских памятников, а
в 1966 и 1971 гг. автором этой книги были опубликованы результаты исследований
хронологии и классификации джетыасарскбй керамики, а соответственно и многих
памятников (Левина, 1966; она же, 1971), в основных своих положениях выдержав-
ших "проверку временем". Учитывая значимость данного региона и культуры в эт-
нокультурной истории многих евразийских народов, представляется возможным и
интересным ввести полученные в результате полевых работ материалы в научный
оборот, дать характеристику и описание чрезвычайно своеобразной джетыасарской
культуры, попытавшись проследить ее развитие прежде всего в районе становления
культуры в Восточном Приаралье.
Как уже упоминалось, с 1986 по 1991 г. работы в давшем имя культуре Джетыа-
сарском урочище в бассейне Эскидарьялыка носили охранный характер. Эти иссле-
дования не могли бы быть проведенными в полном объеме без моральной и матери-
альной поддержки руководства космодрома Байконур и, в первую очередь, военных
строителей. Мы должны еще и еще раз поблагодарить генерал-майора Б.Г.Калини-
чева и полковника А.З.Дысина за их постоянную помощь, без которой нам не уда-
лось бы получить таких уникальных антропологических и археологических коллек-
ций.
Должна поблагодарить художника Г.М.Баева, фотографа С.Н. Иванова, архи-
текторов А.С. Дубовского, А.Ф. Квасова, И.П. Лунькову, моих помощников-архе-
ологов, в первую очередь СМ. Колякова, Е.В. Переводчикову, Л.К. Сергееву, а так-
же сотрудников сектора С Б . Болелова, С.Н. Гавряшина, А.Н. Гертмана, О.С. Ни-
кулину, А.В. Савицкого, моих друзей и бессменных участников в работах экспеди-
ции Т.Ф. Абрамову, С.С. Яресько, П. Грицевичуса и многих других.
Планы городищ, внутренних планировок выполнены А.С. Дубовским, А.Ф.
Квасовым, И.П. Луньковой, Л.К. Сергеевой, чертежи курганов сделаны Л.К. Сер-
геевой, Н.И. Ханиной, Л.М. Левиной, И.П. Луньковой, карты-схемы и таблицы —
Л.М. Левиной, рисунки выполнены Г.М. Баевым, Л.К. Сергеевой, И.И. Зайцевой,
Л.М. Левиной, реконструкции одежды сделаны Г.М. Баевым совместно с А.К. Ел-
киной и Л.М. Левиной, реконструкции поясных гарнитуров принадлежат Г.М. Бае-
ву и Л.М. Левиной, дешифровочные карты — З.С. Галиевой, фотографии сделаны
С.Н. Ивановым. Огромную помощь в подготовке к изданию данной книги оказала
М.А. Зубарева.
Глава I
ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩА
D
определении культурно-исторической специфики различных
племен особое значение приобретают характер расселения, топография памятников
и особенности организации самих поселений.
Обширная равнина древней дельты Сырдарьи, примыкающая к Аральскому мо-
рю с востока, представляет собой и уникальный заповедник археологических и ис-
торических памятников, большинство которых бытовало в первом тысячелетии до
н.э. — первом тысячелетии н.э. (рис. 1).
Как упоминалось выше, в долинах древних южных сырдарьинских протоков —
Инкардарьи и Жаныдарьи находятся погребальные сооружения и поселения саков и
их непосредственных потомков— носителей чирикрабатской культуры. К VII-V
(изредка IV) вв. до н.э. относятся исследованные сотрудниками Хорезмской архео-
лого-этнографической экспедиции на возвышенностях Уйгарак и Тагискен два
курганных могильника, около двух десятков расположенных на расстоянии не-
скольких километров друг от друга так называемых "шлаковых" курганов и множе-
ство поселений и стоянок, очевидно принадлежащих тем же сакским племенам
(Толстое, 19626; он же, 1963; Вишневская, 1973; Левина, 19796). Среди почти семи-
десяти таких поселений и стоянок, находящихся в большинстве случаев на берегах
небольших естественных протоков, лишь на одном удалось проследить остатки
окаймлявшей поселение стены, сложенной из сырцовых кирпичей и пахсовых бло-
ков.
Иную топографию и внешний вид имеют поселения чирикрабатской культуры
(IV-II вв. до н.э.). Более двухсот двадцати открытых сельских поселений, разме-
щавшихся в зоне ирригационных систем, сосредоточены в нескольких оазисах, не-
редко вокруг крепостей или укрепленных усадеб. Площадь самих поселений раз-
лична, но внутри каждого из них можно проследить отдельные многокомнатные
дома-усадьбы с расположенными рядом садами. Открытость, неукрепленность этих
поселений показательна для чирикрабатского комплекса.
Размеры самих оазисов колеблются от 150-200 га (Баландинский) до 10000 га
(Бабишмуллинский) (Вайнберг, Левина, 1993, с. 16). Вероятно, столицей "чирикра-
батцев" было огромное городище Чирикрабат, возвышавшееся непосредственно на
берегу Жаныдарьи, бывшее, очевидно, резиденцией вождей чирикрабатских пле-
мен. Фортификация, строительная техника чирикрабатских крепостей и поселений,
как и весь характер самой культуры, подтверждают тот факт, что чирикрабатская
культура сложилась на базе культуры сакских племен низовьев Сырдарьи предшест-
вующего времени и сильного культурного влияния южных среднеазиатских земле-
дельческих культур. В силу сложившейся экологической ситуации (см. выше), пре-
кращения стока вод в руслах древних южных сырдарьинских протоков, в конце
III — начале II в. до н.э. чирикрабатская культура прекращает свое существование на
восточной приаральской равнине.
Одновременно с вышеупомянутыми сакскими и чирикрабатскими поселениями
в бассейне северных древних протоков Сырдарьи — Кувандарьи и Пракувандарьи
(Эскидарьялыка) бытовали памятники джетыасарской культуры, существовавшей с
конца эпохи бронзы по VIII-IX вв. н.э. и являющейся основным объектом наших
исследований. В отличие от топографии инкардарьинских и жаныдарьинских посе-
лений VII-II вв. до н.э., где господствуют оазисы из неукрепленных поселений, то-
пография джетыасарских имеет совершенно иной характер. Среди известных нам
более полусотни джетыасарских городищ были лишь многослойные с развитой
фортификацией крепости и не найдено ни одного неукрепленного поселения.
После первого рекогносцировочного обследования Джетыасарского урочища,
имя которого получила культура, СП. Толстов дал первую характеристику ее и
классификацию памятников, разделив их на три основных типа: первый — укреп-
ленная усадьба с большим также укрепленным зданием внутри нее; второй — кре-
пость с сильно развитой системой фортификации (башни, укрепленные ворота) и
без следов построек внутри стен; третий — крепость со столь же развитой фортифи-
кационной системой, но с многочисленными и разнообразными остатками жилых
сооружений внутри.
Первый тип имел два подтипа, к первому из которых было отнесено городище
Джеты-асар №1, ко второму подтипу — городища Джеты-асар №№2, 5, 6, 7, 13, 15,
16 (Толстов, 1948, с. 128-131).
К наиболее коздним СП. Толстов отнес второй тип памятников—крепости
Джеты-асар №4 и №8 (Толстов, 1948, с. 136). Дальнейшие исследования позволили
внести значительные коррективы в хронологическую и типологическую классифи-
кацию СП. Толстова, одновременно подтвердив часть его основных положений
(как, например, вопросы нижней хронологической границы культуры в регионе и
проблемы поздних памятников в урочище).
Однако работы в данном регионе показали, что ареал распространения джетыа-
сарских памятников чрезвычайно широк и территория, занятая джетыасарскими го-
родищами, простирается далеко на север, восток и юго-восток от Джетыасарского
урочища (рис. 1). В середине 60-х годов автором была дана уточненная периодиза-
ция культуры и классификация ее керамики (Левина, 1966). В развитии культуры
было выделено три крупных этапа: Джетыасар I (последние века до н.э. — конец
III-IV в. н.э.), Джетыасар II (IV-VI, возможно, VII вв. н.э.) и Джетыасар III (VII-IX
вв. н.э.) (Левина, 1971, с. 64-76), при этом неоднократно оговаривалось предполо-
жение о гораздо более ранней начальной дате первого этапа культуры (Левина, 1971,
с. 64). Если для двух последних этапов джетыасарской культуры имеются опреде-
ленные различия как в материальной культуре, так и в планировке городищ и в их
фортификации, то гораздо сложнее дело обстоит с памятниками первого этапа,
очень однородными по внешнему виду, но охватывающими большой хронологиче-
ский период. Основываясь на имеющейся в настоящий момент стратиграфии
нескольких памятников, мы попытались разделить первый этап культуры, этап
Джетыасар I, пока на три хронологических периода: 1а, 16, 1в. Первый из этих пе-
риодов, пока условно, можно датировать в пределах с VII-VI вв. до н.э. по послед-
ние века до н.э.; второй — последними веками до н.э. — первыми веками н.э.; тре-
тий — возможно, II-IV вв. н.э. Но разделение это носит в определенной степени ги-
потетический характер. В своих основных положениях данная хронология и клас-
сификация выдержали "проверку временем" и были многократно подтверждены
результатами работ на сотнях памятников восточных и юго-восточных районов
Средней Азии: в Южном Казахстане, Узбекистане, Киргизстане.
К настоящему времени имеется немало оснований считать, что очень своеоб-
разная, чрезвычайно архаичная по своему внешнему облику джетыасарская культу-
10